Понятие и сущность малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательской деятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательства в России.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- Определить критерии определения малых предприятий и их характерные особенности;
- Выявить преимущества и недостатки малого предпринимательства;
- Выделить функции малого предпринимательства;
- Дать характеристику экономической деятельности малого предприятия;
- Изучить проблемы и предложить развитие перспективных форм малого предпринимательства.

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 3
1 Понятие и сущность малого предпринимательства в России...................... 5
1.1 Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности 5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства............... 9
1.3 Функции малого предпринимательства............................................ 12
1.4 Характеристика экономической деятельности малого предприятия 13
2 Проблемы и развитие перспективных форм малого предпринимательства 16
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства.......................... 16
2.2 Венчурный бизнес как разновидность предпринимательства в России 24
2.3 Бизнес – инкубатор........................................................................... 27
2.4 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства........................................................................................... 29
Заключение..................................................................................................... 32
Список использованной литературы............................................................. 33

Файлы: 1 файл

роль малого предпринимательства в россии.docx

— 70.39 Кб (Скачать файл)

Второй класс  представляют состоятельные граждане с месячным доходом на человека от 5 тыс.руб. до 50 тыс.руб. они составляют 10-15% населения и тяготеют к запросам высшего класса, хотя и не располагают, как первые, безграничными покупательными возможностями.

Большинство населения составляет третий класс  – с малыми покупательским спросом, который и определяет уровень  потребностей, на который должно ориентироваться  и «работать» производство.

Также есть еще два обстоятельства, отрицательно влияющих на покупательную способность  населения и понижающих мотивацию  труда производителей. Суть первого  состоит в том, что рост потребительских  цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется  преимущественно на продовольственных  товарах, а промышленные товары остаются невостребованными.

Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва  доходов между полярными группами населения.

Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного  предпринимательства является сужение  внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим  все более ощутимый характер процессом  сокращения общей платежеспособности населения.

С другой стороны, в силу постоянного роста цен  увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается  спрос на промышленных товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищно-коммунальных услуг.

Естественно, что в условиях свертывания внутреннего  рынка отечественный производитель  промышленных товаров вынужден ориентироваться  на экспорт. Но пробиться на мировой  рынок со своей продукцией из-за ее слабой конкурентоспособности и  заполненности рынка нелегко. Это еще один отрицательный фактор.

Третья причина  кардинального характера, тормозящая предпринимательство в промышленной сфере, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу , проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика в большей степени носит  фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производственной. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Во-вторых, сама налоговая система не стабильна, она часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры. По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно.

Четвертая причина, отрицательно влияющая на предпринимательство, связана  с общей криминализацией экономики, которая приобрела устойчивый характер. Отличительной особенностью малого предпринимательства продолжает оставаться высокая ее доля в «теневом» секторе  экономики. По разным оценкам, она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства.[10]

Деятельность  ряда промышленных предприятий контролируется различными преступными группировками. Такая среда не может считаться  благоприятной для предпринимательской  деятельности. Она вынуждает предпринимателя  приспосабливаться к ненормальной обстановке, идти на различные нарушения. Не случайно появление разного рода фирм, которые обучают предпринимателей тому, как вести двойную бухгалтерию, чтобы уклониться от налогов, дают другие противоправные рекомендации и консультации.

С криминализацией  экономики особую остроту приобретает  проблема личной безопасности предпринимателей.  Естественно, что это подрывает мотивационные основы деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения. Одни прибегают к созданию собственной службы безопасности, как правило дорогостоящей и, обычно, ненадежной.

Другие пытаются «ужиться» с преступным миром. К этому их подталкивает ненадежность защиты бизнеса со стороны государственных и правовых органов, и с другой – убежденность, что защита со стороны властных структур может таить в себе не меньшую опасность. Реальность последних лет показала, что высокие налоги, дополняющиеся чрезмерным регламентированием и бюрократическими администрированием, разросшимся государственным аппаратом, практика взяток могут быть таким же бременем для предпринимательства, как и нелегальные структуры. В этой ситуации становится вполне очевидным, что одним из главных условий становления и функционирования предпринимательства выступают общее оздоровление экономической и правовой среды, искоренение явлений, присущих современной действительности. 

Сложности в становлении предпринимательства  в Росси связано так же с  его специфическими особенностями которые состоят в том, что сам процесс формирования общества имеет разнополюсный характер. Одно группу составляют предприниматели, организующие своё дело на общепринятой основе за счет займов, кредитов, взносов акционеров и т.д.

Их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных  норм. В другую группу входят предприниматели, стартовую деятельность которых  составляет капитал, заработанный в  «Теневой» экономике. По данным Российского  союза промышленников и предпринимателей, при опросе 49% бизнесменов заявили, что они выходцы из «Теневой»  экономики, подтвердив нелегальную  основу организации своего дела. Более 22% включившихся в предпринимательскую деятельность имели в прошлом судимости.[11]

Из этой среды формируются категории  предпринимателей, стремящихся прежде всего к личному обогащению. На фоне общего снижения уровня жизни это вызывает негативное отношение у большинства населения, и в его сознании предпринимательство в целом  ассоциируется с чем-то порочным. Все это дискредитирует предпринимательство и создает неблагоприятную социальную почву для его эффективного функционирования.    

Среди причин организационного характера отметим  главные. Первые сложности наступают  ещё на стадии создания предпринимательских  структур в связи с разрешительным характером этой процедуры. Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается  множество положений и правил, которые существенно затрудняю  образование новых предприятий. Такое же влияние оказывает различные  постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, установления квот и т.д.

С другой стороны, серьезные административные барьеры  возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведет к произволу и  установлению своих правил вхождения  в предпринимательство. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо предоставлять  не только многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.

Второй причиной, существенно затрудняющей создание и развитие предпринимательства  производственного направления, является отсутствие  в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства «вообще», а не базовых отраслей приводит к серьезным перекосам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов.

Серьезным фактором, тормозящим развитие предпринимательской  деятельности, является отсутствие необходимой  достоверной информации. Прежде всего ощущается недостаток информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности. Последние прибегают к неточной информации о своей деятельности: из за желаний смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам. Кстати, стремление предпринимательских структур скрывать объективную информацию – явление не чисто Российское. Оно имеет место и  в других странах. Так, во Франции, где от утечки информации предприятия терпят большие убытки, каждое  десятое из них прибегает к сокрытию отчетности, предпочитая иногда уплачивать штрафы, но не предоставлять сведения о своей деятельности.

Ограниченная  и малоубедительная информация не дают полного представления о предприятии, что усложняет взаимный выбор  нужных партнеров и установлении между ними эффективных связей.

Затруднён доступ предпринимателей к информации из-за того, что её сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры. Информационное поле сейчас представлено несколькими уровнями: общегосударственный, где сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ  и др.; ведомственный, где этим занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства; местный где действуют информационные службы областных местных администраций; коммерческие информационные системы в виде всевозможных агентств,  предпринимательских услуг, реализующих информацию на основе коммерческого спроса.

Ряд обстоятельств, сдерживающих предпринимательскую  деятельность, связан с тем, что пока не выработаны морально этические нормы  и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока токовые  отсутствуют и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям чаще всего во взаимоотношениях и при обмене информации приходится полагаться на собственную интуицию. Необходимо иметь в виду, что уже  сейчас отечественное предпринимательство  сталкивается с проблемой «экономического  шпионажа», которая на Западе  давно стала острой. В ряде стран принимаются жёсткие государственные меры с целью обеспечения достоверной информации и сохранения её.

На ряду с выше названными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства, и прежде всего в производстве, следует назвать ещё один – это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий. Данные обстоятельства являются в российской практике чрезвычайно важным.

«Пока у  нас в сфере малого бизнеса  больше проблем, чем достижений, - констатирует Дмитрий Медведев на заседании Президиума Госсовета – вклад предприятий  малого бизнеса в ВВП сегодня  не превышает 17%, а доля инновационного бизнеса совсем небольшая – около 1%». Больше всего малому бизнесу  мешает развиваться бюрократы. Прежде чем открыть свое дело, нужно собрать  десятки документов. Например, муниципалитеты сегодня нередко требуют от малых  предприятий прохождения строгой  экспертизы. Медведев назвал это «легализированной  взяткой», которая по размеру даже превышает ту, что раньше давалась в конверте. В связи с этим Президиум  Госсовета предложил перейти  с разрешительного порядка открытия бизнеса на уведомительный, который  требует от предпринимателя только юридической регистрации. Саму регистрацию  также будут также упрощать. Сейчас по закону на нее отводится 5 дней, но реально она занимает около месяца. В будущем регистрировать фирму  можно будет даже с помощью  интернета.

Динамика  двух основных показателей развития малого предпринимательства после  финансового кризиса 1998 года наглядно представлена на нижеследующем графике. Далее приводится поочередное описание динамики каждого показателя.

Рисунок 1. Динамика количества малых предприятий[12]

Визуальный  анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий, начиная с 2002 года, до этого момента (с 1999 по 2001 гг.) наблюдалось медленное  сокращение их количества, что позволяет  разделить исследуемый промежуток времени на два соответствующих  периода:

Период спада (1999 – 2001 гг.),

Период подъема (2002 – 2006 гг.).

Кроме этого, очевидным является факт сезонности: данные свидетельствуют о том, что  в 1-ом квартале каждого нового года количество малых предприятий меняется существенно по сравнению с изменениями  в течение года. Другими словами, основная волна регистрации/ликвидации малых предприятий приходится на начало года, а уже впоследствии происходят обычные рыночные подстройки, определяющие годовую динамику. При  этом в 2003 году количество малых предприятий  почти не изменилось по сравнению  с 2002 годом, что немного нарушает общую тенденцию скачкообразного  роста малых предприятий в  период подъема.

Результаты  построения регрессионных уравнений  количества малых предприятий позволяют  сделать вывод о линейности абсолютных изменений количества малых предприятий, то есть количество малых предприятий  изменяется в арифметической прогрессии.

В период спада (1999 – 2001 гг.) количество малых предприятий  снижалось в среднем на 22 тысячи предприятий в год. В период подъема (2002 – 2006 гг.) количество малых предприятий  росло в среднем на 38,5 тысяч  предприятий в год. Минимум малых  предприятий, который пришелся на первую половину 2001 года, составил 841,2 тысяч  предприятий.

Данные о  малом предпринимательстве (1999 – 2009)[13]

 

Период

Дата (Год : квартал)

Количество Малых  предприятий (тыс. единиц)

Общая численность занятых на малых предприятиях (тыс.человек)

Средняя численность занятых на малых предприятий (человек)

1

2

3

4

5 = 4 / 3

Период спада

1999:1

897,3

6 250,0

6,965

1999:2

890,0

6 292,3

7,070

1999:3

889,6

6 450,5

7,251

1999:4

890,6

6 485,8

7,283

2000:1

873,6

6 428,4

7,359

2000:2

874,6

6 497,3

7,429

2000:3

875,5

6 582,8

7,519

2000:4

879,3

6 596,7

7,502

2001:1

841,2

6 296,9

7,486

2001:2

842,2

6 401,5

7,601

2001:3

842,9

6 437,3

7,637

2001:4

843,0

6 483,5

7,691

Период подъема

2002:1

875,1

6 862,8

7,842

2002:2

878,7

7 080,3

8,058

2002:3

880,6

7 152,4

8,122

2002:4

882,3

7 220,3

8,183

2003:1

886,2

7 161,9

8,082

2003:2

888,8

7 324,5

8,241

2003:3

892,0

7 384,2

8,278

2003:4

890,9

7 433,1

8,343

2004:1

949,6

7 369,7

7,761

2004:2

950,8

7 542,4

7,933

2004:3

952,5

7 707,1

8,091

2004:4

953,1

7 815,1

8,200

2005:1

989,3

7 602,4

7,685

2005:2

983,9

7 868,3

7,997

2005:3

984,0

7 980,9

8,111

2005:4

979,3

8 045,2

8,215

2006:1

1 033,3

7 993,6

7,736

2006:2

1 029,2

8 288,9

8,054

2006:3

1 031,5

8 480,0

8,221

2006:4

1 032,8

8 582,8

8,310

Период спада

2007:1

1 064,6

8 326,2

7,821

2007:2

1 062,2

8 562,8

8,061

2007:3

1 063,3

8 698,3

8,181

2007:4

1 061,2

8 778,8

8,272

2008:1

1 103,8

8 636,3

7,824

2008:2

1 100,9

8 878,7

8,065

2008:3

1 101,6

9 016,4

8,185

2008:4

1 099,2

9 096,9

8,276

2009:1

1 142,9

8 946,4

7,828

2009:2

1 139,6

9 194,7

8,068

2009:3

1 140,0

9 334,4

8,188

2009:4

1 137,1

9 415,0

8,280

Информация о работе Понятие и сущность малого предпринимательства в России