Правовое положение холдингов компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть правовое положение такого объединения, как холдинг, а также уяснить его сущность и место в России.
Достижение поставленных целей потребовало решения следующего ряда задач:
Изучить понятие холдингов;
Определить структуру этого объединения;
Раскрыть особенности правового регулирования отношений вхолдинге;
Разобрать, каким образом в российском законодательстверегулируется порядок создания и деятельности холдингов.
Сделать соответствующие выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВ
5
1.1 Первые холдинги в мире
5
1.2 Становление холдингов в России
7
3.3 Основные проблемы образования и деятельности холдингов
9
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
13
1.1 Понятие и виды холдинговых компаний
13
1.3Способы и цели создания холдинга
21
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
24
3.1 Гражданско-правовое регулирование холдинговых компаний
24
3.2 Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 77.45 Кб (Скачать файл)

 Согласно п. 1 ст. 17 Закона  РСФСР "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках" слияние  и присоединение коммерческих  организаций, суммарная балансовая  стоимость активов которых по  последнему балансу превышает 200 тыс. установленных федеральным  законом минимальных размеров оплаты труда, осуществляются с предварительного согласия антимонопольного органа.

 В этих случаях лица  или органы, принимающие решение  о слиянии либо присоединении  коммерческих организаций, представляют  в антимонопольный орган ходатайство  о даче согласия на слияние  либо присоединение коммерческих  организаций, сведения об основных  видах деятельности и объеме  производимой и реализуемой на  соответствующих товарных рынках  продукции (работ, услуг) и иную информацию, в том числе на магнитном  носителе, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом.

 Антимонопольный орган  также должен быть уведомлен  заявлением учредителей (одного  из учредителей) в 20-дневный срок  со дня государственной регистрации (внесения изменений в государственный  реестр) о создании коммерческих  организаций, если суммарная стоимость  активов учредителей превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты  труда, а также о слиянии или  присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по  балансу превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда [5. п.1ст 17].

 При создании холдинга  следует обратить внимание на  выполнение требования о получении  предварительного согласия и  последующего уведомления антимонопольного  органа, так как государственная  регистрация коммерческих организаций  и их объединений, созданных или  реорганизованных без такого  согласия, может быть признана  в судебном порядке недействительной  по иску антимонопольного органа (территориального органа в пределах  его компетенции).

 На практике при  создании холдинга чаще встречается  ситуация приобретения контролирующими  хозяйственными обществами различного  вида прав по отношению к  подконтрольным лицам. Это могут быть следующие случаи:

- Лицом или группой лиц, за исключением учредителей хозяйственного общества при его образовании, приобретаются акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей);

- Одним хозяйствующим субъектом или группой лиц приобретаются в собственность или пользование основные производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта, и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

- Лицом (группой лиц) приобретаются права, позволяющие определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Во всех вышеперечисленных вариантах, а также в их сочетании, согласно ст. 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" требуется предварительное согласие антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица.

Иная ситуация наблюдается с запросами (ходатайствами) на совершение каких-либо действий, направляемыми в адрес антимонопольного органа. Чаще всего требуется получить разрешение от антимонопольного органа, во-первых, на сделки по передаче одним хозяйствующим субъектом в собственность или пользование (например, в аренду) другому хозяйствующему субъекту более 10% основных средств и, во-вторых, на приобретение доли в уставном капитале общества, размер которой превышает 20% УК. При этом процент передаваемых основных средств (включая незавершенное строительство) определяется по данным бухгалтерского баланса на конец того квартала, в котором подано ходатайство. Совершение сделок, требующих предварительного разрешения антимонопольного органа, до получения разрешения связано с риском признания таких сделок недействительными по иску антимонопольного органа (по сути, в силу их ничтожности) со всеми вытекающими последствиями.

 В соответствии с  п. 4 ст. 18 Закона РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов обнаружит, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной или участниками сделок по требованию антимонопольного органа в установленный им срок не представлена информация в соответствии с п. 3 указанной статьи, а также сведения об источниках, об условиях получения и о размерах денежных средств и иного имущества, необходимых для совершения сделок, указанных в п. 1 данной статьи, а равно, если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.

Второй важный момент при организации холдинга - избежание доминирующего положения при образовании группы лиц, а также в дальнейшем, так как группа лиц рассматривается антимонопольным законодательством в целом как одно лицо.

Таким образом, соблюдение ограничений, предусмотренных антимонопольным законодательством, является одним из важнейших моментов при составлении юридической схемы формирования холдинговой компании. Для этого необходимо, прежде всего, своевременно получать разрешения и уведомлять антимонопольные органы о предстоящих сделках, удовлетворяющих приведенным выше условиям.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ

 

 

    1. Понятие и виды холдинговых компаний

 

 

Отсутствие четкого законодательного определения понятий холдинга и холдинговой компании обусловило то, что и в юридической литературе существует различное понимание данных понятий.

Серьезный анализ содержания понятия холдинга дается И.С. Шиткиной. При этом И.С. Шиткина выделяет холдинговую компанию в широком и узком смысле (Таблица 2.1)

Таблица 2.1

Холдинг в широком смысле  

Не образуются отношения руководства    (управления) дочерними обществами     

Холдинг в узком смысле 

Имеет  место  отношение

(управления) дочерними обществами     


 

Холдинги являются субъектами предпринимательства, они осуществляют предпринимательскую деятельность, т.е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Как предпринимательское объединение, представляющее собой производственно-хозяйственный комплекс, холдинг отвечает следующим условиям:

  1. Это объединение может выступать в гражданском обороте в качестве единого субъекта;
  2. Его участниками являются хозяйственные общества – самостоятельные субъекты гражданско-правовых отношений (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью);
  3. Одно из хозяйственных обществ – участников объединения определяет решения, принимаемые другими хозяйственными обществами - участниками этого же объединения;
  4. Объединение проводит единую политику (инвестиционную технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую или научно-техническую) в сфере гражданского оборота[18. с.56].

Холдинговая компания (холдинг) - это система коммерческих организаций, которая включает в себя "управляющую компанию", владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом [1. п. 1 ст.105]

Холдинговая компания имеет немаловажное право принятия и отклонения любого без исключения решения на общем собрании участников управляемых компаний, потому что у нее находится контрольный пакет акций. Так, если управляющая компания занимается предпринимательской деятельностью, то речь будет идти о смешанном холдинге. В отличие от смешанного холдинга, существует и чистый холдинг, где компания непосредственно занимается самим холдингом.

Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

Объединяясь в холдинги на добровольной основе или путем агрессивной скупки акций других компаний, предприятия преследуют вполне определенные цели: укрепление позиций на рынке и получение экономического выигрыша. Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются:

    1. Создание технологически взаимосвязанных производственных и

сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков;

  1. Диверсификация бизнеса, когда в холдинг входят разнородныепредприятия, производящие различные виды продукции или услуг. В процессе своего развития компании часто делают производство новых продуктов прерогативой дочерних фирм. Диверсификация способствует наращиванию мощи и повышению устойчивости холдинга путем оперативного перераспределения финансовых и других ресурсов между направлениями бизнеса;
  2. Оптимизация структуры управления, в процессе которойруководствоголовной компании может сосредоточиться на разработке и решении стратегических задач, обеспечивающих перспективное развитие всей группы компаний. Выполнение текущих рутинных операций переносится на уровень дочерних фирм;
  3. Создание собственной сервисной сети, когда отдельные службыпредприятий (ремонтные, транспортные, строительные, сбытовые и т. д.) реорганизуются и регистрируются отдельные юридические лица, которые в централизованном порядке обслуживают все предприятия, входящие в холдинг;
  4. Обособление лицензируемых видов деятельности - аудиторской,страховой, инвестиционной и др. В целом ряде случаев законодательством предусматривается, что лицензируемый вид деятельности для компании должен быть исключительным. И поскольку его нельзя совмещать ни с какими другими видами бизнеса, для осуществления лицензируемой деятельности головной компании приходится создавать дочерние фирмы
  5. Снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса.Разрабатываяновые виды продукции и вводя инновации в технологические процессы, компания подвергает себя определенному риску, так как всегда есть вероятность получения отрицательного результата. Наличие в портфеле предприятия большого числа рисковых проектов приводит к тому, что инвесторы рассматривают такое предприятие как высокорисковое, что приводит к падению рыночной цены акций[18. с. 72].

Классификации холдингов даются, прежде всего, в науке, теоретиками и практиками.

  1. Если брать за основу вид зависимости, установленный в нормативных актах РФ, все холдинги делятся на:

- Договорные, которые возникают в связи с заключением договора и ограниченные его рамками, а также сроком действия;

- Имущественные, которые основаны на доминирующем участии

- Головной компании в Уставном капитале дочерних или в наличии контрольного пакета акций. Это самый распространенный вид холдинга в России и в мировой бизнес практике;

- Организационные, отношения между головной компанией идочерними юридическими лицами складываются на основе обстоятельств в законе не перечисленных.Как правило, редко встречаются холдинги, построенные на зависимости одного вида, зачастую сочетаются несколько типов зависимости, например, организационную зависимость может дополнять договорная, которая формируется при наличии контроля головной компании в Уставном капитале дочерних предприятий.

2. В зависимости от  того, занимается ли головная  компания холдинга коммерческой  деятельностью или нет, являясь  держателем акций дочерних обществ, холдинги делятся на:

- Смешанные. Для смешанных холдингов характерна управленческая, координирующая и контрольная функция головной компании, а также самостоятельная коммерческая деятельность ей осуществляемая.К примеру, в качестве головной компании может выступать банк или крупное промышленное предприятие.

- Чистые. Для них характерно, что головная компания никакой коммерческой деятельностью не занимается, исключительно владея контрольными пакетами акций иных участников холдинга. При этом виде холдингов головная компания выполняет контрольные функции, а также руководит и координирует деятельность других участников.

3. В зависимости от  территории, на которой функционирует холдинг, они делятся на:

- Национальные, участники которого, расположены и действуют

на территории одного государства;

- Транснациональные, участники которого располагаются и

функционируют на территории разных стран. Как правило, в этом случае головная компания будет зарегистрирована на территории иностранного государства и будет там получать налоговые льготы и открытый доступ к международным финансовым рынкам.

4. В зависимости от  собственников, холдинги делятся на:

- Частные, уставной капитал которых сформирован за счетвложений частных лиц и организаций; Особой разновидностью частных холдингов является семейный холдинг;

Информация о работе Правовое положение холдингов компаний