Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:25, реферат
Сегодня, как никогда ранее, назрела необходимость взглянуть на проблему качества в экономике в ее тесной взаимосвязи с новыми экономическими реалиями. Настало время, когда производители продукции должны понять, что путь к выживанию и благополучию в условиях жесткого глобального рынка – это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Решение этой проблемы требует от предприятий освоения новых современных подходов, главный из которых – Total Quality Management – Всеобщий Контроль Качества, в котором интегрирован весь мировой опыт в области управления качеством.
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс.....................4стр.
1.1 Концепция кайдзен..................................................................................4-7стр.
1.2 Черты японского подхода к контролю качества.................................7-13стр.
Глава 2. Западный опыт контроля качества.................................................13стр.
2.1 США......................................................................................................13-16стр.
2.2 Европа...................................................................................................16-20стр.
Глава 3. Управления качеством в России.....................................................20стр.
3.1 Проблемы развития.............................................................................21-26стр.
3.2 Потенциал развития.............................................................................26-30стр.
Заключение.................................................................................................31-33стр.
Список использованной литературы.......................................................33-35стр.
Характерной особенностью разработки системы управления качеством в последние годы является то, что в ее состав включают систему связи с потребителем и систему связи с поставщиками.
Пути решения проблемы
дальнейшего повышения качества
руководители фирм видят только в
сотрудничестве, во взаимном доверии
поставщиков, производителей и потребителей.
Главное они видят в
Создание собственной
сети поставщиков накладывает на
заказчика серьезные
При наличии доверительных
отношений с поставщиками, основывающихся
на совместном поиске путей повышения
качества продукции, обеспечивается переход
на распространенную в Японии систему
доверия, дающую значительную экономию
времени и средств, необходимых
для проведения входного контроля материалов
и деталей, поступающих с фирмы-
Японские специалисты считают, что нужно начинать с фактов и с их анализа, а не с защиты логики обязанностей и ответственности. Нужны совместные усилия, коллективные решения.
Один из основных принципов
японского управления качеством - это
стандартизация. Там, где нет стандартов,
считают японцы, не может быть совершенствования.
Отправная точка любого улучшения
- четкое представление о текущем
моменте, а для этого нужен
точный стандарт на измерение любого
сотрудника, каждого станка и каждого
процесса. При этом важно отметить,
что речь идет о стандартизации результатов,
а это достигается
Важнейшей предпосылкой успешной работы по качеству является подготовка и обучение персонала.
Известно, что начинать процесс обучения следует с высшего руководящего звена. Целесообразнее это делать, по мнению японцев, силами привлекаемых специалистов-консультантов по качеству. Общие сведения о деятельности по качеству, даваемые в процессе обучения, должны сочетаться с конкретными приемами и рекомендациями. Считается, что каждой фирме лучше составить собственную программу обучения, задав при этом необходимые цели (повышение производительности, снижение уровня дефектности).
Лидерство во внедрении и
распространении концепции
В последние годы обучение
ведется самыми современными методами.
Разработаны программы деловых
игр по качеству с использованием
персональных ЭВМ. Обучающийся сам
принимает решения и старается
создать воображаемому
Выше уже говорилось о концепции встраивания качества в людей. Когда одна из ведущих японских строительных компаний Kajima Co. начала работы по TQC, ее первоочередной задачей было разработать образовательные программы для обучения всех 16000 служащих за 3 года [11, C.88]. Обнаружив, что отправка менеджеров на публичные семинары и приглашения лекторов со стороны не позволяют обучить всех сотрудников, фирма разработала специальные видео курсы по TQC, которые транслировались через 110 внутренних видеотерминалов. Основной целью всех этих разнообразных обучающих программ было постепенное формирование во всех служащих TQC-мышления, что означало переворот в их сознании.
Обучение рабочих
В компании «Ниссан Мотор» в течение первых 10 лет работы учебе с отрывом от производства отводится не менее 500 дней. В дальнейшем учеба продолжается непосредственно на рабочих местах по вечерам и в выходные дни. Процесс обучения обязательно заканчивается аттестацией, которая проводится периодически для всех категорий работников, включая и управляющих. Аттестация проводится руководителями соответствующего подразделения с привлечением внешних специалистов. Периодичность аттестации в зависимости от категории рабочих -- один раз в 3 месяца, 6 месяцев, один раз в год [11, C.97].
Ряд специалистов кроме фирменного экзамена сдают государственный экзамен. Например, на фирме «Табай Эспек» 75% работников прошли государственную аттестацию Министерства труда. Обучение перед государственной аттестацией платное. За обучение платит фирма. Работник, прошедший государственную аттестацию, получает надбавку к зарплате [4, C.89].
Результаты аттестации вывешиваются
на рабочих местах. Допускается аттестация
до трех раз. Работник, не прошедший
аттестацию в третий раз, считается
профессионально непригодным
У обучения есть очень важный побочный полезный эффект: изменение в лучшую сторону личного отношения людей к работе по качеству. Считают, что качество на 90% определяется воспитанием, сознательностью и только на 10% знаниями [4, C.132]. Учебные программы могут дать лишь эти 10 процентов, но зато они сообщают импульс изменению отношения работников к качеству, которое в дальнейшем надо поддерживать постоянными усилиями.
Большое внимание уделяется кружкам качества. Формирование кружков -- добровольное. Исследования показали, что имеется прямая зависимость посещаемости кружков и активности на заседаниях от степени добровольности, самостоятельности в выборе тем, автономии в решении внутренних вопросов кружка. Заседание кружков -- единственный вид непроизводственной деятельности, разрешенной в рабочее время. Заседания еженедельные. Если кружки собираются после работы, то компания выплачивает компенсацию, как за сверхурочное время. Лозунги кружков качества: «Качество определяет судьбу предприятия»; «Что сегодня кажется прекрасным, завтра -- устареет»; «Думай о качестве ежеминутно» [4, C.139].
Регулярно проводятся цеховые
и заводские конференции
На японских предприятиях
для персонала разработана
не создавать (условия для появления дефектов);
не передавать (дефектную продукцию на следующую стадию);
не принимать (дефектную продукцию с предыдущей стадии);
не изменять (технологические режимы);
не повторять (ошибок).
Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника. Интересные слова Хадзиме Карацу из компании «Мацусита» (производство полупроводников). Обсуждая долю дефектной продукции (штуки на миллион - ppm), он заметил, что президенту компании, который исчисляет долю дефектов процентами, место в музее [2, C.178].
Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:
* широкое внедрение научных
разработок в области
* высокая степень
* максимальное использование
возможностей человека, для чего
принимаются меры по
Яркий пример такого отношения к работе привел бывший вице-президент «Тойота-Моторс» Тайити Оно - выявление действительной причины остановки станка. Для решения этой проблемы было задано 5 последовательных вопросов [4, C.216]:
1. Почему остановился станок? - Из-за перегрузки перегорел предохранитель.
2. Почему возникла перегрузка? - Смазка подшипника была недостаточной.
3. Почему смазка была недостаточной? - Из-за неисправности масляного насоса.
4. Почему неисправен насос? - Износилась его ось.
5. Почему она износилась? - В смазке есть загрязняющие примеси.
Повторив 5 раз «почему?»
удалось выявить настоящую
Если бы рабочие не задали все промежуточные вопросы, они, скорее всего, ограничились бы промежуточной контрмерой, заменив предохранитель.
Таким образом, в этой части были рассмотрены следующие черты японского понимание управления качеством:
· ответственность за конечный продукт лежит на всех и на каждом работнике производственной линии (логика канбан и «точно-во-время»),
· контроль качества поставщиков через сети на основе доверия,
· стандартизация результатов через стандартизацию процессов,
· работа с персоналом.
Глава 2. Западный опыт контроля качества
В эпоху ремесленничества мастер сам контролировал процесс создания товара от начала до конца. Он был специалистом по качеству, отвечал за сырье, материалы, и качества готовой продукции.
Промышленная революция положила конец такой практике в массовом порядке.
В XIX веке после перехода
к серийному способу
2.1 США
Что касается Соединенных
Штатов, эта система там
Проблемой, достаточно важной, для Америки были затраты, слишком высокие из-за экстенсивного подхода к производству. 20-25 % текущих расходов американского завода приходилось на обнаружение и борьбу с дефектами - можно сказать, что до четверти мощностей шло не на создание продукции, а на исправление ошибок. Если учесть при этом затраты на ремонт или замену бракованных товаров, уже выпущенных на рынок, затраты приближались к отметке 30% от производственных издержек.
В Соединенных Штатах многие понимали эту проблему и видели в низком качестве главный тормоз увеличения производительности и конкурентоспособности продукции из США.
Повысить уровень качества или оказаться в проигрыше -- другой альтернативы для американской промышленности не существовало.
Решить эту проблему часто пытались путем реализации многочисленных протекционистских мер - как тарифных барьеров, так и нетарифных. Это во многом было связано с активной экспансией экспортно-ориентированных предприятий Японии. При этом, опять же, вопросы повышения качества отодвигались на второй план.
Под давлением местных производителей правительство США, в частности, приняло ряд мер для защиты отечественного рынка автомобилей, а также стали, мотоциклов, бытовой электроники. Эти тепличные условия не способствовало пониманию важности контроля качества. Даже крупные компании Америки, в которых качеству продукции отводилось важное место, воспринимали его скорее как инструмент снижения производственных издержек, а не способ удовлетворить нужды клиентов.
Однако, наиболее передовые менеджеры фирм США понимали, что надо повышать качество американских товаров. Результатом этого понимания стало активное копирование японского опыта, в частности по следующим направлениям:
1) мотивация работников;
2) кружки качества;
3) статистические методы контроля качества;
4) программы повышения качества;
5) методы повышение
6) учет затрат на качество;
7) материальное стимулирование.
Для 1980-х годов можно считать характерной массовую кампанию по обучению на рабочих местах, как способ улучшить качество и бороться с дефектами. Это распространялось не только на производителей готовой продукции, но и на их поставщиков.
В этот же период в США были изданы две книги Э. Деминга:
«Качество, производительность и конкурентоспособность» и «Выход из кризиса». В этих монографиях изложена философия Деминга, знаменитые «14 пунктов», которые легли в основу всеобщего (тотального) качества.
Проблему качества в США
стали осознавать более четко. У
американской индустрии были ресурсы,
возможности роста, амбиции и
хорошо оплачиваемый топ-менеджмент. Кроме
этого, огромные капитальные ресурсы,
направленные на технологичные производства
и разработку новой продукции, а
также новый тип