Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:07, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть правовое положение такого объединения, как холдинг, а также уяснить его сущность и место в России.
Достижение поставленных целей потребовало решения следующего ряда задач:
Изучить понятие холдингов;
Определить структуру этого объединения;
Раскрыть особенности правового регулирования отношений вхолдинге;
Разобрать, каким образом в российском законодательстверегулируется порядок создания и деятельности холдингов.
Сделать соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВ
5
1.1 Первые холдинги в мире
5
1.2 Становление холдингов в России
7
3.3 Основные проблемы образования и деятельности холдингов
9
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
13
1.1 Понятие и виды холдинговых компаний
13
1.3Способы и цели создания холдинга
21
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
24
3.1 Гражданско-правовое регулирование холдинговых компаний
24
3.2 Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для понимания правовой природы передачи имущества внутри холдинга следует отметить, что Налоговый кодекс косвенно предполагает, что это безвозмездно передаваемое имущество. Так, ст. 250 НК РФ, определяющая внереализационные доходы, в п. 8 включает в их состав безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Использование холдинговыми компаниями льгот по НДС в части формирования централизованных фондов возможно после оформления ряда документов:
- Решениями общих собраний акционеров (участников) должно быть предусмотрено создание централизованных фондов, например инвестиционного. НИОКР и проч. Данные решения должны быть приняты только общими собраниями, так как за ними по Закону об акционерных обществах и Закону об обществах с ограниченной ответственностью закреплено полномочие по распределению прибыли. Кроме решения общего собрания акционеров (участников) основного общества, подобные решения должны быть приняты и общими собраниями акционеров (участников) дочерних обществ. В этом решение должен быть отражен размер создаваемого фонда, порядок и квоту отчисления от каждого дочернего общества;
- Уставами основного и дочерних обществ должно быть предусмотрено создание централизованных фондов;
- Расходование основным обществом средств из централизованного фонда должно осуществляться на основании сметы, в которой указываются конкретные направления финансирования;
- В платежном поручение при перечислении денежных средств должно быть указано целевое назначение платежа со ссылкой на решение соответствующего органа управления, установившего размер и порядок осуществления платежей.
Следует отметить, что, несмотря на отсутствие специального налогового режима холдинговых компаний (кстати, возможность установления консолидированного учета в холдингах является одним из камней преткновения в принятии федерального закона «О холдингах»), российское налоговое законодательство и бухгалтерский учет признают необходимость учета особенностей правового регулирования этого вида предпринимательских объединений. В составе показателей базы данных Единого государственного реестра налогоплательщиков1 содержатся сведения о дочерних обществах, зависимых обществах, включая долю участия организации в обществе.
Холдинговая компания и входящие в неё общества кроме собственного бухгалтерского учета могут составлять сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ. Сводная бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций.
Наиболее оптимальный и соответствующий моменту (целям, оперативности решения задачи и пр.) способ финансирования определяется для каждого конкретного случая. Так, например, увеличение уставного капитала дочернего общества, являясь наиболее оптимальным вариантом с точки зрения налогообложения, требует определенного времени для осуществления организационных и регистрационных процедур по увеличению уставного капитала хозяйственного общества. В этом случае (при условии, что основное общество имеет в дочернем обществе не менее 50% уставного капитала) реальнее воспользоваться предоставленной подп. 11 п.1 ст. 251 НК РФ возможностью полного освобождения передаваемых от дочернего общества основному средств от обложения налогом на прибыль, чем принимать решение о выплате дивидендов дочерним обществом, даже если они подлежат льготному (6%) обложению.
В целом, несмотря, на отсутствие системного правового регулирования холдингов налоговым законодательством и связанные с этим неудобства, специалисты компаний проявляют творческий подход к осуществлению финансового планирования и оптимизации налогообложения в объединении. Но до принятия основного для холдинговых компаний закона, все действия, направленные на оптимизацию налоговых платежей будут подпадать под рамки уголовного закона, потому что реально получается не оптимизация налогообложения, а уход общества от уплаты налогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс формирования холдингов в России ещё не закончен. Так же на сегодняшний день отсутствует четкое законодательное определение понятия холдинга.
Первые холдинги в России возникли на 100 с лишним лет позже, чем в странах Европы или США, и регулировались ФЗ РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ. Первая холдинговая компания АО «Автосельхозмашхолдинг» («АСМ-Холдинг») была создана в октябре 1991 г.
Руководствуясь ФЗ РФ «Об акционерных обществах», а так же ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» можно определить холдинг, как систему коммерческих организаций, которая включает в себя компанию, владеющую пакетами акций дочерних компаний и, соответственно, дочерние компании.
Холдинги могут быть созданы посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса, объединением предприятий единого технологического цикла, путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе, но большинство российских холдингов создавались путем "деления" больших компаний при их реструктуризации.
К основным проблемам образования и деятельности холдинговых компаний следует отнести ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, а так же отсутствие достаточной нормативно-правовой базы.
Единственным федеральным законом, содержащим понятие «холдинг» является Федеральный закон от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», в рамках Федерального закона РФ от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» холдингу и группе лиц предоставляется право осуществлять капитальные вложения, а в части корпоративного регулирования холдингов и групп компаний гражданско-правовые основы создания и деятельности содержатся в статье 105 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Налоговое законодательство Российской Федерации также не дает понятие холдинга, но данное понятие можно отнести к взаимозависимым лицам, регулируемых статьей 20 НК РФ.
В заключении можно сказать, что поставленные ранее цели и задачи в ходе написания курсовой работы были достигнуты, актуальность темы раскрыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ