Правовой статус индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:46, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования является изучение вопросов связанных с индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также вопросы защиты прав предпринимателя в условиях государственного контроля.
Для достижения целей исследования предпринята попытка решения следующих задач:
• рассмотреть основы правового статуса индивидуальных предпринимателей;
• определить преимущества осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
• исследовать государственную регистрацию граждан в качестве предпринимателей;
• проанализировать особенности государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
1 Научно – теоретические основы статуса индивидуального предпринимателя.
1.1 Юридическая сущность предпринимательской деятельности.
1.2 Правосубъектность индивидуального предпринимателя.
2 Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя.
2.1 Особенности государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
2.2 Основания прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
2.3 Юридическая ответственность индивидуального предпринимателя.
2.4 Проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя и пути их решения.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

диплом мой.docx

— 84.68 Кб (Скачать файл)

Более того, ст. 2 Закона №118-ФЗ исключила из Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования обязанность фонда вести банк данных плательщиков. Соответственно теперь территориальный фонд обязательного медицинского страхования больше не осуществляет учет и контроль налогоплательщиков. Сейчас, согласно ст. 32 Налогового кодекса РФ, такими правомочиями наделены только налоговые органы.

Таким образом, фактически на сегодняшний день у организаций  и иных хозяйствующих субъектов (в том числе индивидуальных предпринимателей) нет обязанности становиться на учет в органах фонда обязательного медицинского страхования. А это, в свою очередь, означает, что и у налогового органа нет оснований для привлечения руководителя организации к ответственности по п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ. Сотрудники внебюджетных фондов могут составлять протоколы об административных правонарушениях, когда такое право им дано ст. 28.3 КоАП РФ, но это касается лишь тех нарушений, которые связаны с перечислением взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды.

Помимо норм об ответственности  за нарушение обязанности по постановке на учет во внебюджетных фондах, о которых  шла речь выше, индивидуальный предприниматель  должен тщательным образом изучить  вопрос ответственности за нарушение  законодательства о государственной  регистрации.

Явочный порядок регистрации  значительно снижает вмешательство  государства в упомянутую процедуру, однако не лишен недостатков ст. 22.1 ч. 1 п.Ж Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требует от индивидуального предпринимателя подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе), ст. 8 ч. 3 этого закона предусматривает регистрацию по месту жительства предпринимателя.

По нашему мнению следует  отказаться от регистрации индивидуального  предпринимателя по месту жительства и связать регистрацию с местом преимущественного осуществления  предпринимательской деятельности. п.Ж ч. 1 ст. 22.1 следует исключить. Ст. 8 ч. 3 изложить в следующей редакции: Государственная регистрация предпринимателя осуществляется по месту преимущественного осуществления предпринимательской деятельности.

3. Индивидуальный предприниматель  физическое лицо со свойственными  ему проблемами. Вполне возможно  он может временно приостановить  свою предпринимательскую деятельность, например в следствии болезни,  осуждения за общеуголовное преступление  к лишению свобода и т.д.

В ныне действующих законодательных  актах, определяющих порядок государственной  регистрации физических лиц в  качестве индивидуальных предпринимателей, не установлен порядок временного прекращения  действия свидетельства о государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  в случае временной приостановки осуществления им предпринимательской  деятельности, поскольку в результате государственной регистрации физическое лицо приобретает статус индивидуального  предпринимателя, что и подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. Следовательно, временная утрата физическим лицом полученного статуса без  аннулирования его государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя неправомерна.

Закон о государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей следует дополнить ст. 22.4 «Приостановление деятельности индивидуального предпринимателя» предусмотрев в ней порядок и случаю приостановления деятельности индивидуального предпринимателя.

    1. Основания прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

В большинстве случаев к деятельности индивидуальных предпринимателей применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц (п. 3 ст. 23 ГК РФ). При этом законодатель предусмотрел для предпринимателей несколько иную процедуру прекращения деятельности, нежели установленная в Гражданском кодексе ликвидация юридического лица.

Случаи прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя можно условно подразделить на:

  1. Добровольные - принятие самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности (п. 1 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).
  2. Принудительные - судебное решение о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) (п. 3 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);
  3. Прекращение деятельности в принудительном порядке по решению суда (п. 4 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);

- вступление в силу судебного приговора, запрещающего заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок (п. 5 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ);

- аннулирование или окончание  срока действия документа, подтверждающего  право предпринимателя (иностранного  гражданина или лица без гражданства)  временно или постоянно проживать  в РФ (п. 6 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

4. Смерть индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 22.3 закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Этот перечень является исчерпывающим  и не подлежит расширительному толкованию.

Соответственно, государственная  регистрация ликвидации статуса  предпринимателя осуществляется на основании следующих документов и сведений (п. 7 Правил):

  1. заявления физического лица о прекращении деятельности в качестве предпринимателя;
  2. сведений о смерти или признании судом индивидуального предпринимателя умершим;
  3. копии решения суда о признании индивидуального предпринимателя банкротом;
  4. копии судебного решения о прекращении деятельности предпринимателя в принудительном порядке;
  5. копии вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения бизнесмена права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;
  6. информации об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право предпринимателя временно или постоянно проживать на территории России.

Добровольное  прекращение предпринимательской  деятельности

Решение о прекращении предпринимательской деятельности приобретет значение юридического факта, освобождающего предпринимателя от соответствующих прав и обязанностей, если предприниматель представит в регистрирующий орган (непосредственно или по почте) по месту жительства следующие документы:

  1. Подписанное заявителем Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме № Р26001 (п. 2 постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439).

В Заявлении предприниматель должен указать свои персональные данные и иные сведения и не обязан излагать причины, по которым он принял решение о прекращении своей деятельности. Заявление должно быть составлено в строгом соответствии с указанной формой и установленными требованиями к ее заполнению. В частности, подпись на Заявлении должна быть удостоверена нотариально, вне зависимости от способа представления документов (непосредственно или по почте).

  1. Документ об уплате государственной пошлины (подп. 8.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

С 1 февраля 2006 г. за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя взимается государственная пошлина в размере 20 процентов от размера госпошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в размере 80 руб. (20% от 400 руб.).

Следует обратить внимание на то, что предприниматель должен платить пошлину за ликвидацию статуса только в случае добровольного прекращения деятельности.

Представление документов осуществляется в общем порядке (ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Документы доставляются (непосредственно или по почте) в регистрирующий орган по месту жительства предпринимателя. В день получения документов налоговый орган должен выдать предпринимателю расписку с указанием перечня и даты или направить ее по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения бумаг. Расписка имеет юридическое значение. С помощью нее предприниматель сможет доказать, что документы действительно поступили в регистрирующий орган и когда это произошло.

В срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов налоговики принимают решение о государственной регистрации и вносят соответствующую запись в ЕГРИП. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую, и ей присваивается государственный регистрационный номер с указанием даты ее внесения. При этом ранее зафиксированные сведения тоже сохраняются. После внесения этой записи статус предпринимателя утрачивает силу.

Государственная регистрация в  качестве индивидуального предпринимателя  утрачивает силу, и деятельность его  прекращается с момента вынесения  судом решения о признании  индивидуального предпринимателя  несостоятельным (банкротом).

Индивидуальный предприниматель  может быть признан несостоятельным (банкротом) в судебном порядке, о  чем он должен официально объявить должникам.

В соответствии со ст.25 ГК РФ индивидуальный предприниматель может быть признан  несостоятельным (банкротом) по решению  суда в случае, когда он не в состоянии  удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской  деятельности. Статья 164 Закона о банкротстве  уточняет основания признания индивидуального  предпринимателя банкротом, указывая на то, что требование должно быть основано на денежном обязательстве и (или) связано  с обязанностью уплачивать обязательные платежи, в том числе и налоги. Кроме того, необходимо наличие двух условий в совокупности:

- данные обязательства или обязанности  не исполнены предпринимателем  в течение трех месяцев с  момента наступления даты их  исполнения;

- сумма обязательств превышает  стоимость принадлежащего предпринимателю  имущества.

Дела о признании индивидуального  предпринимателя несостоятельным (банкротом) рассматриваются и разрешаются  арбитражным судом. Основания и  порядок признания судом индивидуального  предпринимателя банкротом или  объявления им о своем банкротстве  установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 8 января 1998г. Закон говорит, что предприниматель признается банкротом, если установлено его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ (услуг), обеспечить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды в связи с превышением обязательства должника над его имуществом или из-за неудовлетворительной структуры баланса предприятия.

Заявление о признании индивидуального  предпринимателя банкротом может  быть подано должником – индивидуальным предпринимателем, кредитором по обязательствам, связанным с предпринимательской  деятельностью, налоговыми и иными  уполномоченными органами по требованиям  по обязательным платежам, а также  прокурором. При применении процедуры  банкротства индивидуального предпринимателя  его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской  деятельностью, а также кредиторы  по требованиям личного характера  вправе также предъявить свои требования.

Предприниматель считается банкротом, и его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя  утрачивает силу с момента вынесения  арбитражным судом решения о  признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного  производства. У предпринимателя  аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов  предпринимательской деятельности.

При внесудебном порядке предприниматель  считается банкротом после официального объявления им о своем банкротстве  в Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ и в официальном издании  государственного органа по делам о  банкротстве.

В объявлении должника о банкротстве  и его ликвидации указывается  срок для заявления требований и  возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее двух месяцев с момента  публикации указанного объявления.

Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального  предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.

Информация о работе Правовой статус индивидуального предпринимателя