Предпринимательская фирма в системе бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................3
Глава 1 Предпринимательство в современной экономике............5
1.1Сущность предпринимательства.........................................................................5
1.2 Иерархия предпринимателей...............................................................................7
Глава 2 Фирма в системе рыночных отношений
Теория фирмы..................................................................................................10
2.1 Место фирмы в предпринимательстве..............................................................10
2.2 Цели, задачи и функции фирмы.........................................................................13
2.3 Классификация фирм...........................................................................................16
2.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы...............................................18
2.5 Конкурентоспособность фирмы.........................................................................20
2.6 Теория управления фирмой – менеджмент.......................................................26
Заключение.....................................................................................................................30
Список литературы....................................................................................................31

Файлы: 1 файл

предпринимательская фирма в системе бизнеса.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

И, наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитой. Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, но вместе с тем это для них пройденный этап. Они как деловые люди способны, талантливы, настолько утвердились в своем положении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизации прибыли. Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности, их нормальное состояние. Их предпринимательская деятельность – это постоянное самовыражение. Это и познание нового, неизвестного, постоянные открытия.

Вместе с тем –  это удовлетворение жажды борьбы с конкурентами за новые идеи, за их реализацию, за общественное признание. Кроме того, – это ненасытная борьба за власть, которая, как известно, способна опьянить сильные личности. Одно сознание того, что власть у тебя в руках, для суперэлитных предпринимателей выступает вполне приемлемой платой за ежедневный изматывающий труд, за отказ от общественных обыденных удовольствий, за отказ от улучшения условий жизни. Более того, как заметил Й. Шумпетер, власть для суперэлиты – это средство, основа для формирования пусть относительно небольшой, но собственной частной империи. Это лучшее подтверждение обладания властью.

Таким образом, предпринимательство  для всех групп скорее не профессия, а естественное для них социологическое и психологическое состояние.

 

Глава 2 ФИРМА В СИСИЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ТЕОРИЯ ФИРМЫ.

2.1 Место фирмы в предпринимательстве

Первоначально слово "фирма" (от ит. Firma – подпись) означало "торговое имя" коммерсанта. В настоящее  время фирма – элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью.

В развитой экономике  фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно – исследовательских.

По сферам предпринимательской  деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово – посредническими, венчурными, рекламными, юридическими и т. д.

В России фирмы могут  создаваться с правом юридического лица и преследовать извлечение прибыли  в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Это могут быть хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Допускается объединение коммерческих организаций в ассоциации и союзы

Существует несколько  подходов к объяснению возникновения и развития фирм.

Во – первых, фирма  представляет собой организационно – экономическую систему, с помощью  которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и  услуг.

Во – вторых, в социально  – экономическом отношении фирмы  – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

В – третьих, фирма  – совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно  потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин  и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки – трансакции (лат.transactio – сделка).

Трансакционные затраты  возникают в процессе налаживания  отношений между рыночными агентами. Если бы экономика являлась «сплошным, диким» рынком, состоящим из одних физических лиц, то трансакционные затраты были бы очень велики из-за множества мини-сделок. Способом снизить эти затраты является организация фирмы. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации с целью подавить рыночный механизм.

Такой подход позволяет  анализировать как рыночные, так  и внутрифирменные экономические  связи. Можно выделить следующие  виды трансакционных затрат: поиск  информации о состоянии рынка  – о потенциальных поставщиках  и покупателях, ценах, характеристиках  товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов. Фирмы возникают и в связи с большими затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.

Внутрифирменные экономические  связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многообразную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства. Оказывается, что трансакции дешевле осуществлять внутри фирмы, без посредничества рынка.

Рыночные (внешние) и внутрифирменные  трансакции тесным образом связаны  между собой. Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму.

В этом аспекте можно  выделить следующие существенные моменты.

  1. По мере того, как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т. е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем
  2. Может случиться так, что в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так, чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. Значит должна быть достигнута такая точка, в которой от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.
  3. Цена реализации одного или более факторов производства может расти, так как «другие преимущества» мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы.

Конечно, действительная точка, в которой прекращается экспансия  фирмы, определяется на основе комбинации отмеченных выше факторов.

Следовательно, абстрагируясь  от других обстоятельств, можно заключить, что стремление к увеличению размеров будет тем сильнее, чем:

  1. ниже издержки организации и медленнее рост этих издержек по мере увеличения числа организуемых трансакций;
  2. менее склонен предприниматель делать ошибки и тогда рост их числа уменьшается числа организуемых трансакций;
  3. больше снижение (или чем меньше рост) цены поставок факторов производства более крупным фирмам.

Объяснение необходимости  существования фирмы как институциональной  структуры только в связи с  тем, что снижаются издержки трансакций, недостаточно. Следует иметь в  виду, что производство характеризуется свойствами «организованного процесса». Оно носит коллективный характер при все усложняющейся его организации. В производство вовлечено множество самых разнообразных факторов, деятельность которых должна координироваться. На фирме осуществляется непрерывный процесс управления, складывающийся в разветвленную систему принятия и исполнения решений, связи между которыми не описываются как взаимодействие спроса и предложения, т. е. их нельзя описать на основе представлений о трансакциях.

Внутри фирмы осуществляется сложная управленческая деятельность, построенная по иерархическому принципу. В процессе управления соблюдается соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т. е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительным признаков фирмы.

Здесь уместно дать еще  одно определение фирмы – хозяйственная  единица коллективного характера, обладающая всей полнотой прав для заключения контрактов, обеспечивающих все стороны ее деятельности.

 

2.2 Цели, задачи и функции фирмы

Всякая предпринимательская  деятельность имеет своей целью  получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции. Которая определяет нацеленность фирмы на максимизации прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:

1)деятельность фирмы  описывается ее производственной  функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции

2)фирма выбирает комбинацию  факторов с наименьшими издержками  для каждого возможного объема  выпуска продукции. Это дает  возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление  о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы  является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных  положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т. п.

Существуют подходы, при  которых используются тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, фирма  стремится функционировать на каком  – то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический – связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.

Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным остается получение прибыли). В самом общем плане цели деятельности фирмы представлены в таблице 1

 

Таблица 1

  • ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ

  • Общественная  группа

    Ожидаемые результаты деятельности фирмы

    Общество в целом

    Экономический рост

    Поступления от налогов

    Уравнивание власти

    Уравнивание доходов

    Сохранение окружающей среды

    Сохранение природных  ресурсов

    Местная община

    Держатели акций

    Кредиторы

    Потребители

    Благосостояние общины

    Рост доходов

    Рост стоимости акций

    Стабильность доходов

    Справедливые цены

    Обеспечение выбора

    Удовлетворение потребностей

    Управляющие

    Рост доходов

    Профессиональный интерес

    Работники наемного труда

    Занятость

    Уровень оплаты

    Досуг

    Условия труда

    Удовлетворение от работы


    В условиях несовершенной  конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

    Цикл жизни предприятия (фирмы) - это определенный период времени, в течении которого оно обладает жизнеспособностью на рынке. Типичная модель жизненного цикла предприятия  представлена 4 – мя стадиями (выход  на рынок, рост, зрелость, упадок), каждый из которых характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия характеризует собственно процесс создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии – выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятия проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибыли. Целевая установка – борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек. На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными). На этой стадии единственной целью предприятия становиться либо продолжение его операций в течение определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

    Минимизация убытков  является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей деятельности предприятия. Эти два понятия неразрывно связаны между собой.

    Процветающее предприятие  – это предприятие, занимающее прочные  позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности. Эта задача – максимум может быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия. Владельцы (акционеры) предприятия заинтересованы и всевозрастающем потоке доходов и таком использовании собственных и привлеченных средств, которое увеличивает ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованности в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере. Для потребителей наивысшую ценность представляют товары и услуги, удовлетворяющие и х по качеству и цене Создание ценностей – это функция фирмы. Процесс создания ценностей представляет собой удовлетворение индивидуальных или групповых потребностей, в результате чего предприятие добивается общественного признания своей деятельности. Такое признание, в свою очередь, обеспечивает предприятию возможность расширять производство, наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль и, в конечном счете, укреплять свои рыночные позиции.

    Информация о работе Предпринимательская фирма в системе бизнеса