Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, определение роли страховых компаний в кредитной системе, а также выявление проблем и перспектив развития страхования.
Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие кредитной системы и нормативно-правовое регулирование…………..………………………………………………………..5
Понятие, структура и регулирование кредитной системы государства….5
Становление и развитие кредитной системы России…………………….9
Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ………….11
Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ…………20
Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России……30
2.1. Особенности регулирования современной кредитной политики России……………………………………………………………………………30
2.2. Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц………………………………34
2.3. Принципы системы страхования вкладов физических лиц…………….37
Глава 3. Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития…………………………………………………….…….42
3.1. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции…………………………………………………………………………42
3.2. Проблемы развития страховых компаний в структуре кредитной системы………………………………………………………………………….47
3.3. Перспективы развития перестраховочной деятельности……………….49
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованной литературы…………………………………………..57
Приложения…………………………………………………………………….59
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие кредитной
системы и нормативно-правовое регулирование…………..……………………………
Вопрос, связанный со страхованием в системе финансово-кредитных отношений актуален в настоящее время. С каждым годом всё больше возрастает потребность в страховании, так как общество растет, развивается спрос среди всех категорий населения, пользующихся услугами страховых компаний.
На современном этапе возрастает потребность физических лиц в обеспечении устойчивых гарантий защиты своих экономических интересов, связанных с осуществлением различных видов хозяйственной деятельности, сохранением определенного уровня благосостояния и здоровья.
Наиболее эффективной формой социальной защиты, успешно функционирующей во многих странах, является страхование.
Развитие страхового рынка, сочетание обязательного и добровольного страхования позволяют создавать надежные системы социальной защиты, прежде всего для работника, противодействуют возможности изменения его социального и материального положения в определенных ситуациях.
Предпосылками для дальнейшего развития страхового дела в нашей стране являются не только наметившаяся финансовая стабилизация и оживление экономики, но и становление источников такого развития. Во-первых, укрепление негосударственного сектора экономики: частный предприниматель (собственник) в силу своей экономической обособленности от государства вынужден страховать свои риски. Во-вторых, источником спроса на страховые услуги является рост объемов и разнообразия частной собственности физических и юридических лиц. При этом важное значение имеет развитие рынка недвижимости и ипотечного кредитования жилищного строительства, а также приватизация государственного жилого фонда. В-третьих, важным источником развития страхового рынка является сокращение некогда всеобъемлющих гарантий, предоставляемых системой государственного соцстрахования и соцобеспечения.
Таким образом, можно сделать вывод, что страхование является системой защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, которая должна стать необходимым элементом в свете происходящих экономических, социальных и политических преобразований в России.
Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, определение роли страховых компаний в кредитной системе, а также выявление проблем и перспектив развития страхования.
Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.
Кредитная система государства во многом определяется уровнем развития производственных отношений, господствующими формами собственности и той экономической ситуацией, в которой находится страна. Современное понятие кредитной системы может быть истолковано двояким образом:
Роль и значение кредитной системы определяются её способностью мобилизовывать свободные денежные средства субъектов хозяйствования и населения и превращать их в ссудный капитал и в последующем передавать в различных формах кредита заемщикам. В этой связи, чем шире сеть финансово-кредитных учреждений и чем выше уровень их развития, тем больше масштабы концентрации и централизации капитала, тем больше возможности решения проблем производства и реализации товаров и услуг посредством банковского кредита. Кроме того, кредитная система в значительной степени способствует увеличению объёмов международной торговли, одновременно создавая условия для развития производства.
Значение кредитной системы в развитии экономики определил академик С. Г. Струмилин, образно сравнив её с “кровеносной системой, по которой распределяются питательные соки народного хозяйства, устремляясь туда, где они всего нужнее в данный момент”
Струмилин С. Г. Избранные произведения.
Внедрение в практику хозяйственной деятельности кредитных и расчётных отношений возлагается на финансово-кредитные институты. Современная институциональная структура кредитной системы экономически развитых государств состоит, как правило, из трех звеньев и имеет следующий вид (Приложение 1).
Несмотря на определённую идентичность структуры кредитной системы экономически развитых государств, каждая из них имеет свои отличительные национальные особенности. Наиболее развитой кредитной системой обладает США. В странах Западной Европы и Японии недостаточно развиты отдельные элементы специализированных небанковских учреждений. Это объясняется более низким, чем в США, уровнем развития рынка ценных бумаг и более высоким качеством государственного регулирования кредитной системы.
Большинство развивающихся стран обладают двухзвенной кредитной системой, представленной национальными центральными банками и банковским сектором, хотя кредитные системы отдельных стран приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы. К ним можно отнести Индию, Сингапур, Турцию, Южную Корею, Аргентину, Мексику и др.
Развитие всех звеньев кредитной системы усиливает конкуренцию между финансово-кредитными учреждениями в борьбе за сферы привлечения и приложения капитала, при этом меняются формы и методы борьбы. Конкурентная борьба ведётся между однотипными кредитные учреждениями, между разными типами, но внутри одного и того же звена и между всевозможными звеньями кредитной системы.
Различают ценовую и неценовую конкуренцию. В условиях стабильной экономики возможности ценовой конкуренции значительно ограничены, так как установление процентных ставок коммерческими банками ориентировано на учётную ставку Центрального банка. В этих условиях широкое распространение получают неценовые методы конкуренции (новые виды банковских и страховых услуг, выгодные условия контрактов, гибкие условия страхования полисов и т.д.). Для повышения конкурентоспособности крупные финансово-кредитные учреждения в большинстве случаев используют достижения научно-технического прогресса, что не в состоянии осуществить средние и мелкие. Это позволяет им существенно снижать издержки, связанные с оказанием услуг, и тем самым достигать удешевления массовых операций, что, в конечном счете, ведёт к созданию условий для централизации капитала.
На становление и развитие кредитной системы основное влияние оказывает государство, регулируя деятельность финансово-кредитных учреждений.
Основные направления государственного регулирования:
Все направления регулирования со стороны государства деятельности кредитных учреждений взаимосвязаны. На определенных этапах государство может усиливать влияние отдельных направлений на кредитную систему общества.
Формы политики центрального банка:
Налоговая политика заключается в изменении налоговых ставок прибыли кредитных учреждений. Их увеличение способствует уменьшению объёма кредитных операций и повышению процентных ставок, а снижение ведёт к расширению таких операций и снижению процентных ставок. Кроме того, для претворения в жизнь отдельных государственных программ кредитным учреждениям, принимающим участие в их осуществлении, могут быть предоставлены налоговые льготы на государственном и местном уровнях.
В отдельных случаях регулирование кредитной системы государством может осуществляться через механизм его вмешательства в кредитную систему.
Наличие государственных смешанных и негосударственных кредитных учреждений оказывает влияние на спрос и предложение ссудного капитала, размеры его рынка и ссудный процент.
Законодательное регулирование деятельности кредитных учреждений проводится центральным правительством, местными органами и законодательной властью путём разработки законов, подзаконных актов, инструкций и т.д. Основными регулирующими органами являются Центральный банк и Министерство финансов, а также парламент.
Таким образом, государственное регулирование кредитной системы в состоянии способствовать повышению деловой активности хозяйствующих субъектов и населения. При этом цена за пользование кредитными ресурсами может быть чрезмерно уменьшена, что может оказать влияние на обесценивание денег. Поэтому большое значение имеет определение пределов денежно-кредитного регулирования деятельности кредитных учреждений, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие всего народнохозяйственного комплекса.
Зарождение кредитных организаций в России началось с момента предоставления права осуществлять кредитные операции монетной конторе. Это произошло в 1733 году. С тех пор в стране стали создаваться государственные банковские учреждения, среди которых ведущую роль играли Монетная контора, Дворянский банк, Государственный земельный банк, Купеческий банк и другие, основными задачами которых были кредитование дворян, купцов и осуществление депозитных операций.