Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, определение роли страховых компаний в кредитной системе, а также выявление проблем и перспектив развития страхования. Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие кредитной системы и нормативно-правовое регулирование…………..………………………………………………………..5 Понятие, структура и регулирование кредитной системы государства….5 Становление и развитие кредитной системы России…………………….9 Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ………….11 Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ…………20 Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России……30 2.1. Особенности регулирования современной кредитной политики России……………………………………………………………………………30 2.2. Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц………………………………34 2.3. Принципы системы страхования вкладов физических лиц…………….37 Глава 3. Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития…………………………………………………….…….42 3.1. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции…………………………………………………………………………42 3.2. Проблемы развития страховых компаний в структуре кредитной системы………………………………………………………………………….47 3.3. Перспективы развития перестраховочной деятельности……………….49 Заключение………………………………………………………………………53 Список использованной литературы…………………………………………..57 Приложения…………………………………………………………………….59
Государственное регулирование
страховой деятельности должно обеспечить
выполнение названных выше мер и обеспечить
действенный контроль страхового сектора
экономики. Оно должно осуществляться
по следующим направлениям: прямое участие
государства в становлении страховой
системы; законодательное обеспечение
защиты национального страхового рынка;
совершенствование государственного
надзора за страховой деятельностью.
Прямое участие государства
в становлении страховой системы предполагает,
в частности: обеспечение за счет бюджетных
программ обязательного государственного
страхования; повышение роли государственных
страховых компаний в реализации государственной
политики в области страхования; предоставление
дополнительных гарантий при размещении
средств страховщиков, аккумулируемых
в рамках приоритетных видов страхования
в форме специальных нерыночных государственных
ценных бумаг с гарантированным доходом,
а также формирование целевых резервов,
компенсирующих несостоятельность отдельных
страховых организаций при исполнении
ими обязательств по договорам долгосрочного
страхования жизни и пенсионного страхования
граждан.
Реализация подобных мер возложена,
в первую очередь, на Департамент страхового
надзора Министерства финансов России,
действующего совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти.
Департамент страхового надзора
Министерства финансов РФ наделен следующими
полномочиями:
выдает страховщикам лицензии
на осуществление страховой деятельности;
ведет единый Государственный
реестр страховщиков, объединений страховщиков
и реестр страховых брокеров;
осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;
устанавливает Правила формирования
и размещения страховых резервов;
разрабатывает нормативные
акты и методические документы по вопросам
страхования;
обобщает практику страховой
деятельности.
Важнейшим проявлением государственного
регулирования страховой деятельности
является ее лицензирование, осуществляемое
на основе и в соответствии с Законом "Об
организации страхового дела в Российской
Федерации", а также подзаконными актами.
Под страховой деятельностью,
на осуществление которой необходимо
получение лицензии, понимается деятельность
страховых организаций и обществ взаимного
страхования (страховщиков), связанная
с формированием специальных денежных
фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых
страхователями страховых взносов (премий)
для выплат по договорам страхования.
Деятельность, связанная с оценкой
страховых рисков, определением размера
ущерба, размера страховых выплат, иная
консультационная и исследовательская
деятельность в области страхования не
требуют получения лицензии.
Выдаваемая на осуществление
страховой деятельности лицензия является
документом, удостоверяющим право ее владельца
на проведение названной деятельности
на территории страны при соблюдении им
условий и требований, оговоренных при
выдаче лицензии.
Лицензия на проведение страховой
деятельности не имеет ограничений по
сроку действия, если это специально не
предусмотрено при ее выдаче. Лицензии
выдаются на проведение добровольного
и обязательного страхования:
личного страхования, включающего:
страхование жизни, страхование от несчастных
случаев и болезней, медицинское страхование;
имущественного страхования,
включающего: страхование средств наземного
транспорта, страхование средств воздушного
транспорта, страхование средств водного
транспорта, страхование грузов, страхование
иных видов имущества, кроме перечисленных;
страхования ответственности,
включающего: страхование ответственности
заемщиков за непогашение кредитов, страхование
ответственности владельцев автотранспортных
средств, страхование иных видов ответственности;
перестрахования, если предметом
деятельности страховщика является исключительно
перестрахование по видам страховой деятельности.
Лицензирование обязательного
страхования проводится в соответствии
с законами Российской Федерации.
Помимо лицензирования Министерство
финансов Российской Федерации утверждает
Правила размещения страховщиками страховых
резервов. Под размещением страховых резервов
понимаются активы, принимаемые в покрытие
(обеспечение) страховых резервов. Активы,
принимаемые в покрытие страховых резервов
должны удовлетворять условиям диверсификации,
возвратности, прибыльности и ликвидности.
В покрытие страховых резервов
принимаются следующие виды активов:
государственные ценные бумаги
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальные ценные бумаги;
векселя банков;
акции, облигации, жилищные
сертификаты, не перечисленные в предыдущих
пунктах;
банковские вклады (депозиты),
в том числе удостоверенные депозитными
сертификатами, в банках-резидентах;
инвестиционные паи паевых
инвестиционных фондов;
доли в уставном капитале обществ
с ограниченной ответственностью и вклады
в складочный капитал товариществ на вере;
недвижимое имущество, расположенное
на территории Российской Федерации;
доля перестраховщиков в страховых
резервах;
депо премий по рискам, принятым
в перестрахование;
дебиторская задолженность
страхователей, перестраховщиков, перестрахователей,
страховщиков и страховых посредников;
денежная наличность в рублях;
денежные средства или иностранная
валюта на счетах в банках-резидентах;
слитки золота и серебра, находящиеся
на территории Российской Федерации.
Неисполнение страховщиком
требований Правил является основанием
для применения к нему санкций, предусмотренных
Положением о порядке дачи предписания,
ограничения, приостановления и отзыва
лицензии на осуществление страховой
деятельности, утвержденным приказом
Федеральной службы России по надзору
за страховой деятельностью от 19 июня
1995 г.
После регистрации и выдачи
лицензии на проведение страховой деятельности
государство в лице уполномоченных органов
осуществляет постоянный надзор за деятельностью
страховщиков. Названный ранее Департамент
страхового надзора Министерства финансов
России имеет право:
на получение от страховщиков
установленной отчетности о страховой
деятельности и информации об их финансовом
положении;
осуществлять проверку соблюдения
страховщиками страхового законодательства
и достоверности представляемой ими отчетности;
при выявлении нарушений страховщиками
страхового законодательства вправе давать
предписания по их устранению. В случае
невыполнения указанных предписаний Департамент
имеет право приостановить или ограничить
действие лицензии страховщика впредь
до устранения выявленных нарушений либо
отозвать лицензию.
Этому же органу принадлежит
право на обращение в арбитражный суд
с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно
нарушивших страховое законодательство.
На систему страхования распространяется
требование обязательного аудита страховых
организаций, которое установлено Указом
Президента Российской Федерации от 22
декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности
в Российской Федерации". Лицензии на
осуществление страхового аудита выдаются
Министерством финансов Российской Федерации.
В целях обеспечения государственного
регулирования страхования в сфере агропромышленного
производства Правительством страны 27
ноября 1998 года было принято соответствующее
Постановление, согласно которому при
Министерстве финансов РФ образуется
государственное учреждение - Федеральное
агентство по регулированию страхования
в сфере агропромышленного производства.
Его главными задачами являются:
содействие развитию государственной
поддержки страхования сельскохозяйственной
продукции, созданию агропромышленных
страховых организаций и обществ взаимного страхования;
решение вопросов о выделении
страховщикам средств федерального бюджета
на оплату целевых страховых взносов;
управление в установленном
порядке средствами федерального сельскохозяйственного
страхового резерва;
выполнение контрольных задач.
В соответствии с названным
Постановлением принято решение об образовании
Федерального сельскохозяйственного
страхового резерва. Его средства направляются
страховщикам в случае, если имеющихся
в их распоряжении средств недостаточно
для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным
товаропроизводителям за ущерб от стихийных
бедствий, а также на проведение централизованных
предупредительных и иных мероприятий,
связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных
культур.
Министерство финансов Российской
Федерации постоянно взаимодействует
с различными органами, в том числе: с правоохранительными
- в целях пресечения фактов мошенничества
в сфере страхования; с органами, осуществляющими
антимонопольную политику; с органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации - в целях выработки единых методических
принципов организации и осуществления
страхового дела и недопущения принятия
на региональном уровне решений, не соответствующих
действующему законодательству; с органами
страхового надзора зарубежных стран;
со Всероссийским союзом страховщиков
и другими профессиональными объединениями
страховщиков.
Для координации деятельности
страховщиков, защиты их интересов, осуществления
совместных программ страховщики могут
образовывать союзы, ассоциации и иные
объединения, которые не вправе заниматься
страховой деятельностью. В частности,
названный ранее Всероссийский союз страховщиков
был создан в 1992 году по инициативе Росгосстраха,
Ингосстраха и других ведущих российских
страховых организаций. Страховой союз
- межрегиональное профессиональное некоммерческое
объединение страховщиков России. Он участвует
во взаимоотношениях с государственными,
международными и иными организациями,
способствует созданию и развитию страхового
рынка. Руководящими органами Союза являются
Общее собрание, Президиум и Исполнительная
дирекция. Президиум возглавляет Президент
Росгосстраха.
Страховое законодательство
России предусматривает и возможность
создания страхового пула (соглашения),
понятие которого дается в Положении о
страховом пуле, утвержденном приказом
Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02-02/13.
Страховой пул - добровольное объединение
страховщиков, не являющееся юридическим
лицом, создаваемое на основе соглашения
между ними в целях обеспечения финансовой
устойчивости страховых операций на условиях
солидарной ответственности его участников
за исполнение обязательств по договорам
страхования, заключенным от имени участников
страхового пула. Страховой пул действует
на основании соглашения и создается на
определенный срок или без ограничения
срока деятельности.
В связи с вступлением в силу
Соглашения о партнерстве и сотрудничестве
между Российской Федерацией и Европейским
союзом, а также предстоящим вступлением
нашей страны во Всемирную торговую организацию
нашему государству в ближайшее время
необходимо решить задачи развития взаимоотношений
российского и международного страховых
рынков. При этом основной целью должно
являться сохранение потенциала национальной
системы страхования, его использование
в интересах российской экономики.
Глава 2. Практический
анализ кредитной и страховой системы
России
Особенности регулирования
современной кредитной политики России
Чрезвычайно важное значение
для эффективного осуществления денежно-кредитной
политики имеет создание и развитие современной
банковской системы. Банковский сектор
- это канал, через который посылаются
импульсы денежно-кредитного регулирования.
Становление российской банковской
системы как одного из основных институтов
рыночной экономики имело ряд особенности,
что повлияло на механизм, задачи и результаты
проводимой денежно-кредитной политики.