Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:25, реферат
Сегодня, как никогда ранее, назрела необходимость взглянуть на проблему качества в экономике в ее тесной взаимосвязи с новыми экономическими реалиями. Настало время, когда производители продукции должны понять, что путь к выживанию и благополучию в условиях жесткого глобального рынка – это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Решение этой проблемы требует от предприятий освоения новых современных подходов, главный из которых – Total Quality Management – Всеобщий Контроль Качества, в котором интегрирован весь мировой опыт в области управления качеством.
Глава 1. Япония: менеджмент, ориентированный на процесс.....................4стр.
1.1 Концепция кайдзен..................................................................................4-7стр.
1.2 Черты японского подхода к контролю качества.................................7-13стр.
Глава 2. Западный опыт контроля качества.................................................13стр.
2.1 США......................................................................................................13-16стр.
2.2 Европа...................................................................................................16-20стр.
Глава 3. Управления качеством в России.....................................................20стр.
3.1 Проблемы развития.............................................................................21-26стр.
3.2 Потенциал развития.............................................................................26-30стр.
Заключение.................................................................................................31-33стр.
Список использованной литературы.......................................................33-35стр.
Получили новые знания и опыт |
97% |
|
Обновили деловые контакты |
72,5% |
|
Реализовали в процессе программы деловые проекты |
60% |
|
Провели адаптацию текущего плана развития своей компании |
58% |
|
Организовали свой бизнес |
8% |
|
Получили более высокую оплату труда |
43,6% |
|
Получили приглашение работать в другой зарубежной или российской фирме |
36% |
|
Получили приглашение работать в органах государственной власти |
10% |
|
Сменили работу |
17,5% |
|
Нетрудоустроены |
1% |
|
4. Политика государства. Улучшение культуры качества и эффективность деятельности предприятия имеет положительный эффект для экономики страны. Одной из важнейших задач государства на современном этапе является установление философии качества в бизнес-среде. Соединенные Штаты Америки сделали качество приоритетом государственной политики в 1987 году. Это было продиктовано желанием вернуть лидерские позиции после агрессивной экспансии японского экспорта. Конгресс учредил Национальную премию качества Малколма Болдриджа. Применение критериев разработанного в рамках этой премии «Руководства» помогло США выйти из сложившегося положения и закрепить философию качества в бизнес-сообществе [13, P.51].
В России подобная премия качества была утверждена правительством в 2004 году. Ее функция - стать одним из факторов поощрения тех российских компаний, которые работают и развиваются с учетом практик мировых лидеров. Пока таких предприятий у нас немного. Но они есть - это «Трек» (г. Миасс), «Микрон» (г. Зеленоград), «Инструм-Рэнд» (г. Павлово) и другие. Для укрепления этих тенденций и распространения идей улучшения качества и непрерывного совершенствования государство должно работать в нескольких направлениях:
· Используя опыт EFQM, вовлекать отечественные компании в обмен опытом, создавая тем самым инфраструктуру совершенствования
· Добиться позиционирования российской премии качества как инструмента для самооценки
· Разработать Интернет-проект
для улучшения бизнес-
Если на одном языке будут говорить большинство наших компаний, а консультационные фильмы дополнят свой арсенал услуг оценкой организации по критериям российской премии качества, тогда современные методы совершенствования станут доступны и крупным компаниям, и предприятиям мелкого и среднего бизнеса.
4. Психология клиента. Российский потребитель сегодня не в состоянии играть роль движущей силы в процессе совершенствования бизнеса. При невысоком уровне доходов нашего населения, определяющим фактором при принятии решения является цена. Качество, в свою очередь, не всегда играет первоочередную роль. Если бы спрос на качество превысил цену, производитель, сообразно с законами рынка, должен был бы представить качественную продукцию, иначе ему не выдержать конкурентной борьбы. Только при росте доходов наших соотечественников, стабильности экономики будет формироваться культура качества.
Помимо этого, существует стереотип, что качественными являются потенциально только зарубежные товары [15, P.10]. Это мнение утвердилось еще в советские годы, и сейчас зачастую поведение потребителей подтверждает этот стереотип. Бизнес в России должен доказывать свою состоятельность перед потребителями уже сейчас. Иначе, после вступления в ВТО увеличение конкурентного давления со стороны зарубежных игроков будет слишком велико. Развиваться в таких условиях нашим компаниям будет значительно труднее. Исходя из этого, те предприятия, которые уже адаптировали практику постоянного совершенствования на основе менеджмента качества, чувствуют себя увереннее на рынке.
В заключении этой главы хочу отметить, что решение проблемы качества в России - задача стратегическая. Поэтому разработка четкой политики в этой области и долгосрочной программы мероприятий, объединяющей усилия всех специалистов страны, может привести к успеху, к подъему реального сектора российской экономики, преодолению экономического кризиса.
Успехи российского бизнеса в первую очередь зависят от адекватности восприятия действительности всеми игроками:
· Потребители должны обеспечивать защиту своих интересов
· Бизнесу следует заботиться об удовлетворении требований потребителей
· Образование должно выпускать высокопрофессиональных специалистов
· Наука должна обеспечить научную базу для установления культуры и философии качества
· Государство должно обеспечить наличия четкой программы, вектора долгосрочного развития, интегрируя усилия в политической, экономической и социальной сферах.
В этом случае рыночные механизмы, которые являются макроэкономическим балансиром, я полагаю, смогут обеспечить эволюционный характер развития подходов TQM в России. Успешность процесса будет зависеть от усилий каждого участника.
Заключение
Обобщая тему управления качеством, и вообще всего, что касается качества, я пришел к выводу, что определяющие векторы развития этой системы были заданы в Японии.
На Западе принято считать,
что сначала надо спроектировать
и построить совершенный
Не все технологии и методы могут быть автоматически перенесены с одной земли на другую. Но чужой опыт интересен, и если его правильно осмыслить - всегда полезен.
Российский бизнес, следуя схеме переходного процесса от планово-распределительной экономики к рыночной, проходит 3 этапа: приватизация, капитализация, инновации.
В период приватизации большинства компаний рынок работал на понижение: чем дешевле предприятие, тем лучше. После покупки предприятий, новые владельцы начинают прилагать усилия по увеличению капитализации. Но средств для инновационного обновления почти ни у кого нет. Именно в этой ситуации кайдзен как нельзя, кстати, потому что помогает без крупных инвестиций добиваться фантастических результатов: повышать качество продукции и производительность, радикально уменьшать потери (а значит, и себестоимость продукции), упрощать организационную структуру, повышать гибкость организации - то есть кайдзен работает на все те факторы, которые определяют налаженную систему управления качеством. И более чем 50-летний опыт Японии, а также других «драконов» убеждает - это возможно.
Стратегия кайдзен открывает российским собственникам и менеджерам огромные возможности для укрепления позиций их компаний. Для этого надо изменить «репрессивный» стиль менеджмента, уничтожить легенды о великой силе иерархии, о российской лени и пьянстве как генетическом проклятии и т.п. Говоря о российских компаниях, в которых номинально функционируют некоторые навязанные «сверху» системы управления качеством - бережливое производство, «точно-во-время», ISO 9000 - в них умышленно не замечают главного, что определяет суть японской системы, - ориентацию на ценность каждого сотрудника и сотрудничество.
Вовлеченность людей, их мотивация к улучшению своих рабочих мест и рабочих процессов - это огромный потенциал, который невозможно купить. Японцы первыми это поняли, и на своем примере доказали всему миру эффективность этого подхода.
В своей работе я упоминал некоторые российские предприятия - «Инструм-Рэнд», «Трек», «Микрон» - опыт которых также доказывает, что можно добиться успеха на основе этих факторов. Они начинали свою деятельность без реальных инвестиций и построили свой бизнес на вовлечении персонала и лидерстве.
Здесь мне хотелось бы подчеркнуть
особую роль лидерства как явления
и как платформы для
Основная сложность положения
лидеров в российских компаниях
- сказать своим сотрудникам: «Вы
главный актив и ценность компании,
но вас слишком много. Часть нужно
уволить». Это, к сожалению, реальность
нашей жизни. В аналогичных компаниях
за рубежом при тех же объемах
производства работает в несколько
раз меньше людей. В такой ситуации
руководству дан небольшой
Программы кайдзен, основанные на лидерстве, позволяют отобрать лучших, а не производить сокращение численности без объявления правил, тем самым отказываясь именно от наиболее сильных. Сильные люди не любят неопределенности, и уходят первыми искать другую работу.
В ходе работы над курсовой работой я узнал из литературы, что российские специалисты в области управления качеством были знакомы с философией кайдзен достаточно давно и активно ее пропагандировали. Но было много искажений хороших идей и методов по причине непонимания их сути и способа адаптации к локальным условиям.
У противников кайдзен в российском бизнесе в основном два аргумента
Первый: поскольку в основе методики лежит человеческий фактор, то она обречена в России на неудачу, потому что, как говорил классик, «мы ленивы и нелюбопытны». Но ведь не все. Любой руководитель производства проводит на работе 10 и более часов. И почти все время «стоит с кнутом в руке». Если же вместо «кнута» заняться обучением и стимулированием активности сотрудников, то каков будет синергетический эффект?
Второй аргумент пессимистов
заключается в том, что предлагаемые
меры половинчаты и носят лишь
косметический характер. Наверное,
в чем-то они правы. Если видеть в
этих методах лекарство от всех производственных
проблем. Конечно, порой предприятие
требует глубокого
Подводя итог, я хочу сказать, что защищаемая мной «чужеродная» идеология вполне вписывается в нашу жизнь и ментальность. Конечно, необходимы адаптации, изменения - но и они должны быть постоянными, и это тоже один из принципов кайдзен. Ведь главное - не национальная принадлежность, а образ мышления.
Список использованной литературы
1. Белокоровин Э.А., Маслов Д.В. Малый бизнес: пути развития [Текст] / Э.А. Белокоровин, Д.В Маслов - Архангельск: Март, 2003. - 243 с.
2. Имаи М. Кайдзен - ключ к успеху [Текст] / М. Имаи. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 256 с.
3. Качалов В.А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества [Текст] // В.А. Качалов. - Стандарты и качество 2003. - № 9580. - 116 с.
4. Кондо Й. Мотивация персонала - ключевой фактор менеджмента [Текст] / Й. Кондо. - Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. - 302 с.
5. Конти, T. (2003), Почему не полностью используется потенциал самооценки? [Текст] / Т. Конти. - Стандарты и Качество, № 3. - 114 с.
6. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: учебное пособие [Текст] / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высшая школа, 2003. - 199 с.
7. Международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход) [Текст] // Сборник материалов 13-ой международной конференции. - СМЦ "Приоритет", Нижний Новгород. - 2001, 22-24 мая. - 106 с.
8. Программа переподготовки
управленческих кадров для
9. Cекретариат Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества. [Электронный ресурс] - ВНИИС Госстандарта России. 2003. Режим доступа: http://www.vniis.ru, свободный. - Загл. с экрана.
10. Фуколова Ю., Шелухин И., Белов А. Все лучшее - себе [Текст] // Ю. Фуколова, И. Шелухин. - Секрет фирмы. - 2002. - № 9580; - 116 с.
11. Цубаки Х. Развитие менеджмента качества в промышленности Японии [Текст] / Х. Цубаки. - Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2001. 289 С.
12. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: Курс лекций. [Текст] / Е. Г. Ясин - М.: ГУ ВШЭ. 2-e изд - 2003. - 301 с.
13. 'Baldrige Index' Consistently Outperforms the S&P 500 [Text] // Fact sheet. - National Institute of Standards and Technology, Gaithersburg, Maryland. - NIST, 2001. - 10 April. 49 P.
14. Bank, John. Quality and Total Quality Management.
[Электронный ресурс] - Bloomsbury Business Library
- Information Sources, 2007, p98-98 Режим доступа: http://web.ebscohost.
15. Cassel C., Murguletz L. Customer satisfaction and retention in transitional economies - the case of Northwest Russia [Text] // C. Cassel, L. Murguletz. - SSE SPb research paper. - Stockholm School of Economics in St Petersburg, 1999. - 56 P.
16. Coleman S., Douglas A. Where next for ISO 9000 companies? [Text] // S. Coleman, A. Douglas. - The TQM Magazine, Vol. 15 No 2. - 2003. - 110 P.