Предпринимательская фирма в системе бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:08, курсовая работа

Описание работы

При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.

Содержание работы

Введение............................................................................................................................3
Глава 1 Предпринимательство в современной экономике............5
1.1Сущность предпринимательства.........................................................................5
1.2 Иерархия предпринимателей...............................................................................7
Глава 2 Фирма в системе рыночных отношений
Теория фирмы..................................................................................................10
2.1 Место фирмы в предпринимательстве..............................................................10
2.2 Цели, задачи и функции фирмы.........................................................................13
2.3 Классификация фирм...........................................................................................16
2.4 Важнейшие показатели эффективности фирмы...............................................18
2.5 Конкурентоспособность фирмы.........................................................................20
2.6 Теория управления фирмой – менеджмент.......................................................26
Заключение.....................................................................................................................30
Список литературы....................................................................................................31

Файлы: 1 файл

предпринимательская фирма в системе бизнеса.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

Если фирма будет  увеличивать на одну, две, три и  т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем каждый новый  стол) будет «что-то» добавлять  к общему доходу, так и к общим  издержкам. Это «что-то» – предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая производственная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.

В связи с этим разность между предельным доходом (MR – marginal revenue) и предельными издержками (МС – marginal coast) т. е. прибыль (Р2 – profit), увеличивается:

Р2 = MR – МС

Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного  дохода. Вывод: максимум общей прибыли  достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р – price) и предельными издержками (МС - marginal coast):

Р = МС

Если Р>МС, то производство необходимо расширять. Если Р<МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

Рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет некоторые особенности.

На рынке несовершенной  конкуренции производитель (фирма) влияет на цену свой продукции. Если на рынке совершенной конкуренции  дополнительный доход от продажи  следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход (МК – marginal revenue).

В зависимости от продолжительности  времени (короткий или длительный период) и условий конкуренции фирма определяет свою стратегию.

Стратегия – это выбор  фирмой основных долгосрочных целей  и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Различают два типа стратегии:

  • оборонительную
  • наступательную.

Оборонительная  стратегия имеет два направления:

  1. В имитационном делается акцент на снижение риска от внедрения нововведений за счет заимствования результатов научно – технических достижений, имеющихся конкурентов. Фирма следит за рынком, ждет появления нового продукта и концентрирует ресурсы на производстве аналогичного продукта или его прототипа.
  2. Стратегия выжидания. Она используется фирмами, в планы которых входит уйти с рынка или быстро перестроить производство в случае, если другой конкурент успешно внедрился на рынке.

В наступательной стратегии выделяют четыре направления:

  1. Стратегия рационализации. Она предусматривает рост ресурсов для осуществления нововведений. При этой стратегии осуществляется финансовая поддержка дочерних и венчурных компаний, на которых проверяется новая технология.
  2. Стратегия дифференциации квоты (количества выпускаемой продукции).Она преследует цель сохранения для фирмы значительной доли рынка при высокой прибыли. Основой высокой прибыли становятся постоянные инвестиции. С их помощью фирма надеется снизить цену на свою продукцию и увеличить на нее покупательный спрос.
  3. Инновационная стратегия предполагает обновление продукции или услуг, а также производства основных фондов и освоение инноваций – новых продуктов и технологий. Инновации разделяются на продуктовые и технологические.

Продуктовые инновации позволяют фирме максимизировать прибыли через повышение цены единицы нового продукта.

Технологические инновации помогают максимизировать прибыль благодаря снижению себестоимости выпускаемой продукции и недопущению ее избыточного роста при повышении качества продуктов.

  1. Стратегия освоения и заполнения рыночной ниши. Реализация этого направления связана со значительными затратами на научно – исследовательские работы, с деловым риском.

Риск – это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом.

Наиболее  важные виды риска:

  • производственный;
  • коммерческий;
  • финансовый;
  • кредитный;
  • процентный

Коммерческий  риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем.

Финансовый  риск зависит от отношения заемных средств ко всем финансовым средствам предприятия. Чем выше отношение заемных средств к собственным, тем больше финансовый риск.

Кредитный риск обусловлен тем, что заемщик может не уплатить по ссуде.

Процентный  риск связан с возможностью падения цены ценной бумаги из – за роста нормы процента.

Часто утверждают, что  существуют определенные преимущества крупной фирмы, сточки зрения величины издержек. Это преимущество размера экономисты называют эффектом масштаба или экономией от роста масштаба деятельности. По мере того как увеличивается, например, объем выпуска продукции, сокращаются средние издержки производства на каждую единицу товара.

Экономия от увеличения масштаба деятельности измеряется процентного  изменения величины издержек к процентному  изменению объемов произведенного товара. Когда такое отношение  меньше 1, проявляется эффект масштаба, так как средние издержки падают. Если это отношение равно 1, эффекта от увеличения масштабов деятельности не существует, поскольку средние издержки остаются неизменными. Когда же такое отношение больше 1, налицо отрицательный экономический эффект, так как средние издержки растут.

На рисунке 3 показаны возможные зависимости между  средними издержками и объемами выпуска  продукции. U-образная кривая средних  издержек суммирует свойства, присущие трем остальным кривым затрат, изображенным на том же графике.


Для примера предположим, что фирма выпускает на рынок только один товар Т. Если объем этого производства увеличивается либо за счет расширения размеров самой фирмы, либо благодаря слиянию с другой фирмой, также выпускающей товар Т, и при этом средние издержки падают, то налицо эффект масштаба.

2.6 ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ  ФИРМОЙ – МЕНЕДЖМЕНТ

В рыночной экономике  формой управления фирмой является менеджмент. Менеджмент – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального, наилучшего из возможных, варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.

Его возникновение связано  с развитием корпоративного предпринимательства, акционерных обществ, в которых  управление имуществом фирмы переходит  от собственников к их представителям – менеджерам.

Менеджеры – это наемные  работники, которые за плату занимаются организацией деятельности фирмы в  целях получения прибыли акционерами.

В современном менеджменте  выделяют четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

  1. Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения. Основным элементом планирования служит бизнес план. Это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций. Цель составления бизнес-плана – дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития

Тщательное обоснование  бизнес – плана должно создать  у инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и доверие к  руководству компаний. Бизнес – план разрабатывается на 3 – 5 лет. Как правило, он содержит следующие разделы:

  • анализ рынка и маркетинговая стратегия;
  • продуктовая стратегия;
  • производственная стратегия;
  • развитие системой управления фирмой и собственности;
  • финансовая (экономическая) стратегия.

В зависимости от уровня своего развития отдельные фирмы  уделяют неодинаковое внимание разным разделам плана. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой стратегии.

Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и  производственной стратегии. Бизнес-план  снабжается кратким рефератом, предназначенным для широкого круга лиц, поэтому не имеющим детализаций, в которых может содержаться коммерческая тайна.

  1. Организация включает создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.
  2. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.
  3. Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.

Управление фирмой предполагает создание ее структуры.

Структура – это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне управления решается свой комплекс вопросов. Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:

  • совет директоров;
  • президент, вице-президент и др. руководители;
  • функциональные штабы и службы;
  • исполнители.

Главным органом является совет директоров. Он определяет общую политику фирмы. Избирается на собрании акционеров в количестве 10-20 человек. Члены совета директоров несут индивидуальную и коллективную ответственность за экономическую, финансовую и правовую деятельность фирмы. В структуре менеджмента выделяют 3 составные части:

  • производственный менеджмент;
  • финансовый менеджмент;
  • рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг.

Производственный менеджмент – это управленческая подсистема, занятая производством товаров  в определенном количестве, данного качества, в установленные сроки и при минимальных затратах.

Финансовый менеджмент – это подсистема, которая обеспечивает формирование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и минимизацию  затрат.

Рыночный менеджмент – маркетинг  – это управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок. Маркетинг (англ. market – рынок) отвечает за выбор рынков, методов и времени выхода на рынок, за политику цен.

Применительно к фирме маркетинг  рассматривается как комплексная  программа деятельности, охватывающая стадии сознания, производства и сбыта товаров на основе изучения состояния рынка, субъектов рыночных сетей и реальных потребностей покупателей с целью их удовлетворения и получения фирмой максимальных прибылей.

Процесс управления маркетингом предполагает:

  • анализ рыночных возможностей;
  • отбор целевых рынков;
  • разработку комплекса маркетинга;
  • претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
  1. Анализ рыночных возможностей проводится с целью сбора информации о рынке и определения «ниши» для своей деятельности, т. е. той микро- и макросреды, в которой фирме предстоит работать.
  1. Отбор целевых рынков предполагает ориентацию на конкретные товары и конкретных покупателей. Он включает четыре этапа:
    • измерение спроса;
    • прогнозирование спроса;
    • отбор сегментов рынка;
    • определение позиции товара на рынке.
  1. Разработка комплекса маркетинга предполагает анализ 4 основных групп факторов маркетинга: товара, цены, методов распространения товаров, методов стимулирования сбыта товаров.
  1. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий предполагает наличие налаженной системы планирования, организации и контроля маркетинга.

Организация маркетинга зависит от масштабов фирмы: в  небольшой фирме работает один человек, в крупной – отдел маркетинга. Функции работников соответствуют содержанию функций маркетинга: ответственный за товарную группу (скажем, за товар А, Б и т. д.), за сегмент рынка и т. д.

Информация о работе Предпринимательская фирма в системе бизнеса