Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:01, курсовая работа
Особенность столичного цветочного бизнеса — подавляющий перевес импортной продукции. 90% роз, гвоздик, тюльпанов и лилий привозят из-за границы. Доля отечественной продукции не превышает 10%. В основном это розы из подмосковных хозяйств и с юга России, а также тюльпаны, выращенные в частном секторе. Любимые в столице розы с высотой стебля 50–90 сантиметров привозят только из Нидерландов. Большинство тюльпанов, гвоздик, лилий, которые можно найти в московских магазинах, также выросли на родине Ван Гога.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 Особенности развития цветочного бизнеса в РФ 6
1.2 Специфика создания нового предприятия в данном виде деятельности 13
1.3 Особенности спроса 14
1.4 Характеристика материальной базы данного вида деятельности 16
1.5 Специфика организации работы нового предприятия в данном виде деятельности Ошибка! Закладка не определена.
1.6 Законодательная база деятельности нового предприятия 17
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
2.1 Анализ факторов развития отрасли за 3-5 последних лет 19
2.2Анализ внешних факторов развития нового предприятия 23
2.2.1 Выбор места расположения нового предприятия 23
2.3 Маркетинговое исследование рынка в выбранном районе 25
2.3.1 Разработка анкеты и организация потенциальных потребителей данных услуг 25
2.3.2 Расчет производственной программы открытия цветочного магазина 26
2. Аналитическая оценка деятельности конкурентов 27
2.5 Анализ поставщиков 27
2.6 Выводы по аналитической части 29
3. ПРОЭКТНАЯ ЧАСТЬ 30
3.1 Мероприятия по созданию нового предприятия 30
3.1.1 Формирование материальной базы 30
3.1.2 Формирование уставных документов 31
3.1.3 Регистрация нового предприятия 32
3.1.4 Оформление лицензии 33
3.2 Мероприятия по организации деятельности нового предприятия 39
3.2.1 Выбор организационной структуры и структуры управления нового предприятия 39
3.2.2 Определение штатного расписания, организация отбора персонала 36
3.2.3 Оснащение офиса 38
3.2.4 Разработка продукта 38
3.2.5 Организация продажной деятельности и ответственности 40
3.2.6 Участие в выставках 48
3.2.7 Организация рекламной деятельности 46
3.3 Информационное обеспечение проекта 47
3.4 Правовое обеспечение проекта 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 Особенности развития цветочного бизнеса в РФ 6
1.2 Специфика создания нового предприятия в данном виде деятельности 13
1.3 Особенности спроса 14
1.4 Характеристика материальной базы данного вида деятельности 16
1.5 Специфика организации работы нового предприятия в данном виде деятельности Ошибка! Закладка не определена.
1.6 Законодательная база деятельности нового предприятия 17
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 19
2.1 Анализ факторов развития отрасли за 3-5 последних лет 19
2.2Анализ внешних факторов развития нового предприятия 23
2.2.1 Выбор места расположения нового предприятия 23
2.3 Маркетинговое исследование рынка в выбранном районе 25
2.3.1 Разработка анкеты и организация потенциальных потребителей данных услуг 25
2.3.2 Расчет производственной программы открытия цветочного магазина 26
2. Аналитическая оценка деятельности конкурентов 27
2.5 Анализ поставщиков 27
2.6 Выводы по аналитической части 29
3. ПРОЭКТНАЯ ЧАСТЬ 30
3.1 Мероприятия по созданию нового предприятия 30
3.1.1 Формирование материальной базы 30
3.1.2 Формирование уставных документов 31
3.1.3 Регистрация нового предприятия 32
3.1.4 Оформление лицензии 33
3.2 Мероприятия по организации деятельности нового предприятия 39
3.2.1 Выбор организационной структуры и структуры управления нового предприятия 39
3.2.2 Определение штатного расписания, организация отбора персонала 36
3.2.3 Оснащение офиса 38
3.2.4 Разработка продукта 38
3.2.5 Организация продажной деятельности и ответственности 40
3.2.6 Участие в выставках 48
3.2.7 Организация рекламной деятельности 46
3.3 Информационное обеспечение проекта 47
3.4 Правовое обеспечение проекта 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Особенность столичного цветочного бизнеса — подавляющий перевес импортной продукции. 90% роз, гвоздик, тюльпанов и лилий привозят из-за границы. Доля отечественной продукции не превышает 10%. В основном это розы из подмосковных хозяйств и с юга России, а также тюльпаны, выращенные в частном секторе. Любимые в столице розы с высотой стебля 50–90 сантиметров привозят только из Нидерландов. Большинство тюльпанов, гвоздик, лилий, которые можно найти в московских магазинах, также выросли на родине Ван Гога. Кстати, в Нидерландах ежегодно составляются рейтинги стран — импортеров цветочной продукции. Россия с конца 1990-х годов стабильно входит в десятку самых крупных покупателей. По прогнозу Ассоциации голландских цветоводов, в ближайшие десять лет Россия выйдет на второе место после Германии среди импортеров срезанных растений из этой страны.
Колумбия
и Эквадор поставляют в Москву
крупные гвоздики и некоторое
количество роз. Экзотика (например, орхидеи,
составляющие в общем цветочном
обороте менее 1%) поступает из Южной
Африки. Поставщик декоративной зелени
для украшения букетов —
Продавцы и флористы утверждают, что российский товар и дороже, и менее качественный. По их мнению, работать с импортным материалом проще и удобнее, так как каждый цветок строго соответствует стандартам. Отечественные цветы по-своему красивы, и они занимают свою нишу в так называемых «коротких» сортах роз. Правда, чаще распространением подмосковных «коротких» роз занимаются бабушки у станций метро. «Срезанный цветок (например, роза) должен стоять в вазе от 14 до 30 дней, если он хранился в правильных условиях и пропитан консервантами, — объясняет флорист Светлана Самойлова. — Такие растения — исключительно заграничные; как правило, они дороже на 20–30%. Позволить себе закупать «правильные» растения могут только крупные сети и премиальные салоны. В остальных магазинах — ширпотреб, но тоже иностранный. Подмосковные цветы не вянут около недели, а импортные, которые не всегда содержатся в подобающих условиях, сохраняются максимум 10 дней. Если цветок завял через день или два — вас обманули».
Самые ходовые
места для продажи цветов —
метро и крупные транспортные
развязки. Продавцы говорят, что найти
помещение или кусок земли
для установки даже крошечного цветочного
павильона почти нереально. «Даже
если есть свободное место, за него
требуют минимум 20 тысяч долларов»,
— признается цветочный предприниматель
из города Видное Сергей Михайлов, который
несколько лет назад пытался
выйти на столичный рынок и
открыть салон на Рязанском проспекте.
«Бизнес-журнал» обратился в
Сейчас столичные бизнесмены начинают осваивать торговые центры. Здесь выше аренда, зато проще с организацией торговли и, по утверждению продавцов, меньше проблем с контролерами. «Наверное, проходимость у нас не такая большая, как у палаток в метро, зато работать спокойнее. Покупатели все равно есть», — говорит продавец салона цветов в торговом комплексе «XL» Екатерина. В целом с местами наблюдаются некоторые проблемы. «Хлебные» места дороги и заняты, свободные — не такие проходные. Но независимо от местоположения продавцы находят своих покупателей, особенно в период цветочных праздников.
Актуальность цветочного бизнеса заключается в сравнительно быстрой организации и начале работы, отсутствии специальных лицензий, ходовом товаре и множестве потребителей.
Современный цветочный бизнес все чаще привлекает "серьезных" инвесторов и в целом развивается довольно динамично - объем российского рынка цветов уже достиг 40 млрд. рублей, а к 2010 году он обещает вырасти до 100 млрд.
На сегодняшний день 90% российского цветочного рынка пока принадлежит импортерам - Голландии, Эквадору, Колумбии и Израилю. Более 20 тонн срезанных цветов доставляются в Россию ежегодно, однако, приобретаются они уже несвежими. Российские цветы дешевле и свежее, но отечественные цветочные хозяйства обеспечивают пока только 10% поставок: из всех теплиц в России цветами занято только 1,5%.
Во все времена цветок был воплощением природного совершенства, а торговля этой красотой всегда была довольно прибыльным предприятием. Кроме того, цветы - популярное хобби: их выращивают на дачах и подоконниках, в палисадниках и оранжереях, для себя и просто для того, чтобы порадовать окружающих.
Как любой бизнес, цветочный имеет свои особенности. В Европе, к примеру, среди цветочных магазинов существует своя иерархия: самые демократичные торговые точки - павильоны у метро, где представлены два-три десятка и срезанные цветы. Магазины находятся вдалеке от деловых центров, они обычно небольшие и недорого оформлены. Летом горшечные растения выставляются на улице, у входа в магазин, на мобильных стеллажах. В помещении - срезка, композиции, несколько букетов и столик флориста.
Салоны цветов, как правило, располагаются рядом с дорогими бутиками. Стремясь к эксклюзиву, их часто оформляют в стиле арт-деко - с антикваром в интерьере. Бывают и салоны-оранжереи, куда люди приходят отдохнуть и полюбоваться цветами - причем иногда в таких салонах платный вход.
Российский цветочный рынок особенно бурно развивался в середине 1990-х, когда оптовики работали с розницей, владельцы палаток закупали товар у импортеров и отечественных цветоводов. В начале 2000-х появились цветочные магазины и салоны, которые некоторое время лидировали на рынке, а сравнительно недавно заработали сетевые, "брендовые" проекты, имеющие фирменный стиль и четкую концепцию.
Потребителией срезанных цветов можно условно разделить на три группы. Первая - люди, готовые потратить на букет не более 600 - 900 руб. Они обращают внимание не на качество цветов, а на цену, поскольку букет для них - формальность. Во второй группе покупатели, которые ценят качество цветов, профессионализм флористов и уровень обслуживания. Третья группа - знатоки, гурманы, которые предпочитают букеты известных флористов.
Однако, спрос на цветы низкого ценового сегмента пока значительно превышает спрос на дорогую продукцию. Среднему россиянину для покупки букета сегодня еще нужен повод. Но в будущем, с ростом доходов, цветы будут приобретать "просто так" - чтобы порадовать себя и близких. Это вселяет надежду, что слова "российский цветочный бизнес" будут подразумевать не только продавцов, но и производителей.
Цветочные магазины сегодня конкурируют с "мелкими точками" - палатками, ларьками, павильонами, которые контролируют 70% розничных продаж. Решение купить цветы обычно принимается импульсивно, букет часто приобретается по пути, так что востребованность продукции часто зависит от расположения точки. Но около 20% продаж принадлежит салонам средней категории, которые предоставляют определенный уровень сервиса. Цветы - товар, в котором для покупателя важна свежесть. Поэтому бренд в скором времени будет не менее востребован, если обеспечит качество товара и высокий уровень обслуживания.
В Петербурге работает около 200 цветочных магазинов и салонов, среди них сетевые и единичные проекты, а также цветочные отделы в супермаркетах и торговых центрах. Выручка может варьировать в зависимости от места, где ведется продажа: наиболее удачные точки - у развязок магистралей, станций метро, офисных центров. Вложения в открытие цветочного салона размером 200 м2 с ассортиментом из живых цветов, сувениров и сопутствующих товаров составляют около $100 тыс., рентабельность бизнеса оценивается в 25-30% годовых.
В последнее время рентабельность увеличивается за счет спроса на композиции и услуги флористов. Кстати, по утверждению предпринимателей, специалиста, умеющего работать с цветочным материалом, найти непросто.
Уникальный, "дизайнерский" букет дороже обычного - от 350 до 5 тыс. рублей, но и покупателем он ценится куда выше.
Дополнительные услуги - основной инструмент конкуренции: сегодня салоны предлагают доставить букет и поздравление, отправить к заказчику флориста, предоставить в аренду, для оформления офиса или банкетного зала, экзотические комнатные растения. У заморских цветов в последнее время появилось много почитателей. А многие покупатели с удовольствием выбирают полевые букеты - с ромашкой, колокольчиком и тысячелистником (кстати, подобные букеты были популярны в Серебряном веке).
Иногда салоны предоставляют консультации по вопросам ухода за цветами или даже берут растения на лечение или на содержание на время отпуска их хозяина. Многие магазины делают акцент на сопутствующие товары (они приносят до 15% прибыли), при этом уделяя особое внимание подарочной тематике: покупая букет, можно здесь же выбрать парфюмерию, алкоголь, конфеты или сувениры.
Еще одно интересное и прибыльное нововведение - интернет-магазин, который, к тому же, еще и представляет наименее рискованную модель флористического бизнеса. Для открытия такого магазина нужно только создать сайт, найти небольшое помещение, хорошего флориста и курьера для доставки. В России сейчас работает уже более 60 цветочных интернет-магазинов, а услуги по доставке букетов только в Москве предоставляют более 150 сайтов. Подобный бизнес "раскручивается" довольно быстро и позволяет задуматься о более крупных проектах.
Комнатные растения - особая статья цветочного бизнеса. Их ценят за уют, создаваемый в доме, и полезные свойства - цветы повышают влажность воздуха, убивают бактерии, снижают электромагнитное излучение и очищают воздух от токсических веществ, которые выделяют современные пластиковые покрытия, клей, лаки и моющие средства.
Цветочный рынок невозможен без "околоцветочного" бизнеса. Перечень товаров для цветов очень широк: сюда входят товары для выращивания и ухода, для садоводов и любителей комнатных растений, для работы цветоводческих хозяйств и оформления цветочных магазинов.
Потребности цветоводов и продавцов обеспечивают разные предприятия-производители, садовые центры, агрофирмы и агробюро - в последние годы их количество увеличилось, некоторые из них сотрудничают с зарубежными поставщиками, другие представляют отечественный опыт. Ориентируются они, как правило, на специализацию своих клиентов.
Так, тепличным
комбинатам и оранжереям необходимы
системы для поддержания