Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, определение роли страховых компаний в кредитной системе, а также выявление проблем и перспектив развития страхования.
Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие кредитной системы и нормативно-правовое регулирование…………..………………………………………………………..5
Понятие, структура и регулирование кредитной системы государства….5
Становление и развитие кредитной системы России…………………….9
Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ………….11
Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ…………20
Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России……30
2.1. Особенности регулирования современной кредитной политики России……………………………………………………………………………30
2.2. Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц………………………………34
2.3. Принципы системы страхования вкладов физических лиц…………….37
Глава 3. Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития…………………………………………………….…….42
3.1. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции…………………………………………………………………………42
3.2. Проблемы развития страховых компаний в структуре кредитной системы………………………………………………………………………….47
3.3. Перспективы развития перестраховочной деятельности……………….49
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованной литературы…………………………………………..57
Приложения…………………………………………………………………….59

Файлы: 1 файл

основа.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и обеспечить действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям: прямое участие государства в становлении страховой системы; законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка; совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности: обеспечение за счет бюджетных программ обязательного государственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена, в первую очередь, на Департамент страхового надзора Министерства финансов России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями:

  • выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;
  • осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;
  • устанавливает Правила формирования и размещения страховых резервов;
  • разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;
  • обобщает практику страховой деятельности.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответствии с Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а также подзаконными актами.

Под страховой деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требуют получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если это специально не предусмотрено при ее выдаче. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного страхования:

  • личного страхования, включающего: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;
  • имущественного страхования, включающего: страхование средств наземного транспорта, страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование грузов, страхование иных видов имущества, кроме перечисленных;
  • страхования ответственности, включающего: страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование иных видов ответственности;
  • перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.

Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с законами Российской Федерации.

Помимо лицензирования Министерство финансов Российской Федерации утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги;
  • векселя банков;
  • акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные в предыдущих пунктах;
  • банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резидентах;
  • инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;
  • доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;
  • недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;
  • доля перестраховщиков в страховых резервах;
  • депо премий по рискам, принятым в перестрахование;
  • дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;
  • денежная наличность в рублях;
  • денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах;
  • слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.

Неисполнение страховщиком требований Правил является основанием для применения к нему санкций, предусмотренных Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 июня 1995 г.

После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков. Названный ранее Департамент страхового надзора Министерства финансов России имеет право:

  • на получение от страховщиков установленной отчетности о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;
  • осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности;
  • при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства вправе давать предписания по их устранению. В случае невыполнения указанных предписаний Департамент имеет право приостановить или ограничить действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию.

Этому же органу принадлежит право на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации". Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов Российской Федерации.

В целях обеспечения государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства Правительством страны 27 ноября 1998 года было принято соответствующее Постановление, согласно которому при Министерстве финансов РФ образуется государственное учреждение - Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. Его главными задачами являются:

  • содействие развитию государственной поддержки страхования сельскохозяйственной продукции, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования;
  • решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов;
  • управление в установленном порядке средствами федерального сельскохозяйственного страхового резерва;
  • выполнение контрольных задач.

В соответствии с названным Постановлением принято решение об образовании Федерального сельскохозяйственного страхового резерва. Его средства направляются страховщикам в случае, если имеющихся в их распоряжении средств недостаточно для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, а также на проведение централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур.

Министерство финансов Российской Федерации постоянно взаимодействует с различными органами, в том числе: с правоохранительными - в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования; с органами, осуществляющими антимонопольную политику; с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству; с органами страхового надзора зарубежных стран; со Всероссийским союзом страховщиков и другими профессиональными объединениями страховщиков.

Для координации деятельности страховщиков, защиты их интересов, осуществления совместных программ страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения, которые не вправе заниматься страховой деятельностью. В частности, названный ранее Всероссийский союз страховщиков был создан в 1992 году по инициативе Росгосстраха, Ингосстраха и других ведущих российских страховых организаций. Страховой союз - межрегиональное профессиональное некоммерческое объединение страховщиков России. Он участвует во взаимоотношениях с государственными, международными и иными организациями, способствует созданию и развитию страхового рынка. Руководящими органами Союза являются Общее собрание, Президиум и Исполнительная дирекция. Президиум возглавляет Президент Росгосстраха.

Страховое законодательство России предусматривает и возможность создания страхового пула (соглашения), понятие которого дается в Положении о страховом пуле, утвержденном приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02-02/13. Страховой пул - добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Страховой пул действует на основании соглашения и создается на определенный срок или без ограничения срока деятельности.

В связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию нашему государству в ближайшее время необходимо решить задачи развития взаимоотношений российского и международного страховых рынков. При этом основной целью должно являться сохранение потенциала национальной системы страхования, его использование в интересах российской экономики.

 

Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России

    1. Особенности регулирования современной кредитной политики России

Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор - это канал, через который посылаются импульсы денежно-кредитного регулирования.

Становление российской банковской системы как одного из основных институтов рыночной экономики имело ряд особенности, что повлияло на механизм, задачи и результаты проводимой денежно-кредитной политики.

Информация о работе Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития