Понятие и сущность малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;
- Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- Выделить функции малого предпринимательства;
- Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;
- Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 3
1 Понятие и сущность малого предпринимательства в России...................... 5
1.1 Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности 5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства............... 9
1.3 Функции малого предпринимательства............................................ 12
1.4 Характеристика экономической деятельности малого предприятия 13
2 Проблемы и развитие перспективных форм малого предпринимательства 16
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства.......................... 16
2.2 Венчурный бизнес как разновидность предпринимательства в России 24
2.3 Бизнес – инкубатор........................................................................... 27
2.4 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства........................................................................................... 29
Заключение..................................................................................................... 32
Список использованной литературы............................................................. 33

Файлы: 1 файл

роль малого предпринимательства в россии.docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Венчурный  бизнес как разновидность предпринимательства  в России

 

Сущность  венчурного финансирования заключается  в финансировании предложений по развитию производственной, коммерческой или иной деятельности, необходимой  региону и ориентированной на получение прибыли на основе существующих или вновь для этого создаваемых  малых предприятий путем вложения определенной части финансовых или  иных ресурсов их деятельности без  гарантии возвратности (с учетом возможности  потери) вложенных средств, если финансируемый  проект не принесет после осуществления  ожидаемых результатов.

Потребность такого рода финансировании обычно возникает у малых предприятий при попытке открыть свое дело или приватизировать региональную собственность (объекты торговли, сфера услуг, производства и т.д.), при реализации проектов, не получивших еще технического или коммерческого воплощения. Таким образом, субъектом венчурного предпринимательства могут быть как действующие предприятия, так и предприниматели, предполагающие открыть собственное дело.

Под объектами  венчурного финансирования понимаются коммерческие идеи и проекты в  совокупности с их потенциальными исполнителями. Основными составляющими деятельности фонда по венчурному финансированию являются:

1. определение  сферы и территории деятельности, сбор информации о экономической ситуации, поиск объектов финансирования и формирование банка объектов;

2. формирование  высокоэффективной системы пополнения  финансовых и иных ресурсов, необходимых  для осуществления венчурного  финансирования и последующей  поддержке малых предприятий;

3. Организационная  деятельность, которая заключается  в организации и проведении  экспертиз рынка территории и  объектов венчурного финансирования  с целью отбора наиболее актуальных  и перспективных проектов;

4. Определение  необходимого объема финансовых  средств для финансирования каждого из объектов;

5. Подготовка  и заключение договоров между  фондов и финансируемыми организациями  (предприятиями, частными лицами), вновь создаваемыми с участием  фонда или уже существующими;

6. Контроль за соблюдением  пунктов и условий договоров,  содействии предприятиям и предпринимателям в реализации проектов.[14]

Для осуществления  деятельности по венчурному финансированию фондом формируется штат специалистов – инспекторов. В их задачу входят организация и проведение экспертиз, организация подготовки и заключение договоров, последующий контроль за выполнением договорных обязательств, поиск потенциальных партнеров, установлении контактов с местным органами власти, держателями необходимых ресурсов, средствами массовой информации и др.

Разрабатываемая фондом региональная программа развития малого предпринимательства является основой и для решения следующей  базовой задачи – определения  системы приоритетов и направлений  венчурного финансирования.

Система приоритетов  формируется в целях: регулирования  распределения средств венчурного финансирования в   соответствии с текущей политикой фонда в отношении малого предпринимательства; повышения эффективности вложения средств, выработки критериев  отбора проектов, имеющих первостепенное значение; снижения степени риска венчурного финансирования, а также затрат по подготовке и обслуживанию этой деятельности за счет ее специализации.

Опыт западных фирм показывает, что наибольший экономический  эффект дает извлечение учредительного дохода. При этом тактика венчурных  фондов сводится к скорейшему извлечению этого дохода, чтобы вновь направить  возросшие средства на венчурное  финансирование. При заинтересованности учредителей в продукции фонда  или результатах его инновационной  деятельности представляется целесообразным сохранение контроля со стороны фонда  за малой фирмой на максимально долгий период.

Опыт работы отечественных венчурных фондов свидетельствует, что чрезмерно  высокий процент их участия в  прибыли малых предприятий, не подкрепленный  широким спектром безвозмездно или  за ограниченную плату оказываемых  им услуг, влечет за собой обострение отношений предприятий с фондом, попытки выхода из-под опеки (путем  возврата вложенных средств) или  сокрытие прибыли. Таким образом, организация  взаимоотношения фонда с финансируемыми им малыми предприятиями и предпринимателями  является серьезной проблемой, от успешного  решения которой зависит эффективность  функционирования венчурного фонда.

 

2.3 Бизнес  – инкубатор

 

Бизнес –  инкубатор представляет собой небольшую  организацию с ограниченным персоналом, которая обеспечивает физическое пространство для работы, различные помещения  и сооружения на основе совместного  использования, а также доступ к  техническим средствам и услугам  в области ведения бизнеса  в качестве единого интегрированного и приемлемого по стоимости комплекса. Такого рода опека и совместное покрытие расходов призваны облегчить начальную  стадию развития нового предприятия  путем уменьшения затрат и избежание издержек и тем самым уменьшить вероятность неудачи предприятия. Три четверти тщательно выбранных предприятий в бизнес-инкубаторе имеют хорошие шансы на жизнь.

Бизнес-инкубатор  нацелен на оказание услуг и в  значительной степени зависит от использования оборудования и технических  средств в близлежащих высших учебных заведениях и лабораториях, а также от предоставления профессиональных услуг на неформальной основе людьми, заинтересованными в этой идее.

При использовании  различных подходов, используемых для  создания новых предприятий с  новой технологией, метод бизнес-инкубаторов дал хорошие результаты. В настоящее время в мире действует около тысячи инкубаторов, большинство из которых расположено в США и Европе, примерно 150 их находится в развивающихся и бывших социалистических странах.

Главной чертой бизнес-инкубаторов является тщательный отбор участников. Им оказывается помощь в разработке бизнес-планов и изыскании стартового капитала, проводится обучение основам бизнеса. С другой стороны, бизнес-инкубатор сам является объектом. У него есть перспектива стать независимым, когда все его мощности будут вовлечены в дело. Тем не менее нм начальном этапе ему почти всегда оказывается помощь со стороны государственных, местных и городских властей, например, в виде низкой арендной платы и расходов по их обслуживанию.

Бизнес-инкубаторы оказывают следующие услуги: предоставляют вновь создающимся предприятиям и фирмам юридический адрес; оформляют необходимые для регистрации документы; выделяют помещение и оборудование; оказывают секретарские услуги; помогают наладить и вести бухгалтерский учет; предоставляют средства связи; организуют тематические консультации; помогают в рекламной кампании; оказывают маркетинговые услуги; помогают в поиске партнеров.

Их важнейшей  целью является воспитание предпринимательской  культуры и более активное участие  местных предпринимателей в экономике  региона, обществе в целом, вовлечение в предпринимательский процесс  молодежи, женщин и других групп  населения. Они оказывают помощь путем возможности доступа к  информационным сетям, находящимся  в распоряжении бизнес-инкубаторов.

Социально-экономическим  результатом деятельности бизнес-инкубаторов является количество прямо и косвенно созданных рабочих мест, величина добавочной стоимости, степень совершенствования научных разработок, рост деловой активности в регионе, определенные мероприятия в области социальной защиты населения и создание благотворительных фондов.

Разработка  бизнес-плана является одним из основных условий для принятия окончательного решения о целесообразности создания конкретного инкубатора. Такой бизнес-план представляет собой особый информационно-аналитический  документ, содержащий главные оценочные  сведения о структурно-функциональных особенностях будущего бизнес-инкубатора, о предполагаемых затратах по его формированию, об ожидаемых результатах (эффективности) деятельности бизнес-инкубатора и т.д.

 

2.4 Технологические  парки – механизм интеграции  государства, финансов, науки и  производства

 

Во всем мире давно стало непреложной  истиной, что малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не могут гармонично развиваться государство и общество. Существенную роль в этом развитии призваны сыграть технологические  парки. Они получили значительное распространение  во многих странах. В мире насчитывается  более 400 технологических парков. В  США насчитывается более 170 таких  центров. Первые центры создавались  при университета. «Инкубаторские центры» - это обслуживающие предприятия, создаваемые для развития новых фирм, главным образом в высокотехнологических отраслях.

Технопаркам придается важное значение в контексте объединения европейских стран. В них видят инструмент, который содействует решению проблемы структурного дисбаланса между странами, механизм создания инновационного климата, укрепления связи между наукой и производством. Различия в уровнях экономического развития будут выравниваться за счет создания наукоемких фирм с учетом особенностей каждого региона.

В целом  задача технопарков – это формирование систем управления и производства (кадры, научный опыт, техника, оборудование, технология, консультационные услуги). Являясь разновидностью особых организационных  структур, они позволяют развивать  горизонтальные связи между научными организациями, университетами и производством, создают благоприятные условия  для перехода от идеи к изготовлению промышленного образца.

Технопарк – это  явление региональное. Главное его  назначение состоит в поддержке  малого, преимущественно инновационного предпринимательства, в помощи «скрытым»  предпринимателям, которые не хотят  или не могут начать собственное  дело.[15]

В России процесс  создания активно идет в Москве, Санкт - Петербурге, Томске и других регионах. Планируется создать технологические  парки в Самаре, Казане, Челябинске, Тюмени, Барнауле и многих других городах. Действует ассоциация научных и  технологичеикх парков, главная задача которой – развитие парков в России и странах СНГ.

Для организации  технопарков в нашей стране имеются  достаточный материальный и интеллектуальный потенциал. Его представляет сеть научно-технических  городов, которые были созданы в  период существования Советского Союза  для решения крупных научных (главным  образом оборонных) проблем. Все  они были оснащены современным оборудованием, укомплектованы высококвалифицированными кадрами, имели приоритетное материально-техническое  и бытовое снабжение, были обеспечены плановыми заказами сверху и гарантированным  финансированием, работа в них считалась  престижной. Естественно, что после  столь элитарного периода существование  адаптация этих структур к новым  условиям идет со значительными трудностями. Чтобы выжить в условиях структурных  преобразованиях экономики и  далее самим активно влиять на темпы и качество формирования рыночной сущности российской экономики, рассматриваемые  исторически сложившиеся научно-технические  центры должны перейти к более  жизнеспособным формам существования. Отсутствие опыта по созданию подобных структур может быть компенсировано заимствованием его у зарубежных партнеров, которые проявляют интерес  к российскому рынку, и к российскому  научному потенциалу.

Таким образом, создание технопарков отражает объективную  необходимость в таких организационно-экономических  структурах, которые могли бы в  максимальной степени адаптироваться и развиваться в условиях формирования новой системы хозяйствования, обладали бы гибкой системой саморегулирования  в рыночных условиях, способствовали бы появлению других научно-технических  и производственных (в первую очередь  малых наукоемких) структур рыночной ориентации. Образование подобного  типа должны принять на себя основную тяжесть практической реализации научно-технической  и инновационной политики государства.

Существенной  проблемой, не позволяющей в полной мере реализовать потенциал технопарков, является отсутствие нормативно-правовой и методической базы, механизмов финансово-кредитной  поддержки. Сегодня практически  нет специалистов в области подготовки кадров предпринимателей и менеджеров для технопарков и инкубаторов.

 

Заключение

 

На основании  вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие предприятия  играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса  в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия  стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует  процесс производства с целью  наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми  фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше  других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы  прибыль доставалась именно им.

Информация о работе Понятие и сущность малого предпринимательства в России