Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, определение роли страховых компаний в кредитной системе, а также выявление проблем и перспектив развития страхования. Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие кредитной системы и нормативно-правовое регулирование…………..………………………………………………………..5 Понятие, структура и регулирование кредитной системы государства….5 Становление и развитие кредитной системы России…………………….9 Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ………….11 Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ…………20 Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России……30 2.1. Особенности регулирования современной кредитной политики России……………………………………………………………………………30 2.2. Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц………………………………34 2.3. Принципы системы страхования вкладов физических лиц…………….37 Глава 3. Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития…………………………………………………….…….42 3.1. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции…………………………………………………………………………42 3.2. Проблемы развития страховых компаний в структуре кредитной системы………………………………………………………………………….47 3.3. Перспективы развития перестраховочной деятельности……………….49 Заключение………………………………………………………………………53 Список использованной литературы…………………………………………..57 Приложения…………………………………………………………………….59
Банковская система России
сегодня представлена двумя уровнями.
В юридическом плане она опирается на
принятые 2 декабря 1990 г. Верховным Советом
РСФСР специальные законы: Закон РСФСР
"О банках и банковской деятельности
РСФСР" и Закон "О Центральном банке
РСФСР (Банке России"), а также новой
редакции Закона РФ "О банках и банковской
деятельности", принятого в июле 1995
г.
Данные российские законы внесли
значительные изменения в существовавшую
на тот момент кредитно-банковскую систему
страны, этим положив начало качественно
новому этапу в формировании этой системы
и ее правового обеспечения.
Согласно законодательству
в России появилась возможность создание
банка на основе практически любой формы
собственности, это и положило начало
устранению государственной монополии
на банковскую деятельность.
В редакции Закона РФ "О банках
и банковской деятельности", которая
была принята в июле 1995 г., отмечено, что
банковская система России включает в
себя Банк России, кредитные организации,
филиалы и представительства иностранных
банков.
Банк - кредитная организация,
которая имеет исключительное право осуществлять
в совокупности следующие банковские
операции:
привлечение во вклады денежных
средств физических и юридических лиц;
размещение указанных средств
от своего имени и за свой счет на условиях
возвратности, срочности и платности;
открытие и ведение банковских
счетов физических и юридических лиц;
покупка у юридических и физических
лиц и продажа им иностранной валюты (наличной
и на счетах);
привлечение и размещение драгоценных
металлов во вклады;
финансирование капитальных
вложений по поручению владельцев или
распорядителей депозитов.
Небанковская кредитная организация
? кредитная организация, обладающая правом
осуществлять некоторые банковские операции,
предусмотренные настоящим Федеральным
Законом. Возможное сочетание банковских
операций для небанковских кредитных
организаций определяется Банком России.
Следствием принятия и введения в действие
вышеуказанных законов явилось то, что
кредитно-банковская система России приобрела
следующий вид:
Центральный банк РФ (Банк России);
Сберегательный банк;
коммерческие банки различных
видов, в том числе специальные банки развития;
банки со смешанным российско-иностранным
капиталом;
иностранные банки, филиалы
банков-резидентов и нерезидентов;
союзы и ассоциации банков;
иные кредитные учреждения.
Новое банковское законодательство
внесло практически радикальные изменения
не только в структуру кредитно-банковской
системы, но и в принципы построения и
управления данной системой. Банковская
система России обрела двухуровневое
построение. В данном случае критерием
отнесения элементов к тому или другому
уровню является их положение в системе,
определенное отношениями субординации.
Так, например, Центральный банк находится
на верхнем уровне, поскольку уполномочен
государством регулировать и контролировать
систему в целом, т.е. осуществлять функцию
управления всей системой. А коммерческие
банки и кредитные учреждения составляют
нижний уровень системы.
В экономической практике многих
стран применяются следующие инструменты
регулирования денежной массы в обращении:
операции на открытом рынке,
т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;
политика учетной ставки (дисконтная
политика), т.е. регулирование процента
по займам коммерческих банков у Центрального
банка
изменение норматива обязательных
резервов.
В настоящее время в мировой
экономической практике основным инструментом
являются операции на открытом рынке.
С помощью продажи или покупки на открытом
рынке казначейских ценных бумаг Центральный
банк способен осуществлять либо вливание
резервов в кредитную систему государства,
либо изымать их оттуда. Такие операции
на открытом рынке проводятся Центральным
банком обычно вместе с группой крупных
банков и иных финансово-кредитных организаций.
На денежном рынке бывают и
другие ситуации, как например недостаток
денежных средств в обращении. В этом случае
Центральный банк проводит политику, ориентированную
на увеличение денежного предложения,
а именно: ЦБ начинает скупать правительственные
ценные бумаги у банков и населения. Таким
образом, Центральный банк повышает спрос
на государственные ценные бумаги. В итоге
их рыночная цена возрастает, а процентная
ставка по ним падает, это делает казначейские
ценные бумаги "непривлекательными"
для их владельцев. Население и банки начинается
продажа государственные ценные бумаги,
а это приводит, в конечном счете, к увеличению
банковских резервов и - к увеличению денежного
предложения. График предложения денег
сдвинется вправо, процентная ставка упадет.
Учетная ставка - это процент,
под который Центральный банк предоставляет
кредиты коммерческим банкам, выступая
как кредитор в последней инстанции. При
этом Центральный банк дает этот кредит
не всем желающим коммерческим банкам,
а только тем, кто имеет устойчивое финансовое
положение, но терпит временные трудности.
Учетную ставку устанавливает Центральный
банк. Её уменьшение делает для коммерческих
банков займы резервных фондов более дешевыми.
Коммерческие банки желают получить кредит.
В данном случае повышаются избыточные
резервы коммерческих банков, активизируя
мультипликационное увеличение количества
денег в кругообороте. Напротив, увеличение
учетной ставки делает займы резервных
фондов невыгодными. Что интересно некоторые
коммерческие банки, располагающие заемными
резервами, даже пытаются возвратить их,
потому что они становятся дорогими.
Сокращение банковских резервов
приводит к мультипликационному сокращению
денежного предложения. Политика учетных
ставок занимает второе по значению место
среди инструментов денежно-кредитной
политики после политики Центрального
банка на открытом рынке и проводится
обычно в сочетании с деятельностью Центрального
банка на открытом рынке. Например, при
продаже государственных ценных бумаг
на открытом рынке стремясь уменьшить
денежное предложение, Центральный банк
повышает учетную ставку (делает её выше
доходности ценных бумаг), ускоряя процесс
купли населением правительственных ценных
бумаг у коммерческих банков, так как банкам
становится невыгодно восполнять резервы
займами у Центрального банка, и повышать
эффективность операций на открытом рынке.
Напротив, при покупке ЦБ государственных
ценных бумаг на открытом рынке Центральный
банк резко понижает учетную ставку (ниже
доходности ценных бумаг). В этом случае
коммерческим банкам выгодно занимать
резервы у Центрального банка и направлять
средства на покупку более доходных государственных
ценных бумаг у населения, которое заинтересовано
в их продаже. Расширительная политика
Центрального банка становится более
эффективной.
В основе действия этого инструмента
денежно-кредитной политики лежит механизм
влияния банковской системы на денежное
предложение через банковский (денежный)
мультипликатор, а именно:
а) если Центральный банк увеличивает
норму обязательных резервов, то это приводит
к сокращению избыточных резервов банков
и к мультипликативному уменьшению денежного
предложения;
б) при уменьшении нормы обязательных
резервов происходит мультипликативное
расширение предложения денег. Этот инструмент
монетарной политики наиболее мощный,
так считают специалисты, занимающиеся
данным вопросом, однако он достаточно
груб, поскольку затрагивает основы всей
банковской системы. Даже малейшее изменение
нормы обязательных резервов может вызвать
значительные изменения в объеме банковских
депозитов и кредита.
2.2. Анализ нормативно-правового
регулирования страховой системы на примере
страхования вкладов физических лиц
Необходимость формирования
системы страхования вкладов граждан
в Российской Федерации впервые была предусмотрена
Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О
банках и банковской деятельности",
который предусмотрел одновременное создание
системы обязательного и добровольного
страхования вкладов. Организация первой
должна была осуществляться посредством
федерального фонда обязательного страхования
вкладов, который создавался для обеспечения
гарантий возврата привлекаемых банками
средств граждан и компенсации потери
доходов по вложенным средствам (ст.38).
Вторая представляла собой некоммерческие
организации фондов добровольного страхования
вкладов и выплаты доходов по ним (ст.39)
и была призвана обеспечить недостаточность
страхования ответственности банка по
обязательной системе, а при отсутствии
системы обязательного страхования фактически
восполняла этот пробел.
Центральным банком РФ были
установлены требования к порядку организации
системы добровольного страхования вкладов:
фонд добровольного страхования вкладов
может быть учрежден минимум пятью банками
с совокупным уставным капиталом не менее
20-кратного минимального размера уставного
капитала для банков на дату создания
фонда.
Согласно указанию ЦБ РФ от
1 декабря 2003 г. N 1346-У минимальный размер
уставного капитала создаваемого банка
равен 5 млн. евро. Исходя из этого, совокупный
минимальный уставный капитал таких организаций
должен быть равен 100 млн. евро. Особенности
создания, управления и деятельности фондов
добровольного страхования вкладов определяются
уставами этих организаций.
Таким образом, если отношения
по добровольному страхованию вкладов
имели свое правовое регулирование, то
отношения по обязательному страхованию
- не имели, и принятый Закон о страховании
вкладов устранил этот правовой пробел.
Данный вид страхования относится
к обязательной форме страхования, что
означает его появление в силу прямого
указания закона. Участие в системе обязательного
страхования вкладов обязательно для
всех банков. Последствия отказа банков
от участия в данной системе установлены
в ст.46 Закона о страховании вкладов, главное
из которых заключается в том, что если
банки в течение 21 месяца не примут участия
в системе, то деятельность таких банков
по привлечению вкладов граждан будет
прекращена.
Закон о страховании вкладов
вступает в противоречие со ст.936 ГК РФ,
п.4 ст.3 Закона РФ от 27 декабря 1992 г. N 4015-1
"Об организации страхового дела в РФ",
предусматривающими необходимость заключения
договора обязательного страхования,
устанавливает, что страхование вкладов
осуществляется на основании данного
Закона и не требует заключения договора
страхования.
Целесообразно привести данное
положение в соответствие с общими положениями
гражданского законодательства.
Договор страхования вкладов
относится к группе договоров страхования
риска ответственности за нарушение договора
(п.1 ст.932 ГК РФ), выделяемых наряду со страхованием
ответственности аудиторской организации
за нарушение договора (ст.13 Федерального
закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности)", со страхованием ответственности
плательщика ренты по договору ренты о
передаче под ее выплату денежной суммы
или иного движимого имущества (п.2 ст.587
ГК РФ), со страхованием ответственности
лизингополучателя за нарушение договора
лизинга (п.4 ст.21 Федерального закона от
8 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде
(лизинге)" и др.
Страхование ответственности
за нарушение договора (или, как гласит
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N
172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений
в Закон РФ "Об организации страхового
дела в РФ "и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов
РФ", предусматривающий подробную классификацию
видов страхования, - страхование гражданской
ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств
по договору) имеет ряд принципиальных
отличий:
а) его возможность должна быть
прямо предусмотрена законом и не может
без этого указания вводиться сторонами
произвольно;
б) страхованию подлежит только
риск ответственности самого страхователя
и никакого другого лица, в противном случае
договор страхования ничтожен (п.2 ст.932
ГК РФ);
в) выгодоприобретателем по
такому договору всегда является кредитор
- сторона, перед которой страхователь-должник
обязан нести ответственность, даже если
договор страхования заключен в пользу
другого лица (п.3 ст.932 ГК РФ).
В литературе встречается и
иная точка зрения. Так, по мнению А.А. Иванова,
указанный договор есть ничто иное как
страхование имущества (самого вклада).
Таким образом, ни один из законов,
упоминающий словосочетание "система
страхования вкладов" не дает его понятие.
В качестве целей системы страхования
вкладов физических лиц в соответствии
с Федеральным законом "О страховании
вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации" названы:
защита прав и законных интересов
вкладчиков банков Российской Федерации;
укрепление доверия к банковской
системе Российской Федерации;
стимулирование привлечения
сбережений населения в банковскую систему
Российской Федерации.