Понятие и сущность малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;
- Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- Выделить функции малого предпринимательства;
- Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;
- Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 3
1 Понятие и сущность малого предпринимательства в России...................... 5
1.1 Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности 5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства............... 9
1.3 Функции малого предпринимательства............................................ 12
1.4 Характеристика экономической деятельности малого предприятия 13
2 Проблемы и развитие перспективных форм малого предпринимательства 16
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства.......................... 16
2.2 Венчурный бизнес как разновидность предпринимательства в России 24
2.3 Бизнес – инкубатор........................................................................... 27
2.4 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства........................................................................................... 29
Заключение..................................................................................................... 32
Список использованной литературы............................................................. 33

Файлы: 1 файл

роль малого предпринимательства в россии.docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

На настоящий  момент в условиях финансового кризиса  поддержка и развитие малого и  среднего бизнеса является одним  из приоритетов антикризисной деятельности правительства. Поддержку планируется  оказывать путем создания благоприятных  условий для деятельности малого и среднего бизнеса, к которым  относится, во-первых, устранение административных барьеров; во-вторых, финансовая и имущественная  поддержка малых компаний.

Правительство уже  начало осуществлять меры по устранению административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступает в силу новый Федеральный  закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым закреплен  принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности 13 видов бизнеса. Это касается, в  частности, предоставления гостиничных  и бытовых услуг, общественного  питания и розничной торговли. Именно в этих сферах подавляющее  число предприятий являются субъектами малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего  начать собственное дело. 
Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 1 раз в 3 года, а внеплановые проверки – только с санкции прокурора. В настоящее время Минэкономраззвития ведет разработку необходимой нормативной базы для того, чтобы обеспечить своевременное вступление норм закона.

В конце 2008 года были приняты изменения в  законодательство о государственном  и муниципальном заказе. «Обеспечение допуска малых и средних предприятий  к госзаказу, конкуренция при  размещении госзаказа, по нашим оценкам, - это триллион рублей в год для  малого бизнеса», - отметила Э.Набиуллина. Также принят федеральный закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий–арендаторов. По данным мониторинга «ОПОРЫ РОССИИ», уже в 62 регионах в развитие данного Федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества.

Другим важным направлением поддержки малого предпринимательства  является поддержка кредитования. Меры, предпринимаемые правительством для  поддержки кредитования малого бизнеса, сосредоточены на нескольких направлениях.

Во-первых, это программа Внешэкономбанка, 5 февраля одобренная наблюдательным советом ВЭБа. На реализацию данной программы в 2009 году государство выделяет 30 млрд руб. в капитал Внешэкономбанка. Внешэкономбанк будет рефинансировать банки, предоставившие кредиты малому бизнесу в регионах в соответствии с региональными лимитами и со стандартом, разработанным ВЭБом.

Кроме того, программа ВЭБа предусматривает финансирование небанковской инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включая кредитные кооперативы и микрофинансовые организации верхнего уровня, а также лизинговые и факторинговые компании, работающие с малым бизнесом.

Во-вторых, банкам предоставляется длинный  ресурс – субординированный кредит в капитал второго уровня при  условии наличия портфеля кредитов, в том числе кредитов малому бизнесу. Решение о том, что предоставление субординированных кредитов Внешэкономбанком будет осуществляться на условиях и  только тем банкам, у которых уже  имеется портфель кредитов в приоритетных секторах, причем к приоритетным секторам отнесены кредиты малому бизнесу, принято  наблюдательным советом ВЭБа.

Отдельно  Э.Набиуллина рассказала о Федеральной программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Министр подчеркнула, что, несмотря на осуществляемую оптимизацию бюджетных расходов, в отношении данной программы принято решение о существенном увеличении ее финансирования до 10,5 млрд. руб. (то есть более чем в 2,5 раза).

Всего реализация мероприятий по государственной  поддержке малого и среднего предпринимательства  только за счет средств федерального и регионального бюджета в 2009 году поможет создать или сохранить  от 350 000 до полумиллиона рабочих мест.

Список использованной литературы

 

1.   Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.

2.   Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры.  -М., 2006.

3.   А.И. Антилов. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2006, с. 14 - 22

4.   Анисимова  Т.  Буев  В.  и   др.   Проблемы   малого   бизнеса   глазами предпринимателей. //Вопросы экономики, 2008. №11

5.   Артемьев Ю. К. Аргументы и факты, 2008, №14, стр. 2.

6.   Баженов Ю.К. Малое предпринимательство. М., 2005.

7.   Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика. 2008.

8.   Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит 2008. №17.

9.   Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство  формы  и  методы  организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия.  М., 2006.

10. Десслер Г. Управление персоналом.  М.: Бином, 2007.

11. Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 - 266

12. Жуплев А.В. и др.Мотивация и проблемы малого бизнеса:опыт сравнительного исследования в России и США/Жуплев А.В.,Коньков А.Т.,Киснер В.Ф. // Управление персоналом.-2008.-N8.-С.44-52.

13. Камаев В. Д. Экономика и бизнес. –М., 2005.

14. Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации,    № 9, 2008, с. 63 – 67

15. Н.Н. Малис. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2006, с. 30 - 33

16. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. М.: Высшая школа.. 2006.

17. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: “Экономика”, 2004.

18. Статистический  сборник. М., 2009.

19. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Баженов Ю.К. Малое предпринимательство. М., 2005.

[2] Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит 2008. №17.

[3] Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство  формы  и  методы  организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия.  М., 2006.

[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика. 2008.

[7] Баженов Ю.К. Малое предпринимательство. М., 2005.

[8] Артемьев Ю. К. Аргументы и факты, 2008, №14, стр. 2.

[9] Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит 2008. №17.

[10] Анисимова  Т.  Буев  В.  и   др.   Проблемы   малого   бизнеса   глазами предпринимателей. //Вопросы экономики, 2008. №11

[11] Статистический сборник. М., 2008.

[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Жуплев А.В. и др.Мотивация и проблемы малого бизнеса:опыт сравнительного исследования в России и США/Жуплев А.В.,Коньков А.Т.,Киснер В.Ф. // Управление персоналом.-2008.-N8.-С.44-52.

[15] Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 - 266


Информация о работе Понятие и сущность малого предпринимательства в России