Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Введение

Начало возникновения предпринимательства  приходится на Средние века, когда  ремесленники купцы и являлись первыми  предпринимателями. С зарождением капитализма стремление к богатству порождало желание получать максимальную прибыль. С середины ХVI в. Появляются первые акционерные компании в сфере международной торговли.

 В России предпринимательство  зародилось еще в Киевской  Руси в торговой форме и  в виде промыслов. Первыми предпринимателями  в России были мелкие торговцы  и купцы.  Наибольшее развитие  предпринимательства приходится на правление Петра I. Далее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права. Отмена крепостного права в 1861г. явилась серьезным стимулом для развития предпринимательства. Произошла реорганизация тяжелой промышленности, оживилась акционерная деятельность. В 1890-е годы сложилась индустриальная база предпринимательства. После завершения Октябрьской революции началась ликвидация рыночных экономических связей. Были экспроприированы средства производства и имущество частных предпринимателей. Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика (1921-1926гг.). Однако с конца 1920-х годов предпринимательство вновь было свернуто и лишь в 1990 годы началось его возрождение в России. В результате экономических реформ получили развитие различные виды предпринимательства, значительно увеличилось число коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, которые становятся ведущим субъектом рыночной экономики.

Осуществляемые в Российской федерации экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости стали условием становления и развития малого предпринимательства, которому свойственные цивилизованные черты.

Стать предпринимателем хотят люди разных профессий: инженеры, врачи, строители, художники, артисты и т.д. и становятся. Но чтобы успешно управлять своим бизнесом, надо хорошо знать экономику своего дела, уметь эффективно им управлять.

В условиях рынка любое  предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является, по существу, предпринимателем.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Важнейшие черты предпринимательства:

- самостоятельность и  независимость хозяйствующих субъектов.  Любой предприниматель свободен в принятии решения по любому вопросу (в рамках правовых норм);

- экономическая заинтересованность  – главная цель предпринимательства  – получение максимально возможной  прибыли. Вместе с тем, преследуя  свои сугубо личные интересы  получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

Хозяйственный риск и  ответственность. При любых самых  выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.

Производственное  предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

В состав фирмы может  входить несколько предприятий, обеспечивающих ее эффективное функционирование.

Среди основных черт предприятия  можно выделить следующие:

1. Организационное единство подразумевает прежде всего слаженный механизм деятельности, который позволяет эффективно функционировать в рамках рыночной экономики.

2. Любое предприятие  должно иметь в наличии комплекс необходимых ресурсов, посредством которых будет осуществляться производство заданных товаров и услуг, это: 1) природные ресурсы;      2) материальные ресурсы; 3) трудовые ресурсы; 4) предпринимательский ресурс, или способность к предпринимательству.

3. Каждое предприятие  имеет в своей собственности обособленное имущество. Кроме того, крайне важно наличие экономической самостоятельности. Таким образом, предприятие «само» определяет что производить, где и в каких количествах.

4. Экономическая ответственность предприятия – обязанность отвечать по всем обязательствам перед инвесторами, кредиторами и потребителями.

5. В хозяйственном обороте предприятие выступает от собственного имени, поскольку имеет собственный баланс, бизнес-план, а также счет в банке.

В современном экономическом  словаре - малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону, объеме деятельности.

Задачи предприятия:

1) стабильное получение  прибыли, что дает возможность  дальнейшего развития и преобразования, внедрения технологий и использование новых методов производства;

2) обеспечение потребителя  качественной продукцией и в  достаточном количестве. Самое главное,  чтобы на рынке товаров и  услуг так или иначе наблюдалось  равновесие спроса и предложения,  чтобы предприятие целиком и полностью удовлетворяло потребительский спрос;

3) обеспечение персонала  своевременной и достойной заработной  платой. Кроме того, должна действовать  система надбавок, премий и иметься  возможность профессионального  роста, что само по себе стимулирует  работников к высокому результату. Предприятие должно также обеспечить благоприятные условия труда для своих работников.

С точки зрения этичности  организации любое предприятие  должно нести ответственность за состояние окружающей среды и  стремиться снизить уровень вредного воздействия.

Основу любой экономики  составляет производство - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может  быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство  и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Именно поэтому предприятие выступает как основное звено экономики. От того, насколько эффективна деятельность предприятий, каково их финансовое состояние, технологическое и социальное «здоровье», зависит состояние всей экономики. Основанием сложной пирамиды экономики страны являются предприятия.

Главная задача предприятия - возмещение затрат и получение дополнительного дохода за счет реализации потребителям продукции.

Внешняя среда предприятия  включает:

- внешние экономические факторы;

- внешние политические  условия;

- внешние правовые  составляющие;

- внешние научные и  технические факторы;

- коммуникационные внешние  условия;

- природно-климатические  факторы.

Составляющие внутренней среды предприятия:

- производственно-технические  факторы;

- социальные условия и составляющие;

- экономические факторы;

- информационная составляющая;

- маркетинговый фактор;

- фактор деловых отношений и  поведения сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 1. Малый бизнес в странах с рыночной экономикой.

Роль малого бизнеса  в странах с рыночной экономикой. Критерии определения субъектов  малого предпринимательства. Особенности малых предприятий. Преимущества и недостатки предприятий малого бизнеса.

 

Современную экономику невозможно представить без хорошо развитого  малого предпринимательства. Его доля в ВВП развитых стран, таких как  США, Германия, Великобритания, Япония составляет более 50%. В России этот показатель, к сожалению составляет 10-12%.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально- экономическое значение, т.к. обеспечивают, социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений в экономике, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения. 

Роль МП в экономике страны определяется следующими факторами:

- численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

-  формирование конкурентных, цивилизованных  рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах), насыщение рынка потребительскими товарами;

- расширение ассортимента и повышение качества товаров (работ, услуг), культуры обслуживания;

- малый бизнес придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

- привлечение личных средств населения для развития производства; партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;

- вкладом малых предприятий  в создание ВВП, в производство  продукции (выполнение работ, оказание услуг);

- вкладом субъектов малого предпринимательства  в формирование федерального  и регионального бюджетов;

- ростом численности на малых  предприятиях занятого трудоспособного  населения, создание дополнительных  рабочих мест, вкладом в сокращение числа безработных;

- более эффективное использование  творческих способностей людей,  раскрытие их талантов, освоение  различных видов ремесел, народных  промыслов;

- вовлечение в трудовую деятельность  отдельных групп населения, для  которых работа на крупном предприятии имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование социального слоя  собственников, владельцев предприятий;

- активизация научно-технического  прогресса;

- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

- содействие деятельности крупным  предприятиям путем изготовления  и поставки комплектующих изделий  и оснастки, создание вспомогательных  и обслуживающих производств;

- освобождение государства от  низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

- навыками дееспособных граждан  в создании собственного дела, накоплением опыта управления  предприятиями и др.

Термины “малый бизнес”, “малое предприятие”, широко используемые за рубежом, охватывают различные типы и разновидности предпринимательства, варьирующиеся от страны к стране. Одно малое предприятие не играет никакой роли в экономики страны, но так как в некоторых странах они исчисляются миллионами, то в результате происходит серьезное регулирование экономики. Вся совокупность предприятий малого типа называется малым предпринимательством.

Критерии отнесения предприятия  к этому разряду неодинаковы:

- величина капитала и объем продаж (Великобритания, Италия, Япония);

- немонополистическое  положение на рынке (США);

- правовой статус (Франция);

- форма собственности  (Венгрия);

- различия между ремесленной  и промышленной фирмой, объем  складочного капитала (Германия);

- независимое или зависимое  положение в крупной производственной  структуре (Япония).

Подобная множественность критериев  обусловливает потребность в  выделении наиболее емких, обобщенных, характеризующих малый бизнес как  с количественной, так и с качественной стороны.

В международной статистике основным критерием, определяющим размер предприятия, выступает численность занятых (иногда в сочетании с величиной годового объема продаж или балансовой стоимостью активов). Общим правилом является выделение  сектора малых и средних предприятий (МСП), в границах которого рассматриваются собственно МП.

При этом понятия “малый бизнес”  и “малые и средние предприятия” обычно употребляются в зарубежной литературе как синонимы, если речь не идет о проблемах, относящихся только к малым предприятиям.

Качественные критерии. К малому бизнесу относятся те предприятия, которые отвечают хотя бы двум:

Информация о работе Управление предприятием