Понятие и сущность малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;
- Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- Выделить функции малого предпринимательства;
- Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;
- Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 3
1 Понятие и сущность малого предпринимательства в России...................... 5
1.1 Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности 5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства............... 9
1.3 Функции малого предпринимательства............................................ 12
1.4 Характеристика экономической деятельности малого предприятия 13
2 Проблемы и развитие перспективных форм малого предпринимательства 16
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства.......................... 16
2.2 Венчурный бизнес как разновидность предпринимательства в России 24
2.3 Бизнес – инкубатор........................................................................... 27
2.4 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства........................................................................................... 29
Заключение..................................................................................................... 32
Список использованной литературы............................................................. 33

Файлы: 1 файл

роль малого предпринимательства в россии.docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

2. По мнению  некоторых ученых, большие размеры  повышают степень формализации  организации и понижают способность  к организационным изменениям, поэтому  малые предприятия являются более  гибкими и оперативными в принятии  и выполнении принятых решений,  быстрее адаптируются к изменяющимся  условиям.

3. Более  низкая потребность в капитале  и способность быстро вводить  изменения в продукцию и производство  в ответ на требования местных  рынков.

4. Малые  предприятия лучше знают уровень  спроса на локальных рынках. Ориентация  производителей преимущественно  на региональный рынок идеально  приспособлена для изучения пожеланий,  предпочтений, обычаев, привычек  и других характеристик местного  рынка.

5. Относительно  более высокая оборачиваемость  капитала малых предприятий.

6. Малые  предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства,  небольшие размеры, им быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять  новую технологию и автоматизацию  производства, достигать оптимального  сочетания машинного и ручного  труда.

7. Работники  малого предпринимательства имеют  высокий уровень мотивации в  достижении успеха, а также возможности  реализовать свои идеи, проявить  свои способности

8. Малое  предпринимательство дает средства  к существованию большему количеству  людей, чем крупное. Оно обладает  значительным потенциалом в сфере  трудоустройства населения, вовлечения  в производство резервов рабочей  силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

9. Частный  предприниматель — сам себе  хозяин и пользуется значительной  свободой действий. Получаемый частным  предпринимателем доход зависит  от успешной деятельности его  предприятия, и это дает мощный  стимул вести дела эффективно.

10.    Острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества.

Недостатки  малого предпринимательства

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно  выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов  Российской Федерации:

1.  Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.

2. Низкий  уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики,  хозяйственной культуры, как в  малом бизнесе, так и в государственном  секторе.

3.  Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

4. Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

5. Слабость  действия механизма государственной  поддержки малого предпринимательства.

6. По сравнению  с крупными предприятиями малые  предприятия обладают более высоким  уровнем риска, и, следовательно,  высокой степенью неустойчивости  на рынке.

7. Малые  предприятия зависимы от крупных  компаний.

8. Повышенная  чувствительность к изменениям  условий хозяйствования.

9. Малое  предпринимательство связано с  большими трудностями в привлечении  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов.

10.   Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

11.   Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малого предпринимательства к изменениям не велики.

12.   Малое предпринимательство имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.[6]

 

1.3 Функции  малого предпринимательства

 

Сущность  малого предпринимательства проявляется  в его экономических и социальных функциях:

1. формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных  отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества в товарах (работах,  услугах);

2. расширение  ассортимента и повышение качества  товаров, работ, услуг. Стремясь  к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению  качества товаров (работ, услуг)  и культуры обслуживания;

3. приближение  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;

4. содействие  структурной перестройке экономики.  Малое предпринимательство придает  экономике гибкость, мобильность,  маневренность;

5. привлечение  личных средств населения для  развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

6. создание  дополнительных рабочих мест, сокращение  уровня безработицы;

7. более  эффективное использование творческих  способностей людей, раскрытие  их талантов, освоение различных  видов ремесел, народных промыслов;

8. вовлечение  в трудовую деятельность отдельных  групп населения, для которых  работа на крупном производстве  имеет определенные ограничения  (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

9. формирование  социального слоя собственников,  владельцев предприятий, фирм, компаний;

10. активизация  научно-технического прогресса;

11. освоение  и использование местных источников  сырья и отходов крупных производств;

12. содействие  деятельности крупным предприятиям  путем изготовления и поставки  комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих  производств;

13. освобождение  государства от низкорентабельных  и убыточных предприятий за  счет их аренды и выкупа.

 

1.4 Характеристика  экономической деятельности малого  предприятия

 

Малое предприятие  осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов  деятельности. Однако следует иметь  в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным  предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществленном только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении  своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем  финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия планирование. Малое  предприятие самостоятельно планирует  свою деятельность и определяет перспективы  развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости  обеспечения производственного  и социального развития предприятия, повышения личных доходов его  работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для  производства продукции. Договоры могут  заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации цен предприятие  реализует свою продукцию, работу, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или  на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации по государственным  ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия  в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные от продажи  ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также  кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операций предприятие  открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Малое предприятие  может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При  условии соблюдения установленных  правил, малые предприятия могут  самостоятельно выходить на международный  рынок, зарабатывать валюту, а также  приобретать ее, в том числе  и на аукционах.

Формы, системы  и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливается предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающий трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия  труда, и несет ответственность  в установленном законодательством  порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых предприятий  подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению  в порядке и на условиях, установленных  для рабочих и служащих государственных  предприятий. Малое предприятие  вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению  в порядке и размерах, установленных  действующим законодательством.[7]

Различные трудности, связанных с функционированием  малых предприятий, обуславливают  множество проблем, связанных со становлением малого предпринимательства  в России.

 

2 Проблемы  и развитие перспективных форм  малого предпринимательства

 

2.1 Проблемы  развития малого предпринимательства

 

В программе В. Путина сказано, что доля среднего класса, основа для расширения которого и  есть малый бизнес, к 2020 году должна составить 60-70 %. Пока же вклад малого бизнеса в ВВП страны не превышает 17%. Половина малых предприятий занимается лишь торговлей. Причина чахлости – «административный прессинг» в идее многочисленный лицензий и сертификатов. Право на проверки имеют более 30 контор.[8]

Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая –  это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической  политике государства, вторая – частного, преимущественного организационного характера. Рассмотрим те аспекты экономической  политики, которые выступают причинами  первой группы.

Особенностью стихийного рынка является функционирование главным  образом в сфере обращения, а  не в сфере материального производства. Данному типу рынка присуще то, что большие доходы имеет лишь незначительная часть населения, тогда  как большинство населения –  низкую покупательскую способность. В  этой ситуации у производителя нет стимула производить товары, так как они не имеют сбыта. Это ведет к сворачиванию производства.[9]

Одной из причин того, что в России формируется  именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое  осмысление опыта западных стран  и непродуманное перенесение  его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией  модели «шоковой терапии». Эта стройная научная теория оказалась весьма результативной в ряде стран, кроме  России. Ошибка состояла в том, что  здесь она была принята без  учета ряда условий. Опыт западных стран  свидетельствует, что одной из целей  введения «шоковой терапии» является потребность вскрыть узкие места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремятся предприниматели. Но в России этого не произошло, так  как при введении «шоковой терапии» еще не сформировалось главное условие  ее положительной результативности – малое предпринимательство. В  сфере материального производства оно практически отсутствовало.

Использование мирового опыта дело нужное, но при  непременном учете собственных  условий и возможностей, что в  большей степени может обеспечивать отечественная наука.

Особенностью  регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а следовательно, и более высокой покупательской способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

Из этого  вытекает вторая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства  – снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. В западных странах, при  существовании большого разнообразия общественных групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Сейчас стало очевидным, что попытка сформировать средний класс в России не удалась. У нас складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченным покупательными возможностями. Можно сказать, что сегодня в стране формируются три класса. Первый, который условно можно назвать высшим, включает лиц с доходом более 60 тыс. руб. на человека в месяц, которые составляют 3%. Их запросы не нацелены на товары массового отечественного производства.

Информация о работе Понятие и сущность малого предпринимательства в России