Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;
- Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- Выделить функции малого предпринимательства;
- Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;
- Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.
Введение........................................................................................................... 3
1 Понятие и сущность малого предпринимательства в России...................... 5
1.1 Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности 5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства............... 9
1.3 Функции малого предпринимательства............................................ 12
1.4 Характеристика экономической деятельности малого предприятия 13
2 Проблемы и развитие перспективных форм малого предпринимательства 16
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства.......................... 16
2.2 Венчурный бизнес как разновидность предпринимательства в России 24
2.3 Бизнес – инкубатор........................................................................... 27
2.4 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства........................................................................................... 29
Заключение..................................................................................................... 32
Список использованной литературы............................................................. 33
Второй класс представляют состоятельные граждане с месячным доходом на человека от 5 тыс.руб. до 50 тыс.руб. они составляют 10-15% населения и тяготеют к запросам высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными возможностями.
Большинство населения составляет третий класс – с малыми покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на который должно ориентироваться и «работать» производство.
Также есть еще два обстоятельства, отрицательно влияющих на покупательную способность населения и понижающих мотивацию труда производителей. Суть первого состоит в том, что рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары остаются невостребованными.
Второе обстоятельство
связано с уровнем разрыва
доходов между полярными
Таким образом,
сдерживающим фактором развития промышленного
предпринимательства является сужение
внутреннего потребительского рынка.
Это обусловливается
С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленных товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищно-коммунальных услуг.
Естественно,
что в условиях свертывания внутреннего
рынка отечественный
Третья причина
кардинального характера, тормозящая
предпринимательство в
Налоговая политика в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производственной. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Во-вторых, сама налоговая система не стабильна, она часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры. По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно.
Четвертая причина, отрицательно
влияющая на предпринимательство, связана
с общей криминализацией
Деятельность
ряда промышленных предприятий контролируется
различными преступными группировками.
Такая среда не может считаться
благоприятной для
С криминализацией экономики особую остроту приобретает проблема личной безопасности предпринимателей. Естественно, что это подрывает мотивационные основы деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения. Одни прибегают к созданию собственной службы безопасности, как правило дорогостоящей и, обычно, ненадежной.
Другие пытаются «ужиться» с преступным миром. К этому их подталкивает ненадежность защиты бизнеса со стороны государственных и правовых органов, и с другой – убежденность, что защита со стороны властных структур может таить в себе не меньшую опасность. Реальность последних лет показала, что высокие налоги, дополняющиеся чрезмерным регламентированием и бюрократическими администрированием, разросшимся государственным аппаратом, практика взяток могут быть таким же бременем для предпринимательства, как и нелегальные структуры. В этой ситуации становится вполне очевидным, что одним из главных условий становления и функционирования предпринимательства выступают общее оздоровление экономической и правовой среды, искоренение явлений, присущих современной действительности.
Сложности
в становлении
Их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных норм. В другую группу входят предприниматели, стартовую деятельность которых составляет капитал, заработанный в «Теневой» экономике. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, при опросе 49% бизнесменов заявили, что они выходцы из «Теневой» экономики, подтвердив нелегальную основу организации своего дела. Более 22% включившихся в предпринимательскую деятельность имели в прошлом судимости.[11]
Из этой среды формируются категории предпринимателей, стремящихся прежде всего к личному обогащению. На фоне общего снижения уровня жизни это вызывает негативное отношение у большинства населения, и в его сознании предпринимательство в целом ассоциируется с чем-то порочным. Все это дискредитирует предпринимательство и создает неблагоприятную социальную почву для его эффективного функционирования.
Среди причин организационного характера отметим главные. Первые сложности наступают ещё на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры. Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, которые существенно затрудняю образование новых предприятий. Такое же влияние оказывает различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, установления квот и т.д.
С другой стороны,
серьезные административные барьеры
возникают в связи с
Второй причиной, существенно затрудняющей создание и развитие предпринимательства производственного направления, является отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства «вообще», а не базовых отраслей приводит к серьезным перекосам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов.
Серьезным фактором, тормозящим развитие предпринимательской деятельности, является отсутствие необходимой достоверной информации. Прежде всего ощущается недостаток информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности. Последние прибегают к неточной информации о своей деятельности: из за желаний смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам. Кстати, стремление предпринимательских структур скрывать объективную информацию – явление не чисто Российское. Оно имеет место и в других странах. Так, во Франции, где от утечки информации предприятия терпят большие убытки, каждое десятое из них прибегает к сокрытию отчетности, предпочитая иногда уплачивать штрафы, но не предоставлять сведения о своей деятельности.
Ограниченная
и малоубедительная информация не дают
полного представления о
Затруднён доступ предпринимателей к информации из-за того, что её сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры. Информационное поле сейчас представлено несколькими уровнями: общегосударственный, где сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.; ведомственный, где этим занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства; местный где действуют информационные службы областных местных администраций; коммерческие информационные системы в виде всевозможных агентств, предпринимательских услуг, реализующих информацию на основе коммерческого спроса.
Ряд обстоятельств,
сдерживающих предпринимательскую
деятельность, связан с тем, что пока
не выработаны морально этические нормы
и правила, обеспечивающие доверительные,
партнерские отношения. Пока токовые
отсутствуют и не сформирована четкая
система информационного
На ряду с выше названными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства, и прежде всего в производстве, следует назвать ещё один – это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий. Данные обстоятельства являются в российской практике чрезвычайно важным.
«Пока у
нас в сфере малого бизнеса
больше проблем, чем достижений, - констатирует
Дмитрий Медведев на заседании Президиума
Госсовета – вклад предприятий
малого бизнеса в ВВП сегодня
не превышает 17%, а доля инновационного
бизнеса совсем небольшая – около
1%». Больше всего малому бизнесу
мешает развиваться бюрократы. Прежде
чем открыть свое дело, нужно собрать
десятки документов. Например, муниципалитеты
сегодня нередко требуют от малых
предприятий прохождения
Динамика двух основных показателей развития малого предпринимательства после финансового кризиса 1998 года наглядно представлена на нижеследующем графике. Далее приводится поочередное описание динамики каждого показателя.
Рисунок 1. Динамика количества малых предприятий[12]
Визуальный
анализ графика позволяет
Период спада (1999 – 2001 гг.),
Период подъема (2002 – 2006 гг.).
Кроме этого,
очевидным является факт сезонности:
данные свидетельствуют о том, что
в 1-ом квартале каждого нового года
количество малых предприятий меняется
существенно по сравнению с изменениями
в течение года. Другими словами,
основная волна регистрации/ликвидации
малых предприятий приходится на
начало года, а уже впоследствии
происходят обычные рыночные подстройки,
определяющие годовую динамику. При
этом в 2003 году количество малых предприятий
почти не изменилось по сравнению
с 2002 годом, что немного нарушает
общую тенденцию
Результаты построения регрессионных уравнений количества малых предприятий позволяют сделать вывод о линейности абсолютных изменений количества малых предприятий, то есть количество малых предприятий изменяется в арифметической прогрессии.
В период спада (1999 – 2001 гг.) количество малых предприятий снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год. В период подъема (2002 – 2006 гг.) количество малых предприятий росло в среднем на 38,5 тысяч предприятий в год. Минимум малых предприятий, который пришелся на первую половину 2001 года, составил 841,2 тысяч предприятий.
Данные о
малом предпринимательстве (
Период |
Дата (Год : квартал) |
Количество Малых предприятий (тыс. единиц) |
Общая численность занятых на малых предприятиях (тыс.человек) |
Средняя численность занятых на малых предприятий (человек) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4 / 3 |
Период спада |
1999:1 |
897,3 |
6 250,0 |
6,965 |
1999:2 |
890,0 |
6 292,3 |
7,070 | |
1999:3 |
889,6 |
6 450,5 |
7,251 | |
1999:4 |
890,6 |
6 485,8 |
7,283 | |
2000:1 |
873,6 |
6 428,4 |
7,359 | |
2000:2 |
874,6 |
6 497,3 |
7,429 | |
2000:3 |
875,5 |
6 582,8 |
7,519 | |
2000:4 |
879,3 |
6 596,7 |
7,502 | |
2001:1 |
841,2 |
6 296,9 |
7,486 | |
2001:2 |
842,2 |
6 401,5 |
7,601 | |
2001:3 |
842,9 |
6 437,3 |
7,637 | |
2001:4 |
843,0 |
6 483,5 |
7,691 | |
Период подъема |
2002:1 |
875,1 |
6 862,8 |
7,842 |
2002:2 |
878,7 |
7 080,3 |
8,058 | |
2002:3 |
880,6 |
7 152,4 |
8,122 | |
2002:4 |
882,3 |
7 220,3 |
8,183 | |
2003:1 |
886,2 |
7 161,9 |
8,082 | |
2003:2 |
888,8 |
7 324,5 |
8,241 | |
2003:3 |
892,0 |
7 384,2 |
8,278 | |
2003:4 |
890,9 |
7 433,1 |
8,343 | |
2004:1 |
949,6 |
7 369,7 |
7,761 | |
2004:2 |
950,8 |
7 542,4 |
7,933 | |
2004:3 |
952,5 |
7 707,1 |
8,091 | |
2004:4 |
953,1 |
7 815,1 |
8,200 | |
2005:1 |
989,3 |
7 602,4 |
7,685 | |
2005:2 |
983,9 |
7 868,3 |
7,997 | |
2005:3 |
984,0 |
7 980,9 |
8,111 | |
2005:4 |
979,3 |
8 045,2 |
8,215 | |
2006:1 |
1 033,3 |
7 993,6 |
7,736 | |
2006:2 |
1 029,2 |
8 288,9 |
8,054 | |
2006:3 |
1 031,5 |
8 480,0 |
8,221 | |
2006:4 |
1 032,8 |
8 582,8 |
8,310 | |
Период спада |
2007:1 |
1 064,6 |
8 326,2 |
7,821 |
2007:2 |
1 062,2 |
8 562,8 |
8,061 | |
2007:3 |
1 063,3 |
8 698,3 |
8,181 | |
2007:4 |
1 061,2 |
8 778,8 |
8,272 | |
2008:1 |
1 103,8 |
8 636,3 |
7,824 | |
2008:2 |
1 100,9 |
8 878,7 |
8,065 | |
2008:3 |
1 101,6 |
9 016,4 |
8,185 | |
2008:4 |
1 099,2 |
9 096,9 |
8,276 | |
2009:1 |
1 142,9 |
8 946,4 |
7,828 | |
2009:2 |
1 139,6 |
9 194,7 |
8,068 | |
2009:3 |
1 140,0 |
9 334,4 |
8,188 | |
2009:4 |
1 137,1 |
9 415,0 |
8,280 |
Информация о работе Понятие и сущность малого предпринимательства в России