Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранении в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть сущность, структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования;
проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
в заключении дать оценку достижению ФОМС.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Теоритическая часть, экономические и правовые основы функционирования фондов обязательного медицинского страхо-
вания.

Назначение фондов обязательного медицинского страхования
Доходы федерального и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования
Платежи органов исполнительной власти на обязательное стра-
хование неработающего населения
Использование средств фондов на федеральном и региональном
уровнях

Глава 2 Анализ расходов на здравоохранение в РФ и роль фондов
обязательного медицинского страхования в их финансировании

2.1 Расчет и использование средств ФОМС
Развитие системы обязательного медицинского страхования в РФ
2.3 Критическая оценка функционирования обязательного медицинского страхования на примере страховой организации «Экомед» Иркутской области


Глава 3 Обобщение современного состояния и перспектив медицинского страхования РФ (обязательного и добровольного)

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая на тему по Финансам и и кредиту.docx

— 69.36 Кб (Скачать файл)

Вывод был следующим: практически  все виды амбулаторной и стационарной помощи, набравшие более 30% голосов  опрошенных, входят в гарантированный  перечень медицинских услуг, оказываемых  в рамках программы ОМС.

В ходе опроса респондентам был предложен вопрос: “должны  ли существовать категории населения, для которых медицинские услуги оказывались бы бесплатно?”. В Москве “да” ответили 95% опрошенных, в г.Чехов - 96%.

Перечень медицинских  услуг, предоставляемых в рамках системы ОМС, с точки зрения пациентов  является социально обоснованным. Анализ материалов опроса также показал, что  в условиях обязательного медицинского страхования преобладающее большинство  потребителей отдает предпочтение развитию бесплатных услуг здравоохранения. Однако, значительная часть населения, заинтересована в развитии различных  форм платной медицинской помощи

 

 

2.1   Расчет и использование средств ФОМС

Средства социального  страхования формируются за счет ежемесячных денежных отчислений в  размере 39,5% от фонда оплаты труда (38,5% - от фонда заработной платы и 1% - от заработной платы каждого работающего).

В настоящее время платежи  на социальное страхование производятся следующим образом:

Для налогоплательщиков, указанных  в пункте 1 ст. 235 НК РФ, за исключением  выступающих в качестве работодателей  налогоплательщиков- организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на данной территории, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных хозяйственных промыслов и родовых семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая

База на каждое физ. Лицо, нарастающие итоги на начало года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования  РФ

ФОМС

Итого

1

2

3

4

5

6

До 280.000 рублей

20%

2.9%

1.1%

2%

26%

От 280.001 до 600.000 рублей

56.000 р. + 7.9%с суммы превышающей  280.000 р. 

8120 р. +1% от суммы прев.280.000 р.

3080 р. + 0.6% с суммы превыш. 280.000 р.

5600 р. +0.5%

72.800 р. + 10%

Свыше 600000

81280 р. + 2% с суммы прев. 600000 р.

11320 р.

5000 р.

7200 р.

104800 р. + 2% с суммы прев. 600000 р.


 

Для налогоплательщиков –  сельскохозяйственных производителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин, коренных малочисленных народов  Севера, занимающихся традиционными  отраслями хозяйствования, применяются  следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое  
физ. лицо, нарастающие  
итоги с начала года

Федеральный 
 
бюджет

Фонд социального  
 
Страхования РФ

         ФОМС

 

 

 

ФФОМС      ТФОМС

Итого

1

2

3

4

5

6

До 280.000 рублей

15.8%

1..9%

1.1%

1.2%

20%

От 280.001 рублей до  
600.000 р.

44240р.+7.9%с суммы превышающей 280.000р.

5320р. +0.9% 
с сумы  
превышающей  
280.000р.

3080р. 
 + 0.6 с  
суммы  
прев.  
280.000р.

3360р. +  
0.6%  
суммы  
прев. 
280.000р.

56.000р. +10% 
суммы  
прев. 
280.000р.

Свыше 600000

69520р. + 2% с 
 суммы 
 прев. 
600000

8200 р.

5000 р.

5280 р.

88000 р. + 2% с суммы прев. 600000 р.


 

В настоящее  время система ОМС сталкивается на пути своего развития с большим  числом проблем, связанных как с  внешними, так и с внутренними  факторами, основными из которых  являются: недостаточный тариф страховых  взносов; неполнота сборов страховых  взносов с работодателей вследствие неплатежей, а также сокрытие доходов  физических и юридических лиц; прямые и косвенные попытки изъятия  средств ОМС (включение страховых  взносов в систему федеральных  налогов, изъятие средств фондов в бюджет или их консолидация в  бюджеты); низкая заинтересованность граждан  в системе обязательного медицинского страхования; нарастание безработицы, что приводит к уменьшению финансовых средств системы ОМС; неудовлетворительная координация деятельности государственных  внебюджетных фондов; задержка с принятием  профессиональных медицинских стандартов, порядка взаиморасчетов между  субъектами РФ в системе обязательного медицинского страхования; медленный переход лечебно-профилактических учреждений в статус “самостоятельно хозяйствующего субъекта”.  Вышеперечисленные и другие проблемы, существующие при введении  ОМС, не только вызывает споры и дискуссии о путях его введения, но иногда ставят вопрос и о целесообразности реформирования здравоохранения. 

 

Новым элементом  финансовой системы России являются государственные внебюджетные фонды, аккумулирующие средства, предназначенные  преимущественно для финансирования социального развития страны и ее регионов.  
 
Основные доходные источники государственных внебюджетных фондов - утвержденные законодательством целевые федеральные налоги, уплата которых обязательна для широкого круга хозяйствующих субъектов - юридических и физических лиц. 

 

 

2.2  Развитие системы обязательного медицинского страхования в РФ

 

Уровень развития системы  здравоохранения и структура  ее базовых институтов определяются комплексом политических, социально-экономических  и культурных факторов, существующими  в обществе на конкретном историческом этапе, правовыми нормами и моральными ценностями.

Существовавшая в СССР государственная модель здравоохранения  в последние десять лет подвергается модернизации. В качестве дополнительных институтов медицинской помощи формируются  системы обязательного и добровольного  медицинского страхования (далее —  ОМС и ДМС).

Правовые, экономические  и организационные основы ОМС  в России определены законом "О  медицинском страховании в Российской Федерации", введенным в действие в 1993 г. Формирование института ОМС  с ее специализированным финансово-экономическим  механизмом, позволило в сложных  условиях перехода к рынку создать  независимый (от противоречивого бюджетного процесса и систематической нехватки средств) и стабильный финансовый источник медицинской помощи населению и  сделать первые шаги на пути к формированию дополнительной медицинской инфраструктуры и страховых механизмов финансирования здравоохранения.

В настоящее время структура  системы ОМС организационно оформилась во всех субъектах Российской Федерации. Законодательно определены субъекты медицинского страхования, в качестве которых  выступают: застрахованные (работающие и неработающие граждане), страхователи, страховщики, медицинские учреждения. Их правоотношения регулирует система  публично-правовых (законодательно-обязательных) и гражданско-правовых (договорных) отношений. Сформирован кадровый потенциал  системы. Страхователями работающих граждан  по ОМС являются работодатели, неработающих граждан — местные администрации  субъектов Российской Федерации.

Договорами об ОМС охвачено около 130 млн. (почти 90%) жителей РФ. На договорной основе с ОМС работает около 6,5 тыс. амбулаторно-поликлинических  учреждений и 4,4 стоматологических  учреждений.

Средства ОМС занимают второе место среди источников финансирования здравоохранения (около 32% всех затрат).

Однако, десятилетний опыт функционирования ОМС свидетельствует о необходимости существенной модернизации медицинского страхования. В условиях бюджетного недофинансирования отрасли здравоохранения средства ОМС оказались по своей сути бюджетозамещающими, а поэтому страховой ресурс ОМС использовался на другие цели. Это в свою очередь, привело к другой причине слабого развития страховых механизмов: объем и качество медицинского лечения не зависит от накопленных страховых прав застрахованных.

Поэтому дальнейшее развитие ОМС требует внедрения экономико-правовых механизмов, направленных на обеспечение  сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.

 

 

 

    1.  Критическая оценка функционирования обязательного медицинского страхования на примере страховой организации «Экомед» Иркутской области

 

Обязательное  медицинское страхование (ОМС) было введено в России с 1991 г. в качестве дополнительного источника финансирования, способного покрывать около 40% всех расходов на нужды здравоохранения. Сегодня финансовые средства государственной  системы ОМС формируются за счет обязательных целевых платежей (взносов) различных категорий страхователей (работодателей и местных органов  исполнительной власти) из расчета 2,8% фонда заработной платы на работающее население и в размерах, утверждаемых на региональном уровне, за неработающее население.

 

(Статья опубликована в журнале «Российское предпринимательство» № 2 (74) за 2006 год, cтр. 95-100.)

 

Рубрика: здравоохранение,

 

Вязников В.Е.

страховая медицинская компания «Экомед» 

 

 

В настоящее время в  каждом регионе созданы медицинские  страховые организации, которые  являются юридическими лицами, то есть самостоятельными хозяйствующими субъектами с любой формой собственности. За медицинской страховой организацией закреплены такие функции, как финансирование лечебных учреждений, экспертиза объемов, сроков и качества медицинской помощи, защита прав застрахованных.

Финансирование страховых  организаций осуществляется с учетом числа застрахованных лиц территориальным фондом ОМС (ТФОМС) - государственным финансово-кредитным учреждением, аккумулирующим денежные средства ОМС на конкретной территории, - на основании финансового договора, отражающего права и обязанности страховой медицинской организации.

На территории Иркутской  области из полученных страховой  организацией средств 95% предназначены  для оплаты медицинских учреждений за выполненную работу, 3% - для содержания самой организации, и 2% направляются на формирование фонда предупредительных мероприятий. За счет последнего производится обучение медицинского персонала, приобретение оборудования для лечебных учреждений, выполняются научные исследования по повышению эффективности использования выделяемых ресурсов и т.д.

На территории Иркутской  области создано шесть страховых  компаний.

Страховая медицинская компания (СМК) «Экомед» была создана в октябре 1994 г.  юридическими и физическими лицами, а лицензия на проведение обязательного медицинского страхования была получена в феврале 1995 года. К концу 1995 года численность застрахованных граждан, пользующихся услугами СМК «Экомед», составила более 345 тыс. человек. В 1996 году она возросла до 490 тыс. человек и в течение семи лет оставалась практически на этом же уровне. В 2004 году число застрахованных достигло  531 тыс. человек.

С 1996 года СМК «Экомед», наряду с обслуживанием ряда районов  Иркутской области, осуществляет медицинское  страхование населения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Финансирование страховой  компании с 5 536 тыс. руб. в 1995 году возросло до 455 157 тыс. рублей в 2004 году.

Учитывая тот факт, что  страховые медицинские организации  получают финансирование из одного источника  – территориального фонда обязательного  медицинского страхования - и оплачивают медицинские услуги в лечебных учреждениях по одним и тем же утвержденным тарифам, конкуренция между страховщиками ведется в следующих сферах:

а) оказания помощи застрахованному  лицу для получения более качественных медицинских услуг;

б) оптимального выбора лечебного  учреждения и врача;

в) контроля качества оказанной  медицинской помощи;

г) своевременной оплаты за оказанную медицинскую услугу.

Под оказанием помощи застрахованному  для получения более качественных медицинских услуг и оптимального выбора лечебного учреждения и врача  подразумевается следующее. Зачастую, в особенности при обслуживании населения сельских районов, пациент  не знает, в каком лечебном учреждении ему предпочтительнее пройти обследование и лечение. В свете этого, в  задачи страховой медицинской организации  должны входить:

- оказание консультативной  помощи застрахованному;

- организация обследования  и, в случае необходимости,  его госпитализация в соответствующее  лечебное учреждение;

Информация о работе Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранении в РФ