Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, определение роли страховых компаний в кредитной системе, а также выявление проблем и перспектив развития страхования. Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие кредитной системы и нормативно-правовое регулирование…………..………………………………………………………..5 Понятие, структура и регулирование кредитной системы государства….5 Становление и развитие кредитной системы России…………………….9 Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ………….11 Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ…………20 Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России……30 2.1. Особенности регулирования современной кредитной политики России……………………………………………………………………………30 2.2. Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц………………………………34 2.3. Принципы системы страхования вкладов физических лиц…………….37 Глава 3. Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития…………………………………………………….…….42 3.1. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции…………………………………………………………………………42 3.2. Проблемы развития страховых компаний в структуре кредитной системы………………………………………………………………………….47 3.3. Перспективы развития перестраховочной деятельности……………….49 Заключение………………………………………………………………………53 Список использованной литературы…………………………………………..57 Приложения…………………………………………………………………….59
государственных займов, осуществляемых
посредством выпуска ценных бумаг от имени
Правительства РФ;
других долговых обязательств,
гарантированных Правительством РФ.
Под управлением государственным
внутренним долгом понимается совокупность
мероприятий государства по выплате доходов
кредиторам и погашению займов, а также
порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения
долговых обязательств РФ.
Обслуживание государственного
внутреннего долга Российской Федерации
производится Центральным банком РФ и
его учреждениями, если иное не установлено
Правительством РФ, и осуществляется с
помощью операций по размещению долговых
обязательств РФ, их погашению и выплате
доходов в виде процентов по ним или в
иной форме.
Контроль за состоянием государственного
долга производится представительными
и исполнительными органами государственной
власти.
К основным методам управления
государственным долгом следует отнести
следующее.
Рефинансирование - погашение
старой государственной задолженности
путем выпуска новых займов.
Конверсия - изменение размера
доходности займа, например снижение или
повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого
государством своим кредиторам.
Консолидация - увеличение срока
действия уже выпущенных займов.
Унификация - объединение нескольких
займов в один.
Отсрочка погашения займа проводится
в условиях, когда дальнейшее активное
развитие операций по выпуску новых займов
неэффективно для государства.
Аннулирование долга - отказ
государства от долговых обязательств.
Реструктуризация долга - погашение
долговых обязательств с одновременным
осуществлением заимствований (принятием
на себя других долговых обязательств)
в объемах погашаемых долговых обязательств
с установлением иных условий обслуживания
долговых обязательств и сроков их погашения.
В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что
реструктуризация долга может быть осуществлена
с частичным списанием (сокращением) суммы
основного долга.
В соответствии с Федеральным
законом "О банках и банковской деятельности"
под вкладом понимаются денежные средства
в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые
физическими лицами в целях хранения и
получения дохода. Доход по вкладу выплачивается
в денежной форме в виде процентов. Вклад
возвращается вкладчику по его первому
требованию в порядке, предусмотренном
для вклада данного вида федеральным законом
и соответствующим договором.
Вклады принимаются только
банками, имеющими такое право в соответствии
с лицензией, выдаваемой Банком России.
Привлечение средств во вклады оформляется
договором в письменной форме в двух экземплярах,
один из которых выдается вкладчику.
В целях привлечения большего
числа вкладов Сберегательный банк России
предлагает разнообразные виды вкладов,
среди которых наиболее распространены
следующие.
Вклад до востребования - наиболее
распространенный вид вклада, поскольку
он может быть получен любым лицом, предъявившим
сберегательную книжку с пометкой "на
предъявителя", в любое время, а также
в полном объеме вклада или частично. За
использование этого вида вклада Сбербанк
платит самый низкий процент.
Срочные вклады отличаются
тем, что принимаются на срок не менее
одного года, выплата средств с вклада
по частям не производится. Проценты по
данному виду вкладов гораздо выше, чем
по вкладу до востребования. Открыть счет
можно внеся наличные деньги или безналичным
путем. Дополнительные взносы не принимаются.
При закрытии счета ранее одного года
со дня внесения вклада доход по нему выплачивается
в размере, установленном по вкладам до
востребования.
Выигрышные вклады отличаются
тем, что проценты по вкладам не начисляются
к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются
между всеми вкладчиками данного вида
вклада. Обычно выигрыши по этим вкладам
проводятся в пределах города или региона.
Целевые вклады на детей принимаются
на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний
срок.
Сберегательный и депозитный
сертификаты. Держателями сберегательного
сертификата являются только физические
лица, а депозитного - только юридические
лица. Сертификат - ценная бумага, обязательство
банка по выплате размещенных у него депозитов
и доходов по ним вкладчику. Сертификат
является срочным и именным, право требования
по нему может передаваться одним лицом
другому, что делает его достаточно привлекательным
для юридических лиц.
Номерной вклад открывается
лично вкладчиком наличными деньгами
и рассчитан на клиентов, которые заинтересованы
в анонимности своего счета. По вкладу
совершаются приходные и расходные операции.
Валютная рента. Минимальная
сумма вклада - 100 тысяч долларов. Начисленные
проценты ежемесячно причисляются к остатку
вклада. Срок хранения не ограничен.
За разглашение банковской
тайны Банк России, кредитные, аудиторские
и иные организации, уполномоченный орган,
осуществляющий меры по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, а также их должностные
лица и их работники несут ответственность,
включая возмещение нанесенного ущерба,
в порядке, установленном федеральным
законом. Согласно ст.857 Гражданского кодекса
РФ в случае разглашения банком сведений,
составляющих банковскую тайну, клиент,
права которого нарушены, вправе потребовать
от банка возмещения причиненных убытков.
Согласно ст.27 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности"
на денежные средства и иные ценности
юридических и физических лиц, находящиеся
на счетах и во вкладах или на хранении
в кредитной организации, арест может
быть наложен не иначе как судом и арбитражным
судом, судьей, а также по постановлению
органов предварительного следствия при
наличии санкции прокурора. При наложении
ареста на денежные средства, находящиеся
на счетах и во вкладах, кредитная организация
незамедлительно по получении решения
о наложении ареста прекращает расходные
операции по данному счету (вкладу) в пределах
средств, на которые наложен арест.
Взыскание на денежные средства
и иные ценности физических и юридических
лиц, находящиеся на счетах и во вкладах
или на хранении в кредитной организации,
может быть обращено только на основании
исполнительных документов в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.854 ГК РФ без распоряжения
клиента списание денежных средств, находящихся
на счете, допускается по решению суда,
а также в случаях, установленных законом
или предусмотренных договором между
банком и клиентом.
Кредитная организация, Банк
России не несут ответственности за ущерб,
причиненный в результате наложения ареста
или обращения взыскания на денежные средства
и иные ценности их клиентов, за исключением
случаев, предусмотренных законом.
Конфискация денежных средств
и других ценностей может быть произведена
на основании вступившего в законную силу
приговора суда.
1.4. Нормативно-правовое
регулирование страховой системы РФ
В России формируется трехступенчатая
система регулирования страхового рынка:
Гражданский и Налоговый кодексы
РФ;
специальные законы по страховой
деятельности;
нормативные акты правительства
и министерств по страховому делу.
Правовое регулирование страховых
отношений охватывает права и обязанности
страховщика, страхователя, застрахованного
и выгоду приобретателя. Кроме того, в
страховании участвуют и другие лица,
контрольные, налоговые и правоохранительные
органы, органы исполнительной и законодательной
власти, действующие на основе законов.
Правовые отношения, регулирующие
процесс формирования и использования
страхового фонда, т.е. собственно страхование,
относятся к сфере гражданского права.
В качестве объектов страховых отношений
выступают имущественные интересы, связанные
с сохранением имущества и финансового
благополучия, а также нематериальных
личных благ человека - его жизни, здоровья,
трудоспособности. Личные блага человека
не имеют цены. Но ил утрата приводит либо
к непредвиденным расходам (например,
на лечение), либо к резкому ухудшению
качества собственной жизни при утрате
трудоспособности или качества жизни
близких в случае смерти кормильца. Восстановление
прежнего качества жизни может быть оценено
в деньгах. Эта сумма и является основой
для Расчета страховой суммы при страховании
жизни и личном страховании.
Отметим, что нормативная база
по страхованию, регулирующая финансово-хозяйственную
деятельность страховых компаний и включающая
несколько кодексов (гражданский, таможенный,
торгового мореплавания, воздушный, налоговый,
трудовой и др.) и более сорока федеральных
законов, достаточно часто изменяется.
Положения отдельных законов не полностью
соответствуют современному этапу развития
страхового рынка, а в ряде случаев противоречат
быстро меняющейся экономической ситуации
в России. Поэтому достаточно часто эти
законы приходится пересматривать.
Основными законодательными
актами о страховании являются гл.48 ГК
РФ и уже известный Закон о страховании.
Основное содержание гл.48 ГК
РФ составляют нормы, регулирующие отношения
страхователя и страховщика по договорам
страхования. ГК РФ требует письменного
оформления договоров страхования. Он
определяет понятие обязательного страхования
как за счет средств государственного
бюджета (обязательное государственное
страхование), так и за счет указанных
в законе лиц, в том числе и самих страхователей.
В ГК РФ указываются интересы, страхование
которых не допускается.
Закон о страховании дает основные
определения участников страхового дела
и устанавливает требования к ним, а также
к государственному надзору за страховым
делом.
Отношения в страховом деле
регулируются также федеральными законами,
указами Президента РФ, постановлениями
Правительства РФ, принятыми в соответствии
с Законом о страховании.
Страховая деятельность во
всех странах находится под надзором государства.
Это определяется двумя обстоятельствами.
Во-первых, государство заинтересовано
в развитии страхования, так как оно решает
важные народнохозяйственные задачи,
обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя
инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи
нуждаются в защите, так как они доверяют
страховым компаниям свои деньги, часто
не будучи в состоянии сделать заключение
о надежности своих вложений.
В России страховой надзор осуществляет
Федеральная служба страхового надзора
(Росстрахнадзор).
В современных условиях изменились
взаимоотношения между страховыми компаниями
и государством, что связано с кардинальными
преобразованиями всей системы страхования
на рыночных основах и отказом от государственной
монополии на страховое дело.
В основных направлениях развития
национальной системы страхования Российской
Федерации в 1998-2000 годах, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 1
октября 1998 года*, главной целью государства
в данной сфере провозглашено создание
эффективной системы страховой защиты
имущественных интересов граждан и юридических
лиц в Российской Федерации. Достижение
названной цели позволит обеспечить:
реальную компенсацию убытков,
причиняемых в результате непредвиденных
природных явлений, техногенных аварий
и катастроф и негативных социальных обстоятельств,
за счет страховых организаций при снижении
нагрузки на бюджет;
формирование необходимой для
экономического роста надежной и устойчивой
хозяйственной среды;
максимальное использование
страхования как источника инвестиционных
ресурсов.
Для достижения указанных целей
государству необходимо решить следующие
задачи: обеспечить надежность и финансовую
устойчивость системы страхования; проводить
активную структурную политику на рынке
страховых услуг; повысить эффективность
государственного регулирования страховой
деятельности; развивать сотрудничество
с международным страховым рынком; совершенствовать
нормативную базу страховой деятельности.