Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:08, курсовая работа
При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.
Введение............................................................................................................................3
Глава 1 Предпринимательство в современной экономике............5
1.1Сущность предпринимательства.........................................................................5
1.2 Иерархия предпринимателей...............................................................................7
Глава 2 Фирма в системе рыночных отношений
Теория фирмы..................................................................................................10
2.1 Место фирмы в предпринимательстве..............................................................10
2.2 Цели, задачи и функции фирмы.........................................................................13
2.3 Классификация фирм...........................................................................................16
2.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы...............................................18
2.5 Конкурентоспособность фирмы.........................................................................20
2.6 Теория управления фирмой – менеджмент.......................................................26
Заключение.....................................................................................................................30
Список литературы....................................................................................................31
2.3 классификация фирм
Если взять за основу собственность, то можно выделить три вида фирм, или предпринимательства:
Индивидуальным предпринимательством называется бизнес, владельцем которого является один человек. Владелец индивидуального бизнеса одновременно выполнял функции менеджера. Он несет неограниченную имущественную ответственность. Кроме того, у него невелик капитал – в этом недостатки индивидуального предпринимательства. Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. индивидуальный бизнесмен не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог. Он освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов и т. п.
Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два и более человек. Партнерство тоже не является юридическим лицом, поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом и несут неограниченную ответственность по всем долгам фирмы. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относятся:
Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сами корпорация – акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпорации. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпорации, определяемую их вкладом в акции.
По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес.
Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise – льготный) и венчурного (от venture – рисковать) предпринимательства.
Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере.
Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. она может финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами.
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он не прочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой – либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (н-р, производство инвалидной техники).
Крупный бизнес отличается большой прочностью, чем средний и малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.
В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. Для этой границы выгодна «иерархия» (фирма), после – рынок. При этом оптимальный размер фирмы будет зависеть от отрасли, технологии, от степени интеграции фирмы и т. д.
В теории фирмы принято
различать вертикально и горизо
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других фирм, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (позднелат. diversificatio – разнообразие). Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологически не связанные между собой отрасли.
Выбор показателей эффективности работы фирмы зависит от целей анализа. Таковыми могут быть:
Деятельность фирмы (предпринимательская деятельность) может быть представлена в виде потока финансовых ресурсов кредиторов и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую физическую продукцию, а товары и услуги – через готовые сделки – превращаются в выходящие потоки финансовых ресурсов, распределяемых среди кредиторов и инвесторов и затем вновь вводимых в производство.
На этапах инвестирования
производства и реализации продукции
участников предпринимательской
Обобщающие показатели эффективности деятельности фирмы в целом определяется сопоставлением объема всех средств фирмы и совокупного результата ее деятельности.
К этим показателям относятся:
рентабельность всего капитала (активов) фирмы
PА = П/А
где П – прибыль; А – капитал (активы) фирмы – совокупность всех средств;
оборачиваемость всего капитала (активов) фирмы
Rо = Q / A
где Q – объем реализованной продукции
издержки на единицу реализованной продукции
S = И / Q
где И - общие издержки;
рентабельность производства
Р = П / Ф
где Ф – среднегодовая стоимость основных и оборотных фондов.
Наиболее обобщающим показателем в этой группе является рентабельность всего капитала, которая отражает прибыль фирмы на 1 рубль (всех видов предприятий в денежном выражении, независимо от источников привлечения этих средств). Этот показатель называют также нормой прибыли или показателем окупаемость средств. Уровень и динамика рассматриваемого показателя являются главным объектом внимания администрации предприятия.
Норма прибыли отражает достигнутый на предприятии определенный баланс экономических интересов всех участников бизнеса и «аутсайдеров». Конкретно интересы каждого представлены другими, частными по отношению к рассматриваемому показателями. Так, для собственников предприятий важен необходимый уровень рентабельности собственного капитала как отношение чистой прибыли (после уплаты налогов и процентов) к величине собственного капитала.
2.5 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМЫ
Основной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте) , рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности.
Конкурентоспособность
фирмы – это ее реальная и потенциальная
способность изготовлять и
Конкурентоспособность фирмы понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.
В последнее десятилетие экономисты пришли к выводу, что конкурентоспособность фирмы во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами 9направлениями) конкуренции, т. е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. их можно рассматривать как основные рыночные силы. Аналитическую концепцию взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде схемы. (Рис.2)
Модель пяти сил (направлений) конкуренции – это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ
Теория фирмы основана на принципе стремления к получению максимальной прибыли, т. е. увеличение разности между доходами или издержками.
Стремление к получению максимальной прибыли – это тот критерий, который определяет поведение фирмы как в течении короткого, так и длительного периода.
Короткий период – это отрезок времени, в течении которого фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. В этот период они остаются постоянными, так как не изменяются вслед за изменением объема производства. Другие факторы производства (труд, капитал) могут изменяться, поэтому являются переменными.
Нельзя, скажем , для производства обуви в течении недели построить новое здание, но можно закупить дополнительные материалы или нанять новых рабочих.
Продолжительность короткого периода зависит от отрасли, технологии и других причин. Например, в доменном производстве короткий период достаточно длителен, а в производстве мороженного – очень непродолжителен.
Длительный период – это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять мощность своих сооружений и оборудования в зависимости от постоянно изменяющихся уровней производства.
В длительном периоде фирма может изменить объемы всех факторов производства, поэтому все они становятся переменными. В этот период фирма стремится наилучшим образом комбинировать факторы, замещая труд капиталом и наоборот, с целью минимизировать затраты на данный объем выпуска продукции.
Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы – максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что не может сделать покупатель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.
Информация о работе Предпринимательская фирма в системе бизнеса