Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция
Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.
-независимое управление;
- собственный капитал;
- локальный район действия;
- относительно небольшой размер по отношению к отрасли в целом.
Количественные критерии: число занятых на предприятии, оборот (продажа, активы, прибыль).
В США до 10 занятых мелкие, до 50 - малые, до 500 – средние. Это малый бизнес.
В ЕС микро от 1 до 9 человек, малые до 50, средние до250. Годовой оборот этих предприятий не должен превышать 7 млн. евро для малых и 40 млн. евро для средних, либо балансовая стоимость активов – не более 27 млн. евро.
В России: по числу занятых: микро – до 50 чел., малые – от 50 до 100 чел., средние – 101-250 чел. По объему продаж (выпускаемой продукции): микро – до 60млн.руб, малые – до 400 млн. руб., средние – 1 млрд.руб.
Количественное определение МП удобно своей простотой, но не достаточно для уяснения специфических особенностей малого бизнеса и той роли, которую он играет в производственной системе.
Его дополняют качественные определения. Существенны, в частности, различия между МП и крупным бизнесом в том, что касается целей производства, характера менеджмента, организации производственного процесса, отношений руководства с персоналом предприятия, особенностей финансирования .
Преимущества малых
1) Главным преимуществом МП в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у КП, реакция на быстро меняющийся спрос: умение “уловить” возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей, более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования. Эта маневренность вытекает из описанных выше особенностей МП: оно не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая “ниша”, и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ним вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.
2) Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У МП, по сравнению с крупными предприятиями (КП), короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый (уставной) капитал.
3)Оборачиваемость средств у них в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов.
4) Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления. Собственники малых предприятий всегда имеют высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, более склонны к сбережению и инвестированию, лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках.
5) Преимущества маневренности и
экономичности становятся
6) А также: непосредственная
связь с потребителем, высокая
восприимчивость к научно-
Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товара было его соответствие рыночным стандартам, то теперь - новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи в сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.
Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть МП создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.
Помимо преимуществ, у МП имеются и уязвимые места (недостатки):
1) Главное из них - малая величина индивидуального капитала, ограниченность собственных ресурсов. Для подавляющего большинства МП основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с МП, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты КП, и сопряжены с гораздо большим риском.
2) Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих МП хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение МП особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку в отличие от КП они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.
3) Как правило, все малые
4) В малом предприятии владелец, он же основатель, менеджер и предприниматель, отвечает за все аспекты существования предприятия. Часто все зависит от его настроения, его интеллектуальных способностей, взаимоотношений между учредителями, поэтому малые предприятия нестабильны еще и в этом плане.
5) Высокая интенсивность труда
– совмещение нескольких
К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 процентов, через три года — 7—8, через 5 лет — не более 3 процентов. Вместе с тем общее число малых предприятий растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые.
Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении МП, “вымывании”, вытеснении их из производства в процессе жесткого “естественного отбора” в условиях рыночной конкуренции.
Малое предпринимательство, не смотря на его огромные масштабы, не настолько урегулировано, как крупный бизнес. Поэтому в некоторых моментах его работы могут возникнуть неприятные проблемы, связанные с правовой организацией или экономическими особенностями (рис.1).
Рис. 1.Особенности малых
Первая их особенность состоит в том, что малые предприятия благодаря своему большому числу обеспечивают работой большую часть населения. Во-вторых, в результате появления новых малых предприятий происходит изменение уровня конкуренции на различных нишах рынка. Стоит отметить, что большинство малых предприятий занимается торговлей или предоставляет различные услуги населению.
За счет появления малого предпринимательства и доступности к созданию малого предприятия в обществе формируется средний класс – залог экономической стабильности страны.
В условиях современной рыночной экономики малое предприятие считается наиболее гибким и устойчивым к различным экономическим изменениям, которые происходят довольно-таки часто, а иногда носят и глобальный характер. Заостряя свое внимание на минимизации многих составляющих малого предприятия (численности, оборотов капитала и т.п.), не стоит забывать, что малое предприятие – это сформировавшийся элемент экономики, который не является промежуточной стадией перед перевоплощением в крупную фирму. Оно юридически независимо и имеет, хоть и не очень большой, но все-таки уставный капитал.
В промышленно развитых странах малые предприятия дают значительную долю совокупного валового продукта.
Жизнеспособность малых
Для МП выбор целей и способов деятельности определяется окружающей средой.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводит принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимно дополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Крупное производство в большей
степени ориентируется на массовый,
относительно однородный спрос. Малые
предприятия успешно
ТЕМА 2. Развитие малого предпринимательства в России.
Этапы развития малого предпринимательства в России. Базовые нормативные документы. Современные формы организации малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства по законодательству РФ. Динамика развития малых предприятий по отраслям экономики и территории страны. Значение малого предпринимательства для экономики России. Проблемы его развития.
Исследуя порядок
Таблица 1. Этапы развития малого предпринимательства в России
Нормативный акт |
Дата принятия |
Основное содержание |
Последствия применения в экономике |
1. «Положение об организации
деятельности малых |
6 июня 1988г. |
Введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода |
Началось создание в различных отраслях промышленности и регионах страны малых предприятий |
2. Закон СССР «О кооперации в СССР» |
26 августа 1988г. |
Созданы привилегированные условия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов) |
Отток квалифицированной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы |
3. Закон СССР «О предприятии в СССР» |
4 июня 1990г. |
Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности |
Рост предприятий различных форм собственности |
4. Постановление Совета министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» |
8 июля 1990г. |
Определены основные документы для государственной регистрации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок регистрации, определены льготы по малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др. |
Развитие малого предпринимательства, основанного на различных формах собственности, их сочетании |
5. Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» |
18 июня 1991г. |
Определены направления
государственной поддержки |
Развитие малого бизнеса в стране |
6. Закон РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» |
27декабря 1991г. |
Определены дополнительные льготы для малых предприятий |
Усилена государственная поддержка малого бизнеса |
7. Постановление Совета
Министров – Правительства РФ
«О первоочередных мерах по
развитию малого |
11 мая 1993г. |
Указано, что государственная поддержка малого предпринимательства – одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства |
Эффективность работы малых предприятий |
8. Федеральные и региональные
программы поддержки малого |
1994г.- по настоящее время |
Намечены всесторонние меры по развитию малого предпринимательства в РФ |
Создание условий для дальнейшего развития малого бизнеса |
9. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» |
12 мая 1995г. |
Определены признаки субъекта малого предпринимательства, инфраструктура поддержки и развития МП |
Развитие и повышение эффективности деятельности МП |
10. Федеральный закон
«Об упрощенной системе |
8 декабря 1995г. |
Предусмотрена замена совокупности
установленных |
Дальнейшее развитие малого бизнеса в стране |
11. Федеральные законы:
«О защите прав юридических
лиц и индивидуальных |
8 августа 2001г. |
Пересмотрены подходы к контролю за деятельностью предприятий, сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура лицензирования, упрощены условия регистрации юридических лиц |
Устраняются административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее |
12. Федеральный закон
«О развитии малого и среднего
предпринимательства в |
24 июля 2007г. |
Установлены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства |
Дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в РФ. Предусмотрены меры по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ. Сформулированы основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Раскрыто содержание инфраструктуры их поддержки |