Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 19:07, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть правовое положение такого объединения, как холдинг, а также уяснить его сущность и место в России.
Достижение поставленных целей потребовало решения следующего ряда задач:
Изучить понятие холдингов;
Определить структуру этого объединения;
Раскрыть особенности правового регулирования отношений вхолдинге;
Разобрать, каким образом в российском законодательстверегулируется порядок создания и деятельности холдингов.
Сделать соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХОЛДИНГОВ
5
1.1 Первые холдинги в мире
5
1.2 Становление холдингов в России
7
3.3 Основные проблемы образования и деятельности холдингов
9
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
13
1.1 Понятие и виды холдинговых компаний
13
1.3Способы и цели создания холдинга
21
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЙ
24
3.1 Гражданско-правовое регулирование холдинговых компаний
24
3.2 Регулирование холдинговых компаний налоговым законодательством
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормами проекта Федерального закона РФ «О холдингах» предлагалось нормативное определение холдинга, как совокупности «двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения». Холдинговые отношения, в соответствии с указанным законопроектом, могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:
Кроме того, указанным проектом также признавалась возможность создания холдингов и государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Следует отметить, что в настоящий момент осуществление предпринимательской деятельности указанными предприятиями значительно ограничено Федеральным законом от 14 ноября 2002 годя № 161-ФЗ «О государственных и муниципальным унитарных предприятиях» (статья 8 Закона), а создание унитарными предприятиями дочерних предприятий запрещено статьей 2 указанного закона.
Тем не менее, не смотря на приведение проекта закона в соответствие с указаниями Президента РФ, проект Федерального закона «О холдингах» был отклонен Советом Федерации и в связи с непринятием Государственной Думой РФ в редакции согласительной комиссии, проект был снят с повторного рассмотрения.
Соответственно ввиду отсутствия единого системообразующего нормативно-правового акта, правовое регулирование деятельности холдингов и групп компаний носит очень фрагментарный характер. Единственным федеральным законом, содержащим понятие «холдинг» является Федеральный закон от 02 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», который ввел понятия «банковская группа» и «банковский холдинг»:
Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций) [8. ст. 4, п. 1].
Банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)»[8. ст. 4, п. 2].
Таким образом, Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» разграничивает понятия холдинга и группы в зависимости от профиля головной организации (кредитная и не кредитная).
В части корпоративного регулирования холдингов и групп компаний гражданско-правовые основы создания и деятельности содержатся в статье 105 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая определяет понятия основного хозяйственного общества и дочернего хозяйственного общества.
Законодательство об акционерных общества и обществах с ограниченной ответственностью также содержит общие положения о дочерних и зависимых обществах,однако прямо не регулируют порядок создания и деятельность холдингов и групп компаний.
Согласно указанным нормам:
Основой образования холдингов с участием государства или муниципальных образований является Федеральный Закон РФ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а именно статья 25 указанного закона, регулирующая внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
В рамках Федерального Закона РФ от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» холдингу и группе лиц предоставляется право осуществлять капитальные вложения. Согласно статье 4 указанного закона инвесторами могут быть объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.
Антимонопольным законодательством холдинг и группа компаний рассматривается как группа лиц. Статья 9 Федерального Закона РФ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет понятие группы лиц в том числе как хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства). При этом группа лиц рассматривается как самостоятельный и единый хозяйствующий субъект.
Таким образом, после прекращения работы над ФЗ РФ «О холдингах» правовое регулирование деятельности холдинговых компаний осуществляется по средствам:
Налоговое законодательство Российской Федерации также не оперирует понятиями «холдинг» или «группа компаний», но регулирует деятельность «взаимозависимых лиц». Согласно статье 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаютсяфизические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой[2. ст. 20, п. 1, пп.1].
Закон не устанавливает, о какой доле участия идёт речь: доли в уставном капитале или доле в имущественных активах. Очевидно предположить, что о доле участия в уставном (складочном) капитале соответственно хозяйственного общества или товарищества. Для акционерных обществ не оговаривается «качественно содержание» такого участия – наличие только обыкновенных или только привилегированных или совокупно обыкновенных и всех типов привилегированных акций. Исходя из смысла статьи, можно предположить, что речь идет о доле участия в уставном капитале голосующими акциями, поскольку владение именно голосующими акциями позволяет оказывать влияние на условия и экономические результаты деятельности организаций.
В отношении взаимозависимых организаций не рассматриваются иные, чем обладание определенной долей участия, критерии взаимосвязанности лиц, характерные для холдинговых компаний,, хотя в общей норме речь идет о физических лицах и (или) организациях, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности, но применение слов «а именно» сужает этот перечень до количественного критерия – доли участия. Правда, в п. 2 цитируемой статьи предусмотрена возможность признания лиц взаимозависимыми в судебном порядке, по основаниям иным, чем непосредственно установлено в п. 1. При вынесении решения суд может учесть любые особенности отношений между лицами, которые могут влиять на результаты совершенных между ними гражданско-правовых сделок. Таким образом, перечень оснований признания взаимозависимости лиц с точки зрения налогового законодательства по существу остается открытым в силу возможности доказать взаимозависимость в судебном порядке.
В качестве признания лиц взаимозависимыми НК РФ так же рассматривает наличие косвенного участия одной организацией в другой через последовательность иных организаций. При этом доля косвенного участия определяется в виде произведения долей непосредственного участия организации этой последовательности одна в другой.
Выделение категории взаимозависимых лиц, к числу которых относятся основные (преобладающие) и дочерние (зависимые) общества, имеет существенное правовое значение, поскольку по сделкам, совершенным между взаимозависимыми лицами. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен [2. ст. 40]. Такая норма установлена с целью недопущения возможности искусственного снижения взаимозависимыми лицами, в том числе основными и зависимыми, налогооблагаемой базы по договоренности друг с другом, например, посредством регулирования ценообразования (установления так называемы трансфертных цен – расчетных цен внутригруппового оборота).
Холдинговые компании имеют специальный налоговый режим, прямо в законе не прописанный, но косвенно подтверждаемый. Действующим законодательством регулируются отдельные особенности обложения холдинговых компаний налогами на добавленную стоимость и на прибыль, в частности, связанные с возможностью формирования в основном обществе централизованных средств, фондов (резервов). Так, Методические рекомендации по применению НДС определяют, что должно учитываться при определении налоговой базы для расчета НДС, а что не входит в неё. Во внимание принимаются только денежные средства, оставшиеся у дочерних обществ после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, которые перечисляются дочерними обществами основному, минуя счета реализации для расходования основным обществом согласно утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению дочерними обществами, а так же для формирования целевых централизованных фондов (резервов). Также Методические рекомендации не включат в налогооблагаемую базу денежные средства, передаваемые (распределяемые) от основного общества к дочернему из централизованного фонда для использования по целевому назначению.
При обложении налогом на прибыль для определения налоговой базы не учитывается, в частности, имущество, полученное российской организацией: от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада передающей организации; от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада получающей организации; от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50% состоит из вклада этого физического лица[2. ст. 251, п. 1, пп. 11].
При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.