Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

 

Впервые Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР»  был принят в 1987г. В том же году был принят Закон «О кооперации в СССР», вступивший в силу в 1988г.

Основы малого предпринимательства  складывались в 1987-1991гг. в условиях частичных, половинчатых реформ государственного сектора, который продолжал доминировать в советской экономике. Но уже  тогда возлагались надежды на малый бизнес – постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990г. №790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нем говорится, что переход к регулируемым рыночным отношениям требует ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места, обеспечить быструю окупаемость затрат, оперативно реагировать на изменения потребительского спроса. Малые предприятия в РФ создают 11% ВВП, в них занято свыше 7,2 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – более 11 млн. чел., что составляет 16,9% общего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня развитых зарубежных стран в 5 раз.

Самые высокие темпы прироста малых предприятий наблюдались на первоначальном этапе, т.е. в 1991-1995гг. В 1995-2003гг. увеличение количества малых предприятий существенно замедлилось в силу бюрократических барьеров, увеличения стоимости сырья и услуг, невозможности получения кредита, низкой покупательской способности населения. Из общего числа малых предприятий: 44,5% - предприятия торговли и общественного питания, строительство – 15,8%, промышленность – 15,7%.

Согласно ГК РФ в России предпринимательской  деятельностью могут заниматься как физические так и юридические лица. Необходимым правовым условием предпринимательской деятельности является ее государственная регистрация. К категории малого предпринимательства относятся коммерческие предприятия, в основном частной собственности, потому что в соответствии с ГК РФ доля государственной собственности в этих предприятиях не должна превышать 25%.

В июле 2007г. Государственной Думой  был принят Федеральный закон  №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», в котором впервые в России был узаконен статус среднего предприятия. Теперь для субъектов малого и среднего предпринимательства определены следующие критерии (п.2 ст.4):

- от 100 до 250 человек  включительно для средних предприятий;

- до 100 человек  включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микро-предприятия – до 50 человек.

Второе новшество  этого закона состоит во введении еще одного показателя - выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой остаточной стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год. Количественно эти показатели будут устанавливаться Правительством РФ один раз в 5 лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными чертами становления  рыночной экономики в России  являются: приватизация; формирование предпринимательских структур малого бизнеса; формирование многоукладной экономики; отказ от одномерного мышления и переход к многомерному системному мышлению; создание цивилизованной системы менеджмента.

Если предприятие  в целом - основное звено воспроизводственного процесса, то малое предприятие является хозяйствующим субъектом, наиболее массово представленным на микро-уровне экономики.

Однако нестабильность динамики отечественного малого предпринимательства  не только отражает несовершенство институциональной  среды, но имеет внутреннюю природу  и связана с недостаточной развитостью методологии и методики стратегического планирования и управления мелкими фирмами.

Аналитики Ресурсного центра малого предпринимательства  по заказу Торгово-промышленной палаты РФ произвели расчеты критериев  выручки сектора малого и среднего предпринимательства и предложили ввести следующие пороговые ограничения на размер выручки (постановление №556 от 2008г.):

- микропредприятия (от 1до 50чел.) –  60млн руб.;

- малые предприятия (от 16 до 100 чел.) – 400 млн руб.;

- средние предприятия (от 101 до 250 чел.) – 1 млрд. руб.

До настоящего момента в России верхний предел занятости для малого предпринимательства  колеблется по отраслям: в промышленности, строительстве и на транспорте –  до 100 человек, в оптовой торговле – до 50, научно-технической сфере – до 60. в розничной торговле и сфере услуг - до30.

 

Согласно Гражданскому кодексу РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Предпринимательская деятельность в основном базируется на частной собственности, однако ее эффективность во многом зависит от взаимоотношений с другими формами собственности и способности изменять свою структуру, организационно-правовую форму и стратегию поведения на рынке в зависимости от сложившейся коньюктуры.


Рис. 2. Классификация юридических лиц по правовым формам.

 

Малые предприятия могут быть созданы  в результате выделения из состава  действующего предприятия, объединения, организации. В этих случаях та организация (предприятие), из которого выделилось малое предприятие, выступает его учредителем.

В учредительном договоре определяются отношения между предприятиями  и его учредителем, хозяйственника, финансовые связи, уставной капитал, отчисления из прибыли в пользу учредителя.

Уставом малого предприятия устанавливаются цели его деятельности, порядок образования имущества предприятия, порядок управления, возможности выкупа, распределение прибыли, условиями реорганизации и прекращения деятельности и другие важнейшие вопросы.

Предприятия самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Организационно правовые формы малых предприятий:

- хозяйственное товарищество полное – создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками (полными товарищами). Участники в соответствии с заключенными между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. На него распространяется действие Положения  о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Особенность – выступает не как единая организация, а как полные товарищи от имени организации.

Управление деятельностью полного  товарищества осуществляется по полному  согласию всех его участников. Прибыль  и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально  их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников.

Фирменное наименование должно содержать  либо имена всех участников и слова  «полное товарищество», либо имена  одного или нескольких участников с  добавлением слов «и компания» и «полное товарищество». Полным товарищем не может быть некоммерческая организация. В судебном порядке участник может быть исключен в случае обнаружившейся неспособности к разумному ведению дел.

- хозяйственное товарищество на вере (ст. 82-86 ГК РФ) (коммандитное) отличается от полного наличием одного или нескольких вкладчиков. Вкладчиками не могут быть государственные и местные органы самоуправления. Фирменное название товарищества должно содержать имена всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо имя не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слов «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество». В учредительный договор вносятся сведения о размере вкладов. Управление осуществляется только полными товарищами.

Хозяйственные общества – общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО) , акционерное общество (АО):

ООО (ст.87-94 ГК РФ, ФЗ от 8 февраля 1998г. №8-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») – общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал разделен на доли определенных размеров, указанных в учредительных документах. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только размером внесенных ими вкладов. Фирменное наименование - название + ООО. Учредительные документы- учредительный договор и устав. Если учредитель один то только устав. Размер уставного капитала не менее 100 МРОТ. Участник ООО может продать свою долю в уставном капитале, а также в любое время выйти из общества независимо от согласия других его членов. Высший орган – общее собрание участников. Исполнительный – коллективный (правление, дирекция идр.) или единоличный (генеральный директор, президент и т.д.) – избирается общим собранием участников на срок, определенный уставом общества.

ОДО (общество с дополнительной ответственностью) - отличается от ООО тем, что его участники солидарно несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами.

АО – (создается на основе ГК РФ и Федерального закона от 25 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование содержит полное наименование общества и указание на тип общества.

ОАО является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Участники открытого АО  могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров. АО может проводить свободную продажу акций. Обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения  годовой отчет, бухгалтерский баланс. Минимальный размер уставного капитала – 1000 МРОТ. Число акционеров неограниченно.

Закрытое АО не может проводить открытую продажу акций. Акции распределяются только среди его учредителей. Число акционеров не может быть более 50.

ГК РФ содержит правила относительно уставного капитала: для ЗАО не менее 100 МРОТ.

Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Общество обязано проводить ежегодно годовое  собрание акционеров. Руководство текущей  деятельностью общества осуществляет исполнительный орган общества (директор, генеральный директор). Ревизионная комиссия общества избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества и осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Производственным кооперативом (ГК РФ, ФЗ от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах») - наз. добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Фирменное наименование кооператива должно содержать его название и слова «производственный кооператив» или «артель». Число членов кооператива не должно быть менее 5 человек. Не создается уставный капитал.

Образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в его деятельности, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие.

Учредительный документ – устав. Орган управления – общее собрание членов., наблюдательный совет и исполнительные органы правление и(или) председатель кооператива.

 

Предприятия в российской экономике  различаются правовыми формами, на которых они основаны. В ГК РФ классификация юридических лиц основана на трех правовых формах: на праве учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества; на праве экономической деятельности юридических лиц; на организационно-правовой форме.

По организационно-правовой форме предприятия подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Для предпринимательства наибольший интерес представляют коммерческие организации: государственные и муниципальные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 3. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.

Направления поддержки. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Поддержка и регулирование малого бизнеса на федеральном уровне. Международные соглашения по поддержке развития малого предпринимательства. Региональное законодательство о поддержке малого бизнеса. Организация саморегулирования малого бизнеса.

 

Важнейшая экономическая задача государственных  органов – обеспечить условия разработки и реализации государственной инвестиционной и научно-технической политики в стране, способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.

В июле 2007г. Государственной Думой был принят Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которому государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Государственные органы призваны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить неспособен. Речь идет о сбалансированности производства и внутреннего спроса на производимую продукцию, а также товарной структуры внешней торговли. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом.

Информация о работе Управление предприятием