Политика доходов и заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Пенсионная система России функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений – работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Например, в настоящее время под воздействием демографического фактора (постарение населения) нагрузка на работающих возрастает.

Содержание работы

1.Теоретический раздел «Пенсия как доход нетрудоспособного населения» 3
Введение 3
1.Пенсионное обеспечение в России и его роль в формировании доходов нетрудоспособного населения 5
2. Размеры и динамика пенсий, их связь с прожиточным минимумом 9
3.Некоторые меры по обеспечению социальной защищенности нетрудоспособного населения 13
Заключение 19
2.Исследовательский раздел «Изучение доходов и расходов населения» 20
1.Изучение степени концентрации среднедушевых располагаемых ресурсов населения 24
2.Изучение степени дифференциации населения по величине среднедушевых денежных доходов 32
3.Изучение взаимосвязи между среднедушевыми денежными доходами и долей расходов на оплату услуг 36
4.Вывод по исследовательской части курсового проекта 47
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

politika_olya.docx

— 201.25 Кб (Скачать файл)

 

Раздел 2. Изучение доходов и расходов населения

Изменение в экономической  и социальной сферах в России за последнее десятилетие требует адекватных изменений в системе управления социально-экономическими процессами. Решение этой проблемы основано на проведении эффективной политики доходов и заработной платы. Разработка и проведение такой политики должны базироваться на всестороннем изучении процессов, происходящих в этой сфере, получении надежной информации о них и, в частности, информации о распределении доходов и расходов населения. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченных и малообеспеченных групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы включает  взаимодействие государственных, рыночных, административных, правовых, экономических и социальных нормативов. В рыночной экономике не существует строгой регламентации уровня доходов и заработной платы. Рыночное регулирование доходов и заработной платы осуществляется в результате изменений соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие потребительские товары, конкуренции, инфляции. Государственное регулирование представляет собой перераспределение доходов с помощью налоговых, бюджетных, кредитных и административных мер. Оно затрагивает как предприятия, так и домашние хозяйства.

Домашнее хозяйство - это  индивид или группа лиц, живущих  в одном жилище, объединяющих все  или часть доходов и имущества, совместно потребляющих часть товаров  и услуг. Домашние хозяйства - это  субъекты экономической деятельности, которые снабжают экономику ресурсами (в основном денежными и трудовыми) и используют полученные за них деньги для обеспечения  жизнедеятельности  людей. В результате проводимых в  стране бюджетных исследований домашних хозяйств получают информацию о их доходах и расходах: располагаемых ресурсах домашних хозяйств, номинальных и реальных денежных доходах и др.  Располагаемые ресурсы домашних хозяйств представляют собой сумму денежных средств, которыми располагают домашние хозяйства для обеспечения своих расходов и создания сбережений, а также стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот. 

Располагаемые ресурсы определяются как сумма следующих составляющих:

- денежные доходы;

- стоимость натуральных  поступлений продуктов питания;

- стоимость натуральных  поступлений;

- стоимость предоставленных  в натуральном выражении дотаций  и льгот;

- полученные ссуды и  кредиты, израсходованные сбережения.

Основную часть располагаемых  ресурсов домашних хозяйств составляют денежные доходы. Номинальные денежные доходы характеризуют общую величину всех денежных доходов, полученных населением из всех источников.  Реальные денежные доходы дают более адекватную оценку тенденции изменения денежных доходов  населения. Этот показатель рассчитывается с целью устранения искажающего  воздействия инфляционного фактора  на динамику доходов по формуле:

(II.1)


 

где - номинальные среднедушевые денежные доходы;

- индекс потребительских  цен в % к базисному периоду.

Среднее значение дохода рассчитывается по формуле:


 

(II.2)

 

 

Где `- середина 1-го интервала распределения населения по доходам;

- плотность распределения  1-го интервала.

Дифференциация доходов  позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень  социальной напряженности и определить характер политики доходов и заработной платы. Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов  являются:

- децильный коэффициент дифференциации доходов;

- коэффициент концентрации  доходов (индекс Джини);

- график концентрации  доходов (кривая Лоренца). Децили - это один из видов оценки  структуры доходов. 

Децили - значения, которые  делят совокупность доходов на 10 равных по объему частей (по 10 % в каждой). Тогда 1-я группа состоит из значений, которые не  превышают 1-й децили и т.д., а 10-я группа из значений, которые  выше 9-й децили.

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения (К,) показывает, во сколько раз минимальные доходы (10 %) наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы (10 %) наименее обеспеченного населения:


 

(II.3)

где ; - соответственно 9-я и 1-я децили.

Показателем  дифференциации, использующим   всю информацию о распределении  населения по доходам, является индекс концентрации доходов (коэффициент  Джини). Коэффициент Джини (С) рассчитывается по данным о накопленных частостах численности населения и денежного дохода:


(II.4)

 

где к - число интервалов группировки;

р;- доля населения, имеющего среднедушевой доход, не  превышающий верхнюю границу 1-го интервала;

q, - доля доходов ни  группы населения в общей сумме  доходов.

Для построения кривых концентрации доходов по вертикальной оси откладываются  накопленные доли по располагаемым ресурсам, а по горизонтальной - накопленные доли по численности населения.

Кривая концентрации доходов

Рис. II.1. Кривая концентрации доходов

Прямая линия ОА называется линией абсолютного равенства распределения  доходов. Она  отражает ситуацию, когда 20 % людей принадлежит 20 % доходов, 40 % людей - 40 % доходов и т.д. Кривая ОВ показывает долевое распределение  доходов по группам семей в  действительности. Усиление неравенства  в распределении доходов выражается в изменении конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии  абсолютного равенства. Расходы  домашних хозяйств разделяются на две  группы: связанные с потреблением и не связанные с ним. К первой группе относятся все расходы, произведенные  домашними хозяйствами на товары и услуги, предназначенные для потребления. Ко второй группе относятся  следующие   расходы:   налоги   на  доход,   отчисления   на социальное страхование и другие страховые взносы, отчисления в пенсионный фонд, денежные переводы и подарки. В расходы не включаются добавления к сбережениям, суммы, отданные взаймы, возврат ссуд. По данным бюджетных обследований домашних хозяйств определяются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, в которые входят:

- потребительские расходы;

- стоимость натуральных  поступлений продуктов питания;

- стоимость предоставленных  в натуральном виде дотаций  и льгот.


Более подробная классификация  расходов на конечное потребление домашних хозяйств,  рекомендуемая Госкомстатом России, включает следующие группы:

- стоимость питания, в  том числе: денежные расходы,

- стоимость натуральных поступлений продуктов питания;

- расходы на покупку  непродовольственных товаров;

- расходы на покупку  алкогольных напитков;

- расходы на оплату  услуг;

- стоимость предоставленных  в натуральном выражении дотаций  и льгот.


Одним из важнейших направлений  анализа является статистическое изучение расходов на конечное потребление и  потребительских расходов. Оценка степени  тесноты взаимосвязи между размером среднедушевых располагаемых ресурсов и структуры потребительских  расходов осуществляется с использованием различных методов и, в частности, с помощью расчета линейного  коэффициента     корреляции     и     эмпирического     корреляционного отношения.

 Линейный коэффициент  корреляции определяется следующим  образом:


(II.5)

 

где               ,           -   линейные отклонения для факторного и результативного признака соответственно;


              - среднеквадратические отклонения  для факторного и результативного  признака;


n - число единиц в совокупности.

Линейный коэффициент  корреляции (г) изменяется в пределах от -1 до +1. Знак г говорит о направлении связи. Отрицательные значения г указывают на обратную связь, положительные – на прямую. Качественная оценка тесноты связи может быть осуществлена на основе шкалы Чеддока (табл. 11.1).

Таблица II.1

Показатель тесноты связи (г)

0,1-0,3

0,3-0,5

0,5-0,7

0,7-0,9

0,9-0,99

Характеристика тесноты  связи

слабая

умеренная

заметная

высокая

весьма высокая


 

 

Эмпирическое   корреляционное   отношение   определяется   по формуле:


(II.6)


Где      - межгрупповая дисперсия  результативного признака;


       - общая  дисперсия результативного признака.

Межгрупповая дисперсия  измеряет колебания групповых средних вокруг общей средней, возникающие под действием фактора, положенного в основу группировки. Общая дисперсия характеризует вариацию признака под действием всех без исключения факторов. Качественная оценка тесноты связи с использованием эмпирического корреляционного отношения также может быть осуществлена на основе шкалы Чеддока.

 

Расчёт задания II.1

Имеются данные о структуре  среднедушевых располагаемых ресурсов по децильным группам населения за I квартал 2003 года в процентах (табл. II.1.1).

Таблица II.1.1

 

Всего

Децильные группы населения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Располагаемые ресурсы

из них:

100

3

4

5

6

7

9

11

13

16

28

  1. Валовый доход, в том числе

100

2

4

5

6

7

9

11

13

16

27

  1. Денежный доход

100

3

4

5

6

7

9

11

14

17

27

  1. Стоимость натуральных поступлений продуктов питания

100

4

6

7

9

9

11

11

12

13

18

  1. Стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот

100

4

6

8

9

10

11

10

12

14

18

  1. Сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений

100

3

3

3

4

4

7

6

8

10

54

Информация о работе Политика доходов и заработной платы