Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
Правовое поле для регулирования государственной поддержки малого предпринимательства в России обеспечивается правовыми актами, начиная с Конституции РФ, которая защищает все виды собственности и обеспечивает свободу предпринимательства, и заканчивая указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Законодательными и нормативными правовыми актами формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства. Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования.
В конституции РФ изложены условия и принципы развития законного предпринимательства, установлены права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью.
Гражданский Кодекс РФ устанавливает
гражданские права и свободы,
регулирует отношения между лицами,
осуществляющими предпринимател
Основные элементы поддержки малого
предпринимательства в стране были
сформулированы в постановлении
Правительства РФ от 11 мая 1993г. №446 «О
первоочередных мерах по развитию и
государственной поддержке
- производство и переработка
сельскохозяйственной
- производство
- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- строительство объектов
- инновационная деятельность.
Монополизм – тип экономических отношений, при котором отдельные предприниматели могут навязывать собственные интересы своим конкурентам и обществу, игнорируя их действительные потребности и возможности.
Монополистическая деятельность - действия, противоречащие антимонополистическому законодательству страны и подавляющие свободную конкуренцию.
Первый в России антимонопольный
Закон «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках» был принят в 1991г.
Был организован
- навязывания невыгодных условий договоров;
- нарушение установленного
- изъятие товаров с рынка с целью поддержания дефицита;
- создание препятствий доступа на рынок;
- установления монопольно
Основными нарушениями естественных монополий состоят в прекращении предоставления услуг (разного рода отключений) и невыгодных условий договоров.
В сравнении с западными странами в нашем законодательстве очень мягкое отношение к тем, кто формально не относится к доминирующему участнику рынка, т.е. к тем, чья доля на рынке менее 35%. А это как правило местные локальные монополисты.
Статья 7 Закона «Акты и действия органов власти, направленные на ограничение конкуренции» направлена против:
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (от 8 августа 2001г.№128-ФЗ) вступил в силу в феврале 2002г. Его цель – сократить количество лицензий с 800 до 100 (в некоторых регионах было незаконно установлено до 1600), сократить сроки оформления лицензирования, установить среднюю плату за выдачу лицензии и продлить ее срок действия до 5 лет. Сейчас положение улучшилось, лицензирование уже не рассматривается как серьезное препятствие для роста фирмы. Тем не менее сроки получения лицензии не сократились, а даже увеличились (в среднем с 14 до 19 дней), а средние расходы возросли с 8 тыс. до 10 тыс. руб. (вместо 1, 4 тыс.руб., установленных Законом). К лицензируемым видам относятся виды деятельности осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Закон «О государственной
регистрации юридических лиц
и индивидуальных
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002г. №439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению».
Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004г. №110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004г. №САЭ-3-09/16 «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».
Д.А. Медведев подписал 14 мая 2008г. Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», и поручил правительству РФ в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающих:
- усиление гарантии защиты прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля;
- проведение планового
- проведение внеплановых мероприятий по контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ;
- преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
- замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий;
- исключение внепроцессуальных
прав органов внутренних дел
РФ, касающихся проверок
- наделение органов
Вполне закономерно встает вопрос о том, кто же относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. В соответствии со ст. 4 Закона № 209-ФЗ к ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц –
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
– микропредприятия – до 15 человек;
– малые предприятия – до 100 человек включительно;
– средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно;
3) выручка от реализации товаров
(работ, услуг) без учета НДС
или балансовая стоимость
Категория субъекта малого или среднего
предпринимательства
Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном НК РФ.