Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
Введение
Начало возникновения
В России предпринимательство
зародилось еще в Киевской
Руси в торговой форме и
в виде промыслов. Первыми
Осуществляемые в Российской федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственные цивилизованные черты.
Стать предпринимателем хотят люди разных профессий: инженеры, врачи, строители, художники, артисты и т.д. и становятся. Но чтобы успешно управлять своим бизнесом, надо хорошо знать экономику своего дела, уметь эффективно им управлять.
В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является, по существу, предпринимателем.
Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.
Важнейшие черты предпринимательства:
- самостоятельность и
независимость хозяйствующих
- экономическая
Хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
В состав фирмы может входить несколько предприятий, обеспечивающих ее эффективное функционирование.
Среди основных черт предприятия можно выделить следующие:
1. Организационное единство подразумевает прежде всего слаженный механизм деятельности, который позволяет эффективно функционировать в рамках рыночной экономики.
2. Любое предприятие
должно иметь в наличии комплек
3. Каждое предприятие
имеет в своей собственности об
4. Экономическая ответственность предприятия – обязанность отвечать по всем обязательствам перед инвесторами, кредиторами и потребителями.
5. В хозяйственном обороте предприятие выступает от собственного имени, поскольку имеет собственный баланс, бизнес-план, а также счет в банке.
В современном экономическом словаре - малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону, объеме деятельности.
Задачи предприятия:
1) стабильное получение
прибыли, что дает возможность
дальнейшего развития и
2) обеспечение потребителя
качественной продукцией и в
достаточном количестве. Самое главное,
чтобы на рынке товаров и
услуг так или иначе
3) обеспечение персонала
своевременной и достойной
С точки зрения этичности организации любое предприятие должно нести ответственность за состояние окружающей среды и стремиться снизить уровень вредного воздействия.
Основу любой экономики составляет производство - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Именно поэтому предприятие выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность предприятий, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики. Основанием сложной пирамиды экономики страны являются предприятия.
Главная задача предприятия - возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям продукции.
Внешняя среда предприятия включает:
- внешние экономические факторы;
- внешние политические условия;
- внешние правовые составляющие;
- внешние научные и технические факторы;
- коммуникационные внешние условия;
- природно-климатические факторы.
Составляющие внутренней среды предприятия:
- производственно-технические факторы;
- социальные условия и
- экономические факторы;
- информационная составляющая;
- маркетинговый фактор;
- фактор деловых отношений и поведения сотрудников.
ТЕМА 1. Малый бизнес в странах с рыночной экономикой.
Роль малого бизнеса в странах с рыночной экономикой. Критерии определения субъектов малого предпринимательства. Особенности малых предприятий. Преимущества и недостатки предприятий малого бизнеса.
Современную экономику невозможно представить без хорошо развитого малого предпринимательства. Его доля в ВВП развитых стран, таких как США, Германия, Великобритания, Япония составляет более 50%. В России этот показатель, к сожалению составляет 10-12%.
Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально- экономическое значение, т.к. обеспечивают, социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений в экономике, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.
Роль МП в экономике страны определяется следующими факторами:
- численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах), насыщение рынка потребительскими товарами;
- расширение ассортимента и повышение качества товаров (работ, услуг), культуры обслуживания;
- малый бизнес придает
- привлечение личных средств населения для развития производства; партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
- вкладом малых предприятий
в создание ВВП, в
- вкладом субъектов малого
- ростом численности на малых
предприятиях занятого
- более эффективное
- вовлечение в трудовую
- формирование социального слоя
собственников, владельцев
- активизация научно-
- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
- содействие деятельности
- освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;
- навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.
Термины “малый бизнес”, “малое предприятие”, широко используемые за рубежом, охватывают различные типы и разновидности предпринимательства, варьирующиеся от страны к стране. Одно малое предприятие не играет никакой роли в экономики страны, но так как в некоторых странах они исчисляются миллионами, то в результате происходит серьезное регулирование экономики. Вся совокупность предприятий малого типа называется малым предпринимательством.
Критерии отнесения
- величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония);
- немонополистическое положение на рынке (США);
- правовой статус (Франция);
- форма собственности (Венгрия);
- различия между ремесленной и промышленной фирмой, объем складочного капитала (Германия);
- независимое или зависимое
положение в крупной
Подобная множественность
В международной статистике основным
критерием, определяющим размер предприятия,
выступает численность занятых (иногда
в сочетании с величиной
При этом понятия “малый бизнес” и “малые и средние предприятия” обычно употребляются в зарубежной литературе как синонимы, если речь не идет о проблемах, относящихся только к малым предприятиям.
Качественные критерии. К малому бизнесу относятся те предприятия, которые отвечают хотя бы двум: