Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранении в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всесторонний анализ деятельности фонда обязательного медицинского страхования.
Исходя из поставленной цели работы основное внимание было уделено решению следующих взаимосвязанных задач:
рассмотреть сущность, структуру и функции Фонда обязательного медицинского страхования;
проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
в заключении дать оценку достижению ФОМС.

Содержание работы

Введение

Глава 1 Теоритическая часть, экономические и правовые основы функционирования фондов обязательного медицинского страхо-
вания.

Назначение фондов обязательного медицинского страхования
Доходы федерального и территориальных фондов обязательного
медицинского страхования
Платежи органов исполнительной власти на обязательное стра-
хование неработающего населения
Использование средств фондов на федеральном и региональном
уровнях

Глава 2 Анализ расходов на здравоохранение в РФ и роль фондов
обязательного медицинского страхования в их финансировании

2.1 Расчет и использование средств ФОМС
Развитие системы обязательного медицинского страхования в РФ
2.3 Критическая оценка функционирования обязательного медицинского страхования на примере страховой организации «Экомед» Иркутской области


Глава 3 Обобщение современного состояния и перспектив медицинского страхования РФ (обязательного и добровольного)

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая на тему по Финансам и и кредиту.docx

— 69.36 Кб (Скачать файл)

Организация социального  страхования базируется на следующих 

основных принципах: всеобщность  обеспечения граждан по социальному  страхованию, причем в наибольшей мере за счет средств предприятии, организаций  и государства, оптимальное сочетание  интересов личности, трудовых коллективов  и общества в целом при использовании  средств социального страхования  и управление последними через организации  трудящихся.

 

Медицинское страхование  как форма социальной защиты населения  в сфере охраны здоровья представляет собой гарантии обеспечения медицинской  помощью в случае потери здоровья по любой причине, в том числе  в связи с болезнью или несчастным случаем. Оно обеспечивается мерами по формированию особых страховых фондов, предназначенных для финансирования медицинской помощи в рамках страховых  программ. Объектом медицинского страхования  является страховой риск, связанный  с финансированием оказания медицинской  помощи при наступлении страхового случая. Медицинское страхование  основано на принципе общественной солидарности в распределении рисков: богатый  платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. действует страховой  принцип таким образом: заболел - “выиграл”, остался здоровым “проиграл” В последнем случае выигрывает посредник  – страховщик.

 

Медицинское страхование  развивается как форма социальной защиты населения, дополнительная к  существующему бюджетному здравоохранению. Последнее продолжает существовать и выполнять свои функции. Во всех развитых странах мира государственному здравоохранению придается огромное значение. Государство берет на себя основные функции охраны здоровья населения. В первую очередь, это противоэпидемическая работа и выявление методами неинфекционной эпидемиологии причин преждевременного возникновения и распространения  болезней, вызванных средовыми воздействиями. Государство берет на себя финансирование медицинской помощи при острых и  чрезвычайных ситуациях. В оказании плановой медицинской помощи государство  в большинстве случаев отдает полную инициативу частному бизнесу, страхованию  или иным самостоятельно хозяйствующим  организациям (больничным кассам, обществам  поддержания здоровья). При этом государство контролирует стандарты  качества медицинских услуг, уровень  подготовки кадров, а также развитие принципиально новых направлений  в медицине.

Представляется, что реформирование системы медицинского страхования России должно следовать богатейшему мировому опыту решения данной проблемы.

Анализ мировой практики применения различных систем управления и финансирования здравоохранения  позволяет выделить несколько основных типов таких систем: от полностью  децентрализованного, основанного  на чисто рыночных регуляторах (например, в США) до централизованной государством монополии на охрану здоровья (например, в бывшем СССР).

 

Итогом изучения этапов развития страхования является констатация  принципиальной возможности опираться  на зарубежный опыт, так как он содержит множество действующих вариантов  финансирования и управления здравоохранением стран с разной степенью участия  государства в системе охраны здоровья населения. Без такого участия (в той или иной степени) не работает ни одна из существующих систем здравоохранения. Современное государство не может  оставить без внимания такую важную социальную сферу как охрана здоровья граждан. Поэтому в государственной  сфере осуществляется сбор информации о здоровье населения, проводятся мониторинга  силами независимых организаций, осуществляется контроль за оборотом денег в системе  рыночных отношений, правовым урегулированием  возникших споров.

Коренные отличия системы  регулируемого страхования здоровья от частной платной системы страхования  выглядят следующим образом. В странах  Европы в здравоохранении утвердился принцип социальной солидарности, а  в США продолжает господствовать философия индивидуализма и жесткой  конкуренции. Регулируемый характер страхования  здоровья обусловлен принятыми в 19 - 20 веке законами о базисном страховании  населения европейских стран. В  этих странах в обязательном страховании  здоровья не участвует только элитарная  высоко оплачиваемая часть населения. В США же страхование здоровья - частное дело каждого (исключение составляют контингенты, обслуживаемые  по государственным программам и  “Медикейд”); при этом незастрахованными  остаются значительные группы населения  с низким доходом.

Социальная солидарность, основанная на профсоюзном и социал-демократическом  движениях, религиозной благотворительности, привела европейские страны к  тому, что объем медицинской помощи, оговоренный в базисных страховых  программах, стал значительно выше, чем в США. Так, при регулируемом страховании здоровья от доплат за лечение освобождаются лица с  низким доходом, хронически и тяжело больные. Системы предусматривают  оплату подавляющей части расходов на лекарства (во Франции - на 95%), очки и  протезы (80 - 95%), лабораторные анализы (80 - 90%). В Германии, Швеции, Бельгии  возмещаются расходы на транспортировку  больных (в пределах установленных  сумм), а также на их долечивание  в санаториях. В США пакет базовых  страховых услуг остается стабильно  низким в течение долгих лет, нередко  даже уменьшается. Высокий уровень  страхования, большой объем медицинской  помощи застрахованным в европейских  странах обусловлены значительными  правительственными субсидиями, а также  порядком перераспределения фондов между страховыми компаниями. В то же время в США работающая часть  населения (моложе 65 лет) практически  полностью лишена правительственных  субсидий (исключая клиентов программы  “Медикейд”, а между страховыми компаниями идет жестокая конкурентная борьба.

Система регулируемого страхования  здоровья чаще всего обеспечивает каждому  застрахованному возможность обращения  к любому врачу, в любую больницу с последующим сравнительно простым  методом оплаты за полученную медицинскую  помощь. В европейских странах  разработана система сдерживания  цен за медицинские услуги. Закон  и установившаяся практика переговоров  между страховыми компаниями и врачебными ассоциациями (иногда прямые, иногда с  участием правительственных чиновников) помогают удерживать цены на достаточно низком уровне, учитывая, впрочем, уровень  инфляции. В США же отмечается безудержный  рост цен и беспомощность правительства  в их сдерживании. Вышеперечисленные  отличия обуславливают сравнительно большую удовлетворенность населения  и правительств. европейских стран  своими системами страхования здоровья, по сравнению с Соединенными Штатами  Америки.

 

Итог проведенного сравнения  не в пользу частной системы страхования  здоровья. Преимущество следует признать за системой регулируемого страхования  здоровья, разработанной в течение  столетий развитыми странами Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

 

В предыдущее десятилетие  стал очевидным глубочайший кризис российского здравоохранения. Ограничение  финансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением  темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невозможным  обеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счет государственных фондов. Стал насущным переход к новой системе организации  здравоохранения. Более того, назрела  необходимость радикальных качественных перемен в рамках самой этой системы. Это вызвано острым кризисом традиционных и отсутствием новых источников развития отрасли.

Система здравоохранения  в России нуждалась, прежде всего  в антимонопольных мерах, децентрализации  и разгосударствлении. Все это  заставило приступить к кардинальным преобразованиям отрасли; в противном  случае нарастала социальная напряженность  так как медицинские учреждения не удовлетворяли потребности населения. На основе мирового опыта была выбрана  идея перехода к медицинскому страхованию  и принят Закон “О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации”.

Согласно заложенным в  Законе принципам, новая бюджетно-страховая  система финансирования здравоохранения  предполагает, что медицинское страхование  должно осуществляться на многоуровневой основе и использовать для этого:

  • прежние каналы бюджетных ассигнований (для обязательного страхования наименее защищенных групп населения и для выполнения части социальных программ на республиканском и местном уровнях);
  • специальные внебюджетные фонды, (федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, формируемые из вэносов предпринимателей и самодеятельных граждан на обязательное медицинское страхование);
  • средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы или пожертвования;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • иные источники не запрещенные законодательством.

Кроме обязательного (социального) медицинского страхования законом  вводится добровольное медицинское  страхование, которое обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных  базовыми программами медицинского страхования.

Законодательно определены субъекты медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая медицинская  организация (страховщик); медицинское  учреждение.

Вся система медицинского страхования создается ради основной цели гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая получение  медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.

Страхователями определены все работодатели, (включая самодеятельную часть населения), а также бюджетные  организации. Внебюджетные фонды обязательного  медицинского страхования также  являются страхователями, призванными  не только аккумулировать средства первичных  страхователей, но и организовать систему  учета, поступления и расходования средств на обязательное медицинское  страхование.

Страховые организации –  это именно те новые структуры, которые  появились на рынке медицинских  услуг и стали своеобразной, но очень важной финансовой надстройкой, выполняющей посреднические функции. Главное воплотить в жизнь  основной принцип страхования: «деньги  идут за пациентом». Для пациента это  означает, что страховая компании экономически заинтересована в том, чтобы выбрать для него лучшего  врача и лучшее лечебное учреждение, для медиков – что они перестают  получать деньги «по потребности» –  их приходится зарабатывать. Таким  образом, медицинское страхование  гарантирует и делает доступными высококачественные медицинские услуги, а, во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.

Лечебно-профилактические учреждения, в которых производятся и предоставляются  медицинские услуги, выступают на рынке продажи страховых услуг  как самостоятельно хозяйствующие  субъекты, несущие “предпринимательский риск” в конкурентной борьбе за право заключения договоров со страховыми компаниями, располагающими платежными средствами застрахованного населения.

Главная цель введения медицинского страхования – создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения  путем дополнительного страхования. Создается рынок медицинских  услуг, который превращает руководителей  лечебно-профилактических учреждений в продавцов этих услуг.

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

                                    Литература и приложения

 

  1. Вязников В.Е. Критическая оценка функционирования обязательного медицинского страхования на примере страховой организации «Экомед» Иркутской области // Российское предпринимательство. — 2006. — № 2 (74). — c. 95-100. —
  2. http://www.creativeconomy.ru/articles/7362/
  3. http://rosmedstrah.ru/articles.php?id=546&offset=0&show=1&theme=26
  4. http://www.market-pages.ru/budsyst/36.html
  5. http://bibliotekar.ru/dohody-zarplata/130.htm (Раздел из учебного пособия «Политика доходов и заработной плате».)
  6. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды РФ, автор Широкова Е.К.
  7. Официальный сайт Фонда Социального Страхования, http://www.fss.ru
  8. Правовая система «Консультант Плюс», http://www.consult.ru
  9. Гришин В.В., Семенов В.Ю. Обязательное медицинское страхование: организация и финансирование. М., 2001.
  10. Страхование: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2002.
  11. Левант Н.А. Организация медицинского страхования в России, М., 2004.

Информация о работе Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранении в РФ