Предпринимательская фирма в системе бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................3
Глава 1 Предпринимательство в современной экономике............5
1.1Сущность предпринимательства.........................................................................5
1.2 Иерархия предпринимателей...............................................................................7
Глава 2 Фирма в системе рыночных отношений
Теория фирмы..................................................................................................10
2.1 Место фирмы в предпринимательстве..............................................................10
2.2 Цели, задачи и функции фирмы.........................................................................13
2.3 Классификация фирм...........................................................................................16
2.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы...............................................18
2.5 Конкурентоспособность фирмы.........................................................................20
2.6 Теория управления фирмой – менеджмент.......................................................26
Заключение.....................................................................................................................30
Список литературы....................................................................................................31

Файлы: 1 файл

предпринимательская фирма в системе бизнеса.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

ФИЛИАЛ В г. ПЕРМИ

 

 

 

Кафедра экономики и  менеджмента

 

 

 

 

 

 

Предпринимательская фирма 

в системе бизнеса

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Мышляевой Ирины Александровны

студентки 1 курса, гр. МО – 31

Специальности 061100

«Менеджмент организации»

 

 

 

 

 

Научный руководитель

Филичкина Н. Х., к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

  • Пермь
  • 2005 г 
    ОГЛАВЛЕНИЕ

     

    Введение............................................................................................................................3

    Глава 1 Предпринимательство в современной экономике............5

    1.1Сущность предпринимательства.........................................................................5

    1.2 Иерархия предпринимателей...............................................................................7

    Глава 2 Фирма в системе рыночных отношений

     Теория фирмы..................................................................................................10

    2.1 Место фирмы в  предпринимательстве..............................................................10

    2.2 Цели, задачи и функции  фирмы.........................................................................13

    2.3 Классификация фирм...........................................................................................16

    2.4 Важнейшие показатели эффективности  фирмы...............................................18

    2.5 Конкурентоспособность фирмы.........................................................................20

    2.6 Теория управления фирмой – менеджмент.......................................................26

    Заключение.....................................................................................................................30
    Список литературы....................................................................................................31

     

    Введение

    В микроэкономическом анализе  главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в  современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека.

  • В данной курсовой работе понятия «фирма» и «предприятие» не тождественны. "Фирма" и "предприятие" кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе (зарубежной и отечественной) они отождествляются. Под предприятием следует понимать определенный производственно – технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются металлургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т. д. Фирма – это организационно – экономическая, общественная, предпринимательская форма производства. В составе фирмы может быть одно или несколько предприятий. Так, в состав ЗИЛа входит значительное число заводов, но фирма одна – ЗИЛ. Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.
  • Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли
  • Фирма – основной агент рыночной системы любой современной страны.

    Фирма – это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

    В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудования, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права

    При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением  размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность  ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.

    Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.

    Следовательно, целью  данной курсовой работы является рассмотрение понятия «фирма», ее место в рыночной экономике и предпринимательстве, её цели, задачи и функции. А также показатели эффективности работы фирмы.

     

     

     Глава  1  Предпринимательство в современной экономике

    1.1 Сущность  предпринимательства

    Становление рыночной экономики  в России ведет к увеличению числа  граждан, занимающихся предпринимательством.

    Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение  прибыли.

    Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру.

    Слова «предприниматель»  и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», т. е. сделать что – либо – создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т. п. В широком значении предпринимателем в обыденной жизни часто называется человек, который что – либо предпринимает (создает, организует и т. п.) т. е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели – максимизации прибыли.

    В таком понимании  предпринимательство начало зарождаться  еще в средних веках. Первоначально  предпринимателями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании предприятий (кустарных производств, мануфактур и др.) История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с более ранними формами купеческого и банковского капитала. В период промышленного переворота конца 18 – начала 19 века предпринимателями назывались преимущественно фабриканты.

    Предпринимателем первоначально  называли лицо (реже группу лиц), вкладывавшее свои средства в создание какого –  либо предприятия, преимущественно  промышленного. На первых порах предприниматель  выступал, как правило, как собственник капитала. Риск первых предпринимателей был ограничен суммой средств, вкладываемых в организацию фирмы. В те времена наибольшую трудность представляло накопление достаточных средств. В этих условиях первоначальный капитал по своему происхождению с достаточным основанием нередко связывался с разбоем и ограблением. Предпринимателями нередко становились выдающиеся изобретатели – самоучки, например, Генри Форд. Однако новаторство и в современных условиях не является основным признаком предпринимательства.

    Что представляет собой  это относительно новая социальная группа предпринимателей? В первом приближении страну предпринимателей можно представить состоящей  из двух основных подгрупп. Первая –  это предприниматели, являющиеся собственниками управляемых ими производственных структур. Вторая – это предприниматели – собственники. По числу предпринимателей первые существенно преобладают, они представляют собой так называемый малый и частично средний бизнес.

    Состав этой группы непрерывно изменяется за счет разорения одних предпринимателей и возникновения новых фирм. Их предпринимательский доход весьма невелик и нередко вполне сопоставим с заработной платой квалифицированных наемных работников. Но по своему социальному положению, по уровню жизни, по менталитету и, наконец, по выполняемым функциям они существенно ближе к предпринимателю, чем к наемным работникам.

    Объекты их собственности – относительно небольшой капитал, дом, земельный  участок, высококачественные предметы длительного пользования. Они мобильны как с точки зрения изменения профиля собственного предприятия, так и способности к быстрой перемене местожительства. Для них малое предпринимательство – альтернатива наемного труда, это образ жизни.

    Основная по значимости подгруппа  предпринимателей в полном смысле этого слова – это предприниматели, которые являются собственниками лишь определенного пакета акций. Их функции – полное управление всеми направлениями развития фирмы при личной материальной ответственности за дела фирмы. Личная ответственность означает, что в случае неудачи фирмы предприниматель превращается из богатого человека в бедняка. И наоборот, успех фирмы – это и его обогащение, рост его престижа, новые возможности деятельности.

    Можно утверждать, что предпринимательские  способности как ресурс более эффективно реализуются в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующие законодательное оформление. При этом, очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высоко конкурентной среде, а также их чувства социальной ответственности.

    В странах с высоким предпринимательским  потенциалом важную роль обычно играют малый и средний бизнес, являющийся питательной средой предпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров.

    Предпринимательская способность  как ресурс имеет свою специфическую  оплату – предпринимательский доход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход – это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.

    Рыночная система с ее жесточайшей конкуренцией, необходимостью постоянного принятия нестандартных, неожиданных для конкурента и эффективных для себя решений требует умения не только идти на риск, но и рассчитывать его, сводить до минимума подчас совершенно нестандартными мерами – это непреложная сторона сущности предпринимательства, чего нет в обычной, традиционной, стандартной деятельности по управлению людьми и производством. Но всем этим должны в полной мере обладать предприниматели, что позволяет утверждать: предпринимательство – относительно самостоятельная, высшая ступень управленческой деятельности. Предприниматели составляют особую социальную группу в современном обществе. Таким образом, мы имеем дело с новым этапом в общественном разделении труда.

     

    1.2 Иерархия предпринимателей

    Предпринимательство –  интеллектуальная деятельность, связанная  с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым. Но это недовольство конструктивное, обуславливающее активную деятельность.

    Предпринимательство органически  связано с экономической свободой. Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.

    Экономическая свобода дополняет  свободу личную и позволяет каждому  развиваться на основе своих собственных  взглядов и ценностей. Отрицать экономическую  свободу – значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.

    Предприниматель – это не только профессия, но и определенное специфическое  состояние человека с определенными  наклонностями, порождаемое комбинацией  социальных сил и социальных обстоятельств, но отнюдь не только специальным профессиональным обучением. чтобы стать предпринимателем, учатся в специальных высококлассных высших учебных заведениях, ибо в современных условиях предприниматель должен быть вооружен знаниями многих отраслей науки и практики, должен быть интеллектуалом. Но всего этого все–таки недостаточно. Предпринимателями, конечно, становятся. Вместе с тем в известном смысле предпринимателями рождаются. Точно так же, как знание грамматики и синтаксиса не делает студента педагогического вуза поэтом или прозаиком, знания экономической науки совершенно недостаточно, чтобы стать предпринимателем. Им еще надо родиться, но стать им можно лишь при определенных условиях.

    Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях свою деятельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способах их реализации, и лишь в «поворотных» моментах своей деятельности принимают кардинально нетривиальные решения и реализуют их не так, как остальные бизнесмены. Мотивацией их деятельности однозначно является максимизация их прибыли. Получение прибыли для них выступает как средство улучшения условий жизни, прежде всего условий материальных.

    На следующей ступеньке находятся  люди весьма инициативные, но в рамках традиционного мышления, не способные  в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Они проявляют инициативу, но больше следуют известному медицинскому правилу: не навреди! Это правило верно в медицине, когда на карту ставится жизнь человека, и риск ограничен, но приносит вред в предпринимательстве. У этой группы бизнесменов мотивация несколько иная сравнительно с предыдущими, но все – таки и у них уже есть пусть небольшой, но элемент иной мотивации – обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.

    На следующей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечению максимизации прибыли. Не менее важным для них становится получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победы над конкурентами, стремление к обладанию властью, зачастую и благотворительность.

    Информация о работе Предпринимательская фирма в системе бизнеса