Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:07, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть правовое положение такого объединения, как холдинг, а также уяснить его сущность и место в России.
Достижение поставленных целей потребовало решения следующего ряда задач:
Изучить понятие холдингов;
Определить структуру этого объединения;
Раскрыть особенности правового регулирования отношений вхолдинге;
Разобрать, каким образом в российском законодательстверегулируется порядок создания и деятельности холдингов.
Сделать соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВ
5
1.1 Первые холдинги в мире
5
1.2 Становление холдингов в России
7
3.3 Основные проблемы образования и деятельности холдингов
9
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
13
1.1 Понятие и виды холдинговых компаний
13
1.3Способы и цели создания холдинга
21
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
24
3.1 Гражданско-правовое регулирование холдинговых компаний
24
3.2 Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Государственные или муниципальные, в уставном капиталеголовного юридического лица, доля участия государства дает ему контрольные функции.
5. В зависимости от отраслевой принадлежности холдинги делятся на:
- Отраслевые, к которым относятся, например, нефтяные, сельскохозяйственные и энергетические холдинги;
- Межотраслевые. Особым видом холдинга является банковский холдинг.
6. В зависимости от
способа организации
- Горизонтальные или сбытовые холдинги, которые представляютсобой объединение компаний функционирующих на одном рынке, например, рынке сбыта. Подобное объединение однородных бизнесов, создается с целью организации единой системы поставщиков конкретного товара или группы товаров, услуг для последующего сбыта. Как правило, участники холдинга при горизонтальной организации отношений рассредоточены, что не мешает проводить единую политику[15. с. 106];
- Вертикальные или производственные холдинги представляютсобой объединение компаний функционирующих в одной сбытовой цепочке, например нефтедобыча, переработка сельхозпродукции и т.д.;
- Диверсифицированные холдинги являются объединениемразличных компаний, действующих на разных рынках с целью распространения хозяйственной деятельности холдинговой компании в новые сферы. Эта форма наиболее свойственна международным холдингам.
7. В зависимости от функций дочерних организаций все холдинги делятсяна:
- Контрольные холдинги, в которых головная компания обладаетконтрольными пакетами акций своих дочерних предприятий и благодаря этому влияет на их деятельность;
- Холдинг долевого участия, для которого характерно решающееучастие головной компании в капитале других хозяйственных обществ. При этом между головной компанией и ее «дочками» возникают как вертикальные финансовые и правовые, так и директивные, управленческо-организационные отношения. Первый и второй виды холдингов встречаются наиболее часто;
- Менеджментовые холдинги, отношения в которых формируютсяна основе менеджмента;
- Холдинги ценных бумаг;
- Холдинги капитала.
8. В зависимости от
функционального наполнения
- Финансовые холдинги, в которых основной функцией головнойкомпании выступает формирование портфеля долевого участия основного общества в дочерних юридических лицах. Для финансовых холдингов характерно также отсутствие управленческих функций по отношению ко всему объединению;
- Управляющие холдинги, для которых напротив свойственноналичие единого управления всеми дочерними организациями; В свою очередь управляющий холдинг подразделяется на стратегический и оперативный управляющий холдинг.При стратегическом управляющем холдингеголовная компания ограничивается разработкой стратегии дочерних обществ, не вмешиваясь в их производственную деятельность.Для оперативных управляющих холдингов свойственна контролирующая функция головной компании по отношению к текущей производственно-хозяйственной деятельности дочерних обществ.
В России предусмотрено два вида холдингов: финансовый и смешанный (нефинансовый)(Таблица 2.2).
Таблица 2.2
Финансовый |
Холдинг, где больше 50% капитала составляют ценные бумаги других предприятий. Основную роль в деятельности такого холдинга играют финансовые операции, выполнять другие виды деятельности он не имеет права, так как объединяет капиталы, а не предприятия. |
Смешанный |
Характеризуется тем, что его материальная компания имеет право вести собственную хозяйственную деятельность. Они больше всего подходят для наукоемких и технологически связанных предприятий со сложной деятельностью. |
Среди структур холдингов можно выделить простые и сложные структуры.
Простая структура характеризуется наличием одной холдинговой компании и одним и более дочерним или (и) зависимым обществом, которое само, в свою очередь, не имеет ни дочерних, ни зависимых обществ.
Помимо простых холдинговсуществуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
Сложная структура холдинга возникает в тех случаях, когда, по крайней мере, один из других участников холдинга, помимо головной компании, имеет свои дочерние или зависимые хозяйственные общества, образуя в рамках главного холдинга своего рода субхолдинг, под которым следует понимать холдинговую компанию вместе с ее дочерними и зависимыми обществами, являющуюся участником холдинга и зависимую от головной компании данного холдинга (Приложение).
9. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:
- Имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
- Договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
10. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:
- Чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
- Смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
11. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
- Интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;
- Конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».
12. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:
- Классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя;
- Перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».
2.2 Способы и цели создания холдингов
Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.
Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая "горизонтальная интеграция". Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-AmericanТobacco (BAT) и RrothmansInternational, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млд фунтов стерлингов. Новая компания с общим обьемом продаж 21, 32 млд долларов и мощностью 1 триллион сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.
Второй путь образования холдинговых компаний - это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая "вертикальная интеграция". Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии- на 17%, а прибыль возросла на 59%.
Холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Такая политика позволяет избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания Макдональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.
На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.
Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам. При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива "StellaArtois" плюс 40 млн долларов.
Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем "деления" больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих Российских предприятий в начале 90 годов при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.
Таким образом, можно сделать вывод, что холдинги представляют собой систему коммерческих организаций, независимо от организационно-правовой формы, включающую в себя управляющую компанию, которая владеет пакетами акций дочерних компаний.
Холдинги могут быть созданы следующим образом:
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
Несмотря на свое значительное место в современной экономике, холдинги и группы компаний пока не имеют в России четкой и современной законодательной регламентации.
Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (утв. Указом Президента РФ от 16.11.1992 года № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий») устанавливает порядок организации и деятельности холдинговых компаний, определяя их как «предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий». Однако нормы указанного выше Временного положения распространяются только на холдинговые компании, доля капитала которых, находящаяся в государственной собственности, в момент создания компании превышала 25 процентов.
Тема нормативного регулирования холдингов и групп компаний активно обсуждалась с мая 1999 года по июнь 2002 года. В результате этого обсуждения появился проект Федерального закона «О холдингах», который был принят Государственной думой в окончательной редакции 01 декабря 1999 года и одобрен Советом Федерации РФ 07 июля 2000 года. Однако уже 20 июля 2000 года указанный проект был отклонен Президентом РФ со следующим комментарием: «При разработке Федерального закона четко не была определена экономическая и юридическая цель создания и регламентации деятельности такого образования, как холдинг, в результате чего закон содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднено. Кроме того, отдельные положения Федерального закона противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и иным федеральным законам[13]. Предложения Президента РФ были учтены и 27 июня 2001 года проект Федерального закона был принят Государственной Думой РФ с учетом предложений Президента РФ.