Политика доходов и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Пенсионная система России функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений – работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Например, в настоящее время под воздействием демографического фактора (постарение населения) нагрузка на работающих возрастает.

Содержание работы

1.Теоретический раздел «Пенсия как доход нетрудоспособного населения» 3
Введение 3
1.Пенсионное обеспечение в России и его роль в формировании доходов нетрудоспособного населения 5
2. Размеры и динамика пенсий, их связь с прожиточным минимумом 9
3.Некоторые меры по обеспечению социальной защищенности нетрудоспособного населения 13
Заключение 19
2.Исследовательский раздел «Изучение доходов и расходов населения» 20
1.Изучение степени концентрации среднедушевых располагаемых ресурсов населения 24
2.Изучение степени дифференциации населения по величине среднедушевых денежных доходов 32
3.Изучение взаимосвязи между среднедушевыми денежными доходами и долей расходов на оплату услуг 36
4.Вывод по исследовательской части курсового проекта 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

politika_olya.docx

— 201.25 Кб (Скачать файл)

 

Московский автомобильно-дорожный

государственный технический  университет

(МАДИ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине «Политика доходов и заработной платы»

Вариант 1,14

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы 3ЭДС1

Подобедова О.А.

 

Проверил преподаватель

Гусейналиев В.А.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

  1. Теоретический раздел «Пенсия как доход нетрудоспособного населения»   3

Введение                 3

    1. Пенсионное обеспечение в России и его роль в формировании доходов нетрудоспособного населения            5
    2. Размеры и динамика пенсий, их связь с прожиточным минимумом              9
    3. Некоторые меры по обеспечению социальной защищенности нетрудоспособного населения           13

Заключение              19

  1. Исследовательский раздел «Изучение доходов и расходов населения»       20
    1. Изучение степени концентрации среднедушевых располагаемых ресурсов населения                24
    2. Изучение степени дифференциации населения по величине среднедушевых денежных доходов             32
    3. Изучение взаимосвязи между среднедушевыми денежными доходами и долей расходов на оплату услуг           36
    4. Вывод по исследовательской части курсового проекта                                  47

Список литературы            49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Пенсия как доход нетрудоспособного населения.

Введение

 

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что на современном этапе развития нашей  страны распределительная пенсионная система несостоятельна. В условиях распределительной системы собранные  за определенный год отчисления социального  налога идут на выплаты текущим пенсионерам. Такая система актуальна при  условии значительного превышения числа работающих над числом пожилых  людей, находящихся на пенсии. Однако процесс постепенного старения населения, который сейчас происходит в России, требует резкого увеличения расходов на пенсионное увеличение. Если государство  не в состоянии увеличить расходы, то приходится снижать размеры пенсий, что приводит к отрицательным  последствиям: увеличению уровня смертности и бедности среди лиц пенсионного  возраста, росту социальной напряженности  в обществе. Сейчас многие страны борются  с демографической проблемой  путем внедрения пенсионных моделей, сочетающих в себе накопительный  и распределительный элементы. Накопительно-распределительная пенсионная система в нашей стране – сочетание государственных гарантий и возможность управления частью собственной пенсии, путем ее инвестирования государственными и частными управляющими компаниями в реальный сектор российской экономики. В рамках принятой системы размер пенсии прямо зависит от результатов инвестирования собранных средств, появляются стимулы для раскрытия реальных размеров заработной платы, к тому же Ваши средства не так сильно подвержены политическим рискам. Новая пенсионная система весьма прогрессивна и по мировым стандартам. Подобные системы сейчас работают в целом ряде стран: Чили, Аргентине, Колумбии, Перу, Казахстане, Польше, Венгрии и других…

Регулятором и контролером  пенсионной системы в России выступает  Министерство Финансов. В сфере управления и инвестирования накопительной  части пенсии на фондовом рынке регулятором  выступает Федеральная Служба по Финансовому Рынку (ФСФР). Все операции УК по размещению пенсионных денег  в ценные бумаги должны быть согласованы  со специализированным депозитарием, без одобрения которого никакие  сделки невозможны. УК регулярно должны предоставлять свою финансовую отчётность в ПФР и ФСФР и проходить  аудиторские проверки. Независимым  органом контроля является Общественный совет, в который входят представители  работников, работодателей и Правительства. Общественный совет может создавать  экспертные группы для рассмотрения различных вопросов пенсионной реформы. В рамках пенсионной реформы планируется  также создание консультационных органов, которые будут обеспечивать проведение специальных исследований и оказание консультационных услуг населению.

 

1. Пенсионное обеспечение в России  и его роль в формировании  доходов нетрудоспособного населения. 

 

Пенсионная система России функционирует на основе непрерывной  финансовой солидарности поколений  – работающих граждан с  нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Например, в настоящее время под воздействием демографического фактора (постарение населения) нагрузка на работающих возрастает. В 2002 г. на 1000 занятых в народном хозяйстве приходилось 450 пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты, т.е. без военных пенсионеров. В 2005 г. это соотношение ухудшилось на 13% и составило 554 пенсионера на 1000 работающих. В отдельных регионах это соотношение усугубилось, а в северных, наоборот, снижается из-за миграции населения в центральные и южные регионы России. В РФ насчитывается свыше 38 млн. пенсионеров, ежегодно на пенсию выходят еще около 2,5 млн. человек. Средняя пенсия составляет 35–40% средней зарплаты, что приводит к резкому снижению уровня дохода граждан после выхода на пенсию, и, естественно, к необходимости продолжать работать после ее назначения (в среднем каждый 5-ый пенсионер вынужден трудиться). Несмотря на регулярные индексации, реальный размер пенсий за годы реформ снизился более чем в 3 раза1.

Все началось в 1989 году, когда  Госстрах ввел дополнительную услугу по страхованию пенсий, в результате чего в ноябре 1991 года возник первый Российский Страховой Пенсионный Фонд (РСПФ). Сам Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) был организован  годом позже, в 19902г.

В декабре 1991 года Указом президента «О первоочередных мерах по организации  работы промышленности» государственным  предприятиям разрешено создавать  за счет прибыли фонды для увеличения пенсий их работникам.

Далее в апреле 1994 года Главное  Правовое Управление при Президенте РФ принимает решение о разработке Закона «О негосударственных пенсионных фондах». Проект этого закона был трижды отклонен Государственной Думой, но в 1998 году он все-таки был принят.

Лицензированию НПФов положило Постановление Правительства №1418, принятое в декабре 1994 г. Тогда было решено включить деятельность негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами НПФ в перечень лицензируемых видов. В октябре 1995 года Инспекция НПФ выдала первые лицензии НПФ. Однако в связи с изменением в требованиях к лицензированию в конце 2002 г. принимается решение приостановить выдачу лицензий НПФ. Этот мораторий был снят только в апреле 2004 г.

Далее в декабре 1999 года Правительство  утвердило «Требования к пенсионным схемам НПФ», а затем и «Требования  к составу и структуре пенсионных резервов НПФ и контроля за их размещением».

Перейти к накопительной  системе пенсионного обеспечения  было решено в октябре 2000 года на заседании Правительства, где были одобрены предложения ПФР и Минтруда по введению накопительных принципов формирования трудовой пенсии.

1) Трудовые (по стажу).

2) По старости (по возрасту). Устанавливается по достижении  пенсионного возраста (для женщин 55 лет, для мужчин 60 лет) при  наличии общего трудового стажа  определенной продолжительности  (для женщин не менее 20 лет,  для мужчин не менее 25 лет).

3) По инвалидности. Устанавливается  при наличии одной из трех  групп инвалидности и необходимого  общего трудового стажа. В некоторых  случаях пенсия назначается независимо  от продолжительности общего  трудового стажа. Размер пенсии  зависит от группы и причины  инвалидности.

4) По случаю потери  кормильца. Устанавливается в  случае смерти кормильца нетрудоспособным  членам семьи умершего, состоявшим  на иждивении (отдельным категориям  – независимо от нахождения  на иждивении). Круг лиц, имеющих  право на пенсию по случаю  потери кормильца, определен в  Законе РФ №340–1 от 20.11.90 «О  государственных пенсиях РФ».  Пенсия назначается если кормилец ко дню смерти имел общий трудовой стаж, который был бы ему необходим для назначения пенсии по инвалидности. В некоторых случаях пенсия назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца.

5) За выслугу лет. Устанавливается  в связи с длительной подземной,  другой работой с особо вредными  и тяжелыми условиями труда,  а также некоторыми иными видами  профессиональной деятельности. Пенсия  назначается строго по формальным  признакам (исчерпывающие списки  должностей и учреждений, работа  в которых дает право на  пенсию) в зависимости от стажа  и вида деятельности3.

Пенсии могут  состоять из следующих частей:

– базовая часть;

– страховая часть;

– накопительная часть.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Пенсия состоит из следующих  частей:

– базовая часть;

– страховая часть.

В соответствии с новой  пенсионной моделью трудовая пенсия состоит из трех составляющих:

– базовая часть – фиксированная сумма, гарантированная государством в твердом размере,

– страховая часть –

– накопительная часть

Лицам, не имеющим специальных  званий, пенсия назначается и выплачивается  согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» (далее –  Закон №173-ФЗ). Согласно ст. 7 данного Закона право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 5 лет страхового стажа. В то же время ст. 27 Закона №173-ФЗ определяет условия, при которых сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии. В частности, п. 2 указанной статьи говорит, что трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Списки соответствующих  работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с  учетом которых назначается пенсия на льготных условиях, утверждаются Правительством Российской Федерации. Подпунктом «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.

2. Размеры и динамика пенсий, их связь с прожиточным минимумом

 

Меры по повышению пенсий предпринимались как накануне пенсионной реформы, так и при принятии нового пенсионного законодательства. В  частности, с 1 января 2002 года пенсии детям-инвалидам  увеличены в 2,3 раза, инвалидам с  детства I группы ― в 2,5 раза, II группы ― в 4,6 раза. Это позволило повысить уровень пенсионного обеспечения  данных категорий пенсионеров до среднего размера пенсий (против «дореформенного» уровня 20–40% среднего размера пенсий)4.

Социальная пенсия – регулярная денежная выплата нетрудоспособным гражданам, по каким-либо причинам не имеющим права на трудовую пенсию. Возраст престарелых граждан, по достижении которого может быть назначена социальная пенсия, на 5 лет выше, чем для пенсионеров по старости: женщин – 60 лет, мужчин – 65 лет. Социальная пенсия устанавливается независимо от наличия трудового стажа. Престарелым гражданам социальная пенсия назначается в твердой сумме, равной 2/3 минимального размера пенсии по старости. Работающим пенсионерам социальная пенсия выплачивается в полной сумме.

В соответствии с Законом  РФ от 19 февраля 1993 г. №4520–1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гражданам из числа малочисленных народов Севера социальные пенсии назначаются: мужчинам – по достижении 55 лет, женщинам – по достижении 50 лет в размере минимальной пенсии по старости.

Кроме престарелых, социальные пенсии могут получать инвалиды любой  группы, а также ребенок-инвалид  в возрасте до 16 лет. Инвалидам I группы, инвалидам с детства I и II групп, а  также детям-инвалидам социальная пенсия устанавливается в размере  минимальной пенсии по старости, а  инвалидам II группы (кроме инвалидов  с детства) – в сумме 2/3 этого  размера. Для инвалидов III группы размер С. п. составляет 1/2 минимальной пенсии по старости.

Помимо инвалидов и  престарелых, социальная пенсия устанавливается  детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей, если родители не имели требуемого для  назначения трудовой пенсии стажа. В  этом случае социальная пенсия назначается  в размере минимальной пенсии по старости.

Право на социальную пенсию имеют круглые сироты и дети умершей одинокой матери, которая назначается им в размере минимальной пенсии по старости.

На основании ФЗ РФ от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» правом на социальную пенсию в размере минимальной пенсии по старости обладают ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние в возрасте до 18 лет.

Информация о работе Политика доходов и заработной платы