Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:07, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть правовое положение такого объединения, как холдинг, а также уяснить его сущность и место в России.
Достижение поставленных целей потребовало решения следующего ряда задач:
Изучить понятие холдингов;
Определить структуру этого объединения;
Раскрыть особенности правового регулирования отношений вхолдинге;
Разобрать, каким образом в российском законодательстверегулируется порядок создания и деятельности холдингов.
Сделать соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВ
5
1.1 Первые холдинги в мире
5
1.2 Становление холдингов в России
7
3.3 Основные проблемы образования и деятельности холдингов
9
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
13
1.1 Понятие и виды холдинговых компаний
13
1.3Способы и цели создания холдинга
21
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
24
3.1 Гражданско-правовое регулирование холдинговых компаний
24
3.2 Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВ |
5 |
1.1 Первые холдинги в мире |
5 |
1.2 Становление холдингов в России |
7 |
3.3 Основные проблемы образования и деятельности холдингов |
9 |
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ |
13 |
1.1 Понятие и виды холдинговых компаний |
13 |
1.3Способы и цели создания |
21 |
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ |
24 |
3.1 Гражданско-правовое регулирование холдинговых компаний |
24 |
3.2 Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
34 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ |
36 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
38 |
ВВЕДЕНИЕ
В связи с бурным протеканием социально-экономических и политических процессов в нашу речь всё чаще стали поступать иностранные слова и термины: «лизинг», «франчайзинг», «холдинг» и т.д. С одним из этих понятий мы познакомимся поближе и остановим свой выбор на понятии «холдинг».
Создание интегрированных структур на рынке обуславливается практикой хозяйственной деятельности и нуждается в объединении стараний субъектов для достижения определенных целей. Образцами таких интегрированных объединений являются холдинги.
Необходимость объединения предприятий на сегодняшний день исходит из развития предприятий, их взаимодействия и конкуренции в рыночной экономике. Но при этом, компании не объединяются полностью, а лишь формируют устройство для сотрудничества, которое будет им разрешать иметь нынешний статус юридического лица и в тоже время конкурировать с другими компаниями.
Поэтому появляется совершенно новый сектор объединений юридических лиц.
До настоящего времени так и не существует установленного законодательством понятия для обозначения подобных компаний, например, «интегрированная бизнес - группа», «холдинг», «холдинговая компания» и многие другие, что подтверждают спорные мнения многих авторов на этот счет.
Актуальность темы проявляется в том, что самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной России являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен, как правило, не автономными хозяйствующими субъектами, а созданными на основе «системы участия» и экономического контроля группами хозяйственных обществ.
Цель данной работы – рассмотреть правовое положение такого объединения, как холдинг, а также уяснить его сущность и место в России.
Достижение поставленных целей потребовало решения следующего ряда задач:
Объектом исследования является правовое положение холдинга, а что касается предмета, то это проблемы, связанные с правовым регулированием данного вопроса, а также аспекты управления холдингом.
При написании данной работы использовались такие методы, как сбор, накопление, систематизация и изучение материала.
Данная работа состоит из настоящего введения, трех глав, состоящих из семи пунктов, а так же заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВ
Существует две концепции происхождения холдингов: одна, более распространенная, называет родиной возникновения холдингов США, другая связывает возникновение холдингов с континентальной Европой или Великобританией.
Согласно первой версии, холдинговые компании появились в США в конце XIXв. как особый тип финансовой компании, которая создавалась для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Правовая основа создания холдинговых компаний была создана в 1889 г., когда в штате Нью-Джерси, одном из наиболее свободных для предпринимательства, с целью расширения корпоративной системы были разрешены к созданию холдинговые компании.
Бурное формирование холдингов было вызвано так же стратегией присоединений, поглощений независимых компаний, приобретая финансовыми компаниями контрольных пакетов акций промышленно-транспортных корпораций. Новая форма объединений корпоративных компаний (акционерных обществ) оказалась очень жизнеспособной и стала расти быстрыми темпами. Уже к 1928 г. из 513 крупнейших корпораций США, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 имели холдинговую организацию, причем 92 компании являлись чистыми холдингами и 395 – смешанными холдингами. К середине 80-х гг. XX в. В США было зарегистрировано 6000 холдингов (не считая их отделений в количестве 35,5 тыс.), контролируемых активы на суммы, превышающие 2200 млрд. долларов.
Возникновение холдинговых компаний в Европе связывают с основанием в 1822 году компании SocieteGeneraldeBelgiqueи последующим учреждением в Швейцарии в 1879 и 1890 гг. холдинговых компании «Банк восточных железных дорог» и « Швейцарский железнодорожный банк». Происхождение холдинговых компаний в Европе было ориентировано на вложение капиталов, в современном понимании – это финансовые холдинги в отличии от классических американских холдингов, ориентированных на управление дочерними обществами.
В настоящее время практически все крупнейшие компании США и Западной Европы имеют холдинговую структуру. В США, Англии, Ирландии, принадлежащих к англосаксонской системе права, такие объединения так и называются холдингами. В континентальном законодательстве Германии они получили наименования связанных предприятий, к числу которых относятся, в частности концерны. Во Франции объединённые отношения экономической зависимости и контроля юридические лица именуются группами товариществ или холдинговыми группами.
Во многих развитых странах распространены холдинги в форме государственных организаций. В Италии, например, это крупнейшие государственные холдинги: Институт промышленной реконструкции (ИРИ), Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ) и Управление акционерных участий и финансирование обрабатывающей промышленности (ЭФИМ). В настоящее время многие из крупных итальянских холдингов находятся в состоянии приватизации и представляют собой акционерные общества со смешанным государственно-частным капиталом.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что происхождение холдинговых компаний в Европе было ориентировано исключительно на вложение капитала и совпадает с начальной фазой европейских процессов индустриализации, в то время как холдинговые компании, ориентированные на управление и господство над дочерними обществами посредством большинства долей участия или с полным долевым участием, отражают развитие экономической практики США девятнадцатого столетия и попадают на конечную фазу индустриального роста в Соединенных Штатах.
Холдинговые концепции были знакомы еще юридической науке имперской России, и отдельные холдинговые черты прослеживаются в государственных предприятиях СССР, однако холдинги получили свое развитие в России только в начале 90-х гг. ХХ в., когда началась реструктуризация и приватизация государственных предприятий в соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и со «Временным Положением о холдинговых компаниях», создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392.
Первые холдинги в России возникли на 100 с лишним лет позже, чем в странах Европы или США. Кроме того, их появление носило более стихийный характер.
Впервые возможность создания холдинговых структур была закреплена в Законе РФ от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ». Холдинги могли организовываться на основе предприятий, входящих в объединение или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации с согласия антимонопольных органов.
Первая холдинговая компания АО «Автосельхозмашхолдинг» («АСМ-Холдинг») была создана в октябре 1991 г. На основе отраслей системы бывшего Министерства автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Созданный холдинг оказался практически неуправляемым вследствие своих гигантских размеров, территории и численности входящих в состав субъектов.
Проект Закона «О холдингах» был внесен 14 мая 1999 г. На рассмотрение Госдумы. С 20 октября по 1 декабря 1999 г. Закон «О холдингах» был принят Госдумой в 3 чтениях; 22 декабря Совет Федерации отклонил закон со словами «холдинги ущемят интересы регионов». Впрочем, Согласительная комиссия сняла опасения сенаторов, а 7 июля 2000 г. Совет Федерации одобрил согласованный с Думой вариант закона. Однако уже через 2 недели, 20 июля, Закон «О холдингах» был отклонен президентом по причине «наличия в законопроекте большого количества неясных положений». В июле 2001 г. Дума повторно приняла Закон «О холдингах» с учётом поправок президента РФ, однако Совет Федерации с подачи главы Минэкономразвития Германа Грефа отклонил проект закона. В октябре 2001 г. была создана Согласительная комиссия, призванная снять очередные противоречия, но и в редакции Согласительной комиссии, уже с учетом предложений главы государства, закон был отклонён в феврале 2002 г. На планёрном заседании 7 июля 2002 г. Госдума сняла проект закона с повторного рассмотрения. На этом была прекращена работа над законопроектом.
Закон «О холдингах» был отклонён, и в сфере интегрированных холдинговых структур до сих пор действует «Временное положение о холдинговых компаниях», создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества.
Холдинги возникли в России не только в рамках приватизированного законодательства в соответствии со«Временным положением о холдинговых компаниях», но и в результате естественных процессов интеграции производства и концентрации капитала, восстановления разрушенных технологических взаимосвязей хозяйствующих субъектов, возникших ранее в промышленные и производственные объединения. Холдинги возникли так же и в результате обратного процесса – разукрепления организаций, когда в результате реорганизации или учреждения на месте одного юридического лица появляется группа хозяйственных обществ, включая основные и дочерние.
Среди возможных способов образования холдингов в российской предпринимательской практике следует так же перечислить следующее:
Таким образом, правовое регулирование холдингов, возникшее в России в рамках приватизированного законодательства, является противоречивым и отставшим от требований современной предпринимательской практики. Положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, остаётся единственным действующим нормативным актом, в котором принята попытка системного правового регулирования этого вида предпринимательских объединений.
1.3 Основные проблемы образования и деятельности холдингов
Следует отметить, что при создании холдинговой компании в России перед учредителями встает ряд проблем.
Основными проблемами при создании и деятельности холдинговой компании являются ограничения, накладываемые на хозяйствующих субъектов антимонопольным законодательством. Сама по себе интеграция компаний с целью увеличения прибыли, выход на новые рынки и т.п. уже являются предметом пристального внимания антимонопольных органов. Поэтому, чтобы правильно сформировать холдинговую структуру, все возможные варианты нарушения антимонопольного законодательства нужно знать заранее и соответственно планировать деятельность по созданию холдинга.