Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;
- Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- Выделить функции малого предпринимательства;
- Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;
- Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.
Введение........................................................................................................... 3
1 Понятие и сущность малого предпринимательства в России...................... 5
1.1 Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности 5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства............... 9
1.3 Функции малого предпринимательства............................................ 12
1.4 Характеристика экономической деятельности малого предприятия 13
2 Проблемы и развитие перспективных форм малого предпринимательства 16
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства.......................... 16
2.2 Венчурный бизнес как разновидность предпринимательства в России 24
2.3 Бизнес – инкубатор........................................................................... 27
2.4 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства........................................................................................... 29
Заключение..................................................................................................... 32
Список использованной литературы............................................................. 33
|
http://www.rosdiplom.ru/
Оглавление
Введение......................
1 Понятие
и сущность малого
1.1 Критерии
определения малых предприятий
и их характерные особенности
1.2 Преимущества
и недостатки малого
1.3 Функции
малого предпринимательства....
1.4 Характеристика
экономической деятельности
2 Проблемы и развитие перспективных форм малого предпринимательства 16
2.1 Проблемы
развития малого
2.2 Венчурный
бизнес как разновидность
2.3 Бизнес
– инкубатор...................
2.4 Технологические
парки – механизм интеграции
государства, финансов, науки и
производства..................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Введение
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.
Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10—12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300—400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Разработка нового законопроекта в области малого предпринимательства и его государственной поддержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;
- Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- Выделить функции малого предпринимательства;
- Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;
- Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.
Предметом
работы выступают механизмы
1 Понятие
и сущность малого
1.1 Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности
Изучая вопросы
малого предпринимательства в РФ,
необходимо обратиться к самому понятию
малого предпринимательства. Малое
предпринимательство — это
Общее число показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
- средняя
численность занятых на
- ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за один год),
- величина активов.[1]
Практически
во всех развитых странах первым критерием
отнесения предприятий к
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности—100 человек;
- в строительстве— 100 человек;
- на транспорте — 100 человек;
- в сельском хозяйстве — 60 человек;
- в научно-технической сфере — 60 человек;
- в оптовой торговле — 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.[2]
Под субъектами
малого предпринимательства понимаются
также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за
отчетный период численность работников
малого предприятия определяется с
учетом всех его работников, в том
числе работающих по договорам гражданско-
Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 209-ФЗ, вступающий в силу с января 2008 года, вносит изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:
- для юридических
лиц — суммарная доля участия
Российской Федерации,
- средняя
численность работников за
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек
включительно для малых предприятий;
среди малых предприятий
- выручка от реализации
товаров (работ, услуг) без
Таким образом, новый Закон вводит понятие средних предприятий, численность персонала которых не должна превышать 250 человек, тогда как численность малых предприятий ограничивается числом сотрудников равным 100 вне зависимости от сферы деятельности организации, и понятие микропредприятий, численность которых не должна превышать 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на выручку организации и балансовую стоимость активов.
Таким образом, при определении размеров организаций и отнесении их к субъектам малого предпринимательства все большее внимание уделяется финансовому состоянию организации, а не численности персонала.
Характерные особенности малых предприятий.
Во-первых,
это гибкость и быстрота принятия
решения, поскольку именно деятельность
малого предприятия легче
Во-вторых,
малые размеры предприятия
В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший предпринимательский эффект.
В-четвертых,
личные связи, часто вредящие в крупном
деле, особенно на уровне взаимодействия
крупных предприятий между
Таблица 1
Вступление в силу законов «дебюрократизации 1-ой волны»[4]
№ п/п |
Название закона |
Дата вступления в силу |
1. |
Федеральный закон от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» |
≈11.08.2001 |
2. |
Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» |
≈10.02.2002 |
3. |
Федеральный закон от 08.08.2001
№129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и |
≈01.07.2002 |
Кроме указанных
законов, существенно снизивших
административные барьеры, существенную
роль в развитии малого предпринимательства
сыграло введение двух специальных
режимов налогообложения: упрощенной
системы налогообложения и
Стоит также отметить, что на рост количества малых предприятий существенное влияние оказывали и другие меры государственной политики. Среди них стоит выделить следующие:
– реформа
земельно-имущественных
– поправки
в Таможенный кодекс Российской Федерации,
упростившие процедуру
– поправки в Лесной кодекс, способствовавшие образованию малых предприятий в лесопереработке;
– проект «Доступное
и комфортное жильё», стимулировавший
повышение численности малых
предприятий в сфере
– меры по внедрению рыночного механизма в процесс исполнения ряда государственных функций в рамках административной реформы, стимулировавшие развитие соответствующих рынков для малых предприятий;
– кроме этого, определенное влияние на рост малых предприятий могла оказать судебная реформа.[5]
1.2 Преимущества
и недостатки малого
Преимущества малого предпринимательства.
1. Сравнительно
более низкие издержки
Информация о работе Понятие и сущность малого предпринимательства в России