Понятие и сущность малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;
- Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- Выделить функции малого предпринимательства;
- Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;
- Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 3
1 Понятие и сущность малого предпринимательства в России...................... 5
1.1 Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности 5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства............... 9
1.3 Функции малого предпринимательства............................................ 12
1.4 Характеристика экономической деятельности малого предприятия 13
2 Проблемы и развитие перспективных форм малого предпринимательства 16
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства.......................... 16
2.2 Венчурный бизнес как разновидность предпринимательства в России 24
2.3 Бизнес – инкубатор........................................................................... 27
2.4 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства........................................................................................... 29
Заключение..................................................................................................... 32
Список использованной литературы............................................................. 33

Файлы: 1 файл

роль малого предпринимательства в россии.docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

 
Тема: Понятие и сущность малого предпринимательства в России


 

http://www.rosdiplom.ru/library/prosmotr.aspx?id=497466

 

Оглавление

 

Введение........................................................................................................... 3

1 Понятие  и сущность малого предпринимательства  в России...................... 5

1.1 Критерии  определения малых предприятий  и их характерные особенности       5

1.2 Преимущества  и недостатки малого предпринимательства............... 9

1.3 Функции  малого предпринимательства............................................ 12

1.4 Характеристика  экономической деятельности малого  предприятия 13

2 Проблемы  и развитие перспективных форм  малого предпринимательства 16

2.1 Проблемы  развития малого предпринимательства.......................... 16

2.2 Венчурный  бизнес как разновидность предпринимательства  в России     24

2.3 Бизнес  – инкубатор........................................................................... 27

2.4 Технологические  парки – механизм интеграции  государства, финансов, науки и  производства........................................................................................... 29

Заключение..................................................................................................... 32

Список использованной литературы............................................................. 33

 

Введение

 

В настоящее  время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ  и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Современная структура рыночной экономики в  масштабах России предполагает 10—12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в  то время, как их фактически насчитывается 300—400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Разработка  нового законопроекта в области  малого предпринимательства и его  государственной поддержки, а также  его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темы исследования.

Целью курсовой работы является рассмотрение малых  предприятий как форм предпринимательской  деятельности, анализ проблем становления  и развития малого предпринимательства  в России.

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

-   Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;

-   Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;

-   Выделить функции малого предпринимательства;

-   Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;

-   Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.

Объектом  изучения являются состояние и тенденции  развития малого предпринимательства  в России.

Предметом работы выступают механизмы государственной  поддержки малого предпринимательства.

 

1 Понятие  и сущность малого предпринимательства  в России

 

1.1 Критерии  определения малых предприятий  и их характерные особенности

 

Изучая вопросы  малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятию  малого предпринимательства. Малое  предпринимательство — это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях.

Общее число  показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится  к субъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

- средняя  численность занятых на предприятии  работников,

- ежегодный  оборот, полученный предприятием (как  правило, за один год),

- величина активов.[1]

Практически во всех развитых странах первым критерием  отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства является численность работающих человек.

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли  государственные предприятия, на которых  среднее число ежегодно занятых  не превышало 100 чел.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя  численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

-   в промышленности—100 человек;

-   в строительстве— 100 человек;

-   на транспорте — 100 человек;

-   в сельском хозяйстве — 60 человек;

-   в научно-технической сфере — 60 человек;

-   в оптовой торговле — 50 человек;

-   в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

-   в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.[2]

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного  времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной  настоящей статьей численности  указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством, на период, в течение  которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства  в российской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 209-ФЗ, вступающий в  силу с января 2008 года, вносит изменения  в критерии отнесения субъекта хозяйственной  деятельности к малому предприятию:

- для юридических  лиц — суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, иностранных юридических  лиц, иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов  в уставном (складочном) капитале (паевом  фонде) указанных юридических  лиц не должна превышать 25 процентов  (за исключением активов акционерных  инвестиционных фондов и закрытых  паевых инвестиционных фондов), доля  участия, принадлежащая одному  или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;

- средняя  численность работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего  предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних  предприятий;

б) до 100 человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

- выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный  год не должна превышать предельные  значения, установленные Правительством  Российской Федерации для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства.[3]

Таким образом, новый Закон вводит понятие средних  предприятий, численность персонала  которых не должна превышать 250 человек, тогда как численность малых  предприятий ограничивается числом сотрудников равным 100 вне зависимости  от сферы деятельности организации, и понятие микропредприятий, численность которых не должна превышать 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на выручку организации и балансовую стоимость активов.

Таким образом, при определении размеров организаций  и отнесении их к субъектам  малого предпринимательства все  большее внимание уделяется финансовому  состоянию организации, а не численности  персонала.

Характерные особенности малых предприятий.

Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную  политику.

Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют  легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в  связи с актуальными запросами  потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Малым предприятиям характерна быстрая  реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.

В-третьих, простые коммуникационные связи  внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая  реакция на поступающие команды  и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с  партнерами, дает хороший предпринимательский  эффект.

В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном  деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто  неформальные отношения не только между  работниками предприятия, но даже и  его клиентами, способны существенно  продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.

Таблица 1

Вступление в силу законов «дебюрократизации 1-ой волны»[4]

 

№ п/п

Название закона

Дата вступления в силу

1.

Федеральный закон от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

≈11.08.2001

2.

Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности»

≈10.02.2002

3.

Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

≈01.07.2002


Кроме указанных  законов, существенно снизивших  административные барьеры, существенную роль в развитии малого предпринимательства  сыграло введение двух специальных  режимов налогообложения: упрощенной системы налогообложения и системы  единого налога на вмененный доход. В настоящее время существует множество публикаций различных  исследовательских организаций, подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы.

Стоит также  отметить, что на рост количества малых  предприятий существенное влияние  оказывали и другие меры государственной  политики. Среди них стоит выделить следующие:

– реформа  земельно-имущественных отношений: либерализация рынка цемли, предоставления права льготного выкупа земельных участков – существенно упростившая ведения бизнеса в сельском хозяйстве;

– поправки в Таможенный кодекс Российской Федерации, упростившие процедуру переправки товаров через границу;

– поправки в Лесной кодекс, способствовавшие образованию малых предприятий  в лесопереработке;

– проект «Доступное и комфортное жильё», стимулировавший  повышение численности малых  предприятий в сфере строительных услуг;

– меры по внедрению  рыночного механизма в процесс  исполнения ряда государственных функций  в рамках административной реформы, стимулировавшие развитие соответствующих  рынков для малых предприятий;

– кроме этого, определенное влияние на рост малых предприятий  могла оказать судебная реформа.[5]

 

1.2 Преимущества  и недостатки малого предпринимательства

 

Преимущества малого предпринимательства.

1. Сравнительно  более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего  бюрократического аппарата и,  соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.

Информация о работе Понятие и сущность малого предпринимательства в России