Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;
- Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- Выделить функции малого предпринимательства;
- Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;
- Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.
Введение........................................................................................................... 3
1 Понятие и сущность малого предпринимательства в России...................... 5
1.1 Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности 5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства............... 9
1.3 Функции малого предпринимательства............................................ 12
1.4 Характеристика экономической деятельности малого предприятия 13
2 Проблемы и развитие перспективных форм малого предпринимательства 16
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства.......................... 16
2.2 Венчурный бизнес как разновидность предпринимательства в России 24
2.3 Бизнес – инкубатор........................................................................... 27
2.4 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства........................................................................................... 29
Заключение..................................................................................................... 32
Список использованной литературы............................................................. 33
2.2 Венчурный
бизнес как разновидность
Сущность
венчурного финансирования заключается
в финансировании предложений по
развитию производственной, коммерческой
или иной деятельности, необходимой
региону и ориентированной на
получение прибыли на основе существующих
или вновь для этого
Потребность такого рода финансировании обычно возникает у малых предприятий при попытке открыть свое дело или приватизировать региональную собственность (объекты торговли, сфера услуг, производства и т.д.), при реализации проектов, не получивших еще технического или коммерческого воплощения. Таким образом, субъектом венчурного предпринимательства могут быть как действующие предприятия, так и предприниматели, предполагающие открыть собственное дело.
Под объектами
венчурного финансирования понимаются
коммерческие идеи и проекты в
совокупности с их потенциальными исполнителями.
Основными составляющими
1. определение
сферы и территории
2. формирование
высокоэффективной системы
3. Организационная
деятельность, которая заключается
в организации и проведении
экспертиз рынка территории и
объектов венчурного
4. Определение
необходимого объема
5. Подготовка
и заключение договоров между
фондов и финансируемыми
6. Контроль за соблюдением пунктов и условий договоров, содействии предприятиям и предпринимателям в реализации проектов.[14]
Для осуществления деятельности по венчурному финансированию фондом формируется штат специалистов – инспекторов. В их задачу входят организация и проведение экспертиз, организация подготовки и заключение договоров, последующий контроль за выполнением договорных обязательств, поиск потенциальных партнеров, установлении контактов с местным органами власти, держателями необходимых ресурсов, средствами массовой информации и др.
Разрабатываемая
фондом региональная программа развития
малого предпринимательства является
основой и для решения
Система приоритетов
формируется в целях: регулирования
распределения средств
Опыт западных
фирм показывает, что наибольший экономический
эффект дает извлечение учредительного
дохода. При этом тактика венчурных
фондов сводится к скорейшему извлечению
этого дохода, чтобы вновь направить
возросшие средства на венчурное
финансирование. При заинтересованности
учредителей в продукции фонда
или результатах его
Опыт работы
отечественных венчурных фондов
свидетельствует, что чрезмерно
высокий процент их участия в
прибыли малых предприятий, не подкрепленный
широким спектром безвозмездно или
за ограниченную плату оказываемых
им услуг, влечет за собой обострение
отношений предприятий с
2.3 Бизнес – инкубатор
Бизнес –
инкубатор представляет собой небольшую
организацию с ограниченным персоналом,
которая обеспечивает физическое пространство
для работы, различные помещения
и сооружения на основе совместного
использования, а также доступ к
техническим средствам и
Бизнес-инкубатор нацелен на оказание услуг и в значительной степени зависит от использования оборудования и технических средств в близлежащих высших учебных заведениях и лабораториях, а также от предоставления профессиональных услуг на неформальной основе людьми, заинтересованными в этой идее.
При использовании различных подходов, используемых для создания новых предприятий с новой технологией, метод бизнес-инкубаторов дал хорошие результаты. В настоящее время в мире действует около тысячи инкубаторов, большинство из которых расположено в США и Европе, примерно 150 их находится в развивающихся и бывших социалистических странах.
Главной чертой бизнес-инкубаторов является тщательный отбор участников. Им оказывается помощь в разработке бизнес-планов и изыскании стартового капитала, проводится обучение основам бизнеса. С другой стороны, бизнес-инкубатор сам является объектом. У него есть перспектива стать независимым, когда все его мощности будут вовлечены в дело. Тем не менее нм начальном этапе ему почти всегда оказывается помощь со стороны государственных, местных и городских властей, например, в виде низкой арендной платы и расходов по их обслуживанию.
Бизнес-инкубаторы оказывают следующие услуги: предоставляют вновь создающимся предприятиям и фирмам юридический адрес; оформляют необходимые для регистрации документы; выделяют помещение и оборудование; оказывают секретарские услуги; помогают наладить и вести бухгалтерский учет; предоставляют средства связи; организуют тематические консультации; помогают в рекламной кампании; оказывают маркетинговые услуги; помогают в поиске партнеров.
Их важнейшей целью является воспитание предпринимательской культуры и более активное участие местных предпринимателей в экономике региона, обществе в целом, вовлечение в предпринимательский процесс молодежи, женщин и других групп населения. Они оказывают помощь путем возможности доступа к информационным сетям, находящимся в распоряжении бизнес-инкубаторов.
Социально-экономическим результатом деятельности бизнес-инкубаторов является количество прямо и косвенно созданных рабочих мест, величина добавочной стоимости, степень совершенствования научных разработок, рост деловой активности в регионе, определенные мероприятия в области социальной защиты населения и создание благотворительных фондов.
Разработка бизнес-плана является одним из основных условий для принятия окончательного решения о целесообразности создания конкретного инкубатора. Такой бизнес-план представляет собой особый информационно-аналитический документ, содержащий главные оценочные сведения о структурно-функциональных особенностях будущего бизнес-инкубатора, о предполагаемых затратах по его формированию, об ожидаемых результатах (эффективности) деятельности бизнес-инкубатора и т.д.
2.4 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства
Во всем
мире давно стало непреложной
истиной, что малый бизнес является
важнейшим элементом рыночной экономики,
без которого не могут гармонично
развиваться государство и
Технопаркам придается важное значение в контексте объединения европейских стран. В них видят инструмент, который содействует решению проблемы структурного дисбаланса между странами, механизм создания инновационного климата, укрепления связи между наукой и производством. Различия в уровнях экономического развития будут выравниваться за счет создания наукоемких фирм с учетом особенностей каждого региона.
В целом задача технопарков – это формирование систем управления и производства (кадры, научный опыт, техника, оборудование, технология, консультационные услуги). Являясь разновидностью особых организационных структур, они позволяют развивать горизонтальные связи между научными организациями, университетами и производством, создают благоприятные условия для перехода от идеи к изготовлению промышленного образца.
Технопарк – это явление региональное. Главное его назначение состоит в поддержке малого, преимущественно инновационного предпринимательства, в помощи «скрытым» предпринимателям, которые не хотят или не могут начать собственное дело.[15]
В России процесс
создания активно идет в Москве,
Санкт - Петербурге, Томске и других
регионах. Планируется создать
Для организации
технопарков в нашей стране имеются
достаточный материальный и интеллектуальный
потенциал. Его представляет сеть научно-технических
городов, которые были созданы в
период существования Советского Союза
для решения крупных научных (главным
образом оборонных) проблем. Все
они были оснащены современным оборудованием,
укомплектованы высококвалифицированными
кадрами, имели приоритетное материально-техническое
и бытовое снабжение, были обеспечены
плановыми заказами сверху и гарантированным
финансированием, работа в них считалась
престижной. Естественно, что после
столь элитарного периода существование
адаптация этих структур к новым
условиям идет со значительными трудностями.
Чтобы выжить в условиях структурных
преобразованиях экономики и
далее самим активно влиять на
темпы и качество формирования рыночной
сущности российской экономики, рассматриваемые
исторически сложившиеся
Таким образом,
создание технопарков отражает объективную
необходимость в таких
Существенной
проблемой, не позволяющей в полной
мере реализовать потенциал
Заключение
На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Мелкие предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Важность
малых предприятий еще и в
том, что ведя ожесточенную конкурентную
борьбу за выживание, они вынуждены
постоянно развиваться и
Информация о работе Понятие и сущность малого предпринимательства в России