Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:12, курсовая работа
Описание работы
Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, определение роли страховых компаний в кредитной системе, а также выявление проблем и перспектив развития страхования. Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Понятие кредитной системы и нормативно-правовое регулирование…………..………………………………………………………..5 Понятие, структура и регулирование кредитной системы государства….5 Становление и развитие кредитной системы России…………………….9 Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ………….11 Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ…………20 Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России……30 2.1. Особенности регулирования современной кредитной политики России……………………………………………………………………………30 2.2. Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц………………………………34 2.3. Принципы системы страхования вкладов физических лиц…………….37 Глава 3. Место страхования в финансовой системе государства, проблемы и перспективы развития…………………………………………………….…….42 3.1. Место страхования в финансовой системе государства, его сущность и функции…………………………………………………………………………42 3.2. Проблемы развития страховых компаний в структуре кредитной системы………………………………………………………………………….47 3.3. Перспективы развития перестраховочной деятельности……………….49 Заключение………………………………………………………………………53 Список использованной литературы…………………………………………..57 Приложения…………………………………………………………………….59
При этом следует учитывать
тесную взаимосвязь указанных целей, ни
одна из них не может быть достигнута в
ущерб другой. Как только банковская система
выходит из равновесия (что мы можем наблюдать
в кризисные периоды), сразу возрастает
риск потери вкладов физическими лицами.
Основой для достижения указанных
в Законе целей является наличие стабильной
и развивающейся банковской системы. Непременное
условие этого - надлежащая законодательная
база и сильный орган банковского регулирования
и надзора.
2.3. Принципы системы
страхования вкладов физических лиц
Страхование банковских вкладов
базируется на следующих принципах, закрепленных
в ст.3 Закона о страховании вкладов:
Обязательность участия банков
в системе страхования вкладов.
Как установлено ч.1 ст.6 Закона
о страховании вкладов, участие в системе
страхования вкладов обязательно для
всех банков.
В части 3 ст.6 Закона о страховании
вкладов установлены следующие обязанности
банков в связи с участием в системе страхования
вкладов:
уплачивать страховые взносы
в фонд обязательного страхования вкладов;
представлять вкладчикам информацию
о своем участии в системе страхования
вкладов, о порядке и размерах получения
возмещения по вкладам;
размещать информацию о системе
страхования вкладов в доступных для вкладчиков
помещениях банка, в которых осуществляется
обслуживание вкладчиков;
вести учет обязательств банка
перед вкладчиками, позволяющий банку
сформировать на любой день реестр обязательств
банка перед вкладчиками по форме, которая
устанавливается Банком России по предложению
Агентства;
исполнять иные обязанности,
предусмотренные Законом о страховании
вкладов.
Сокращение рисков наступления
неблагоприятных последствий для вкладчиков
в случае неисполнения банками своих обязательств.
Рассматривая изложенный основной
принцип системы страхования вкладов,
целесообразно привести проблемный вопрос:
гарантирование в принципе увеличивает
риск безответственного поведения банков
и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные
риски в пользу недобросовестных банков,
повышает издержки банков и неспособно
сократить риск системного банковского
кризиса ввиду заведомой недостаточности
фонда страхования вкладов для выполнения
значимой части обязательств банковской
системы. Рост банковских вкладов населения
также говорит о том, что переток сбережений
населения в организованную форму (как
и обратно) скорее определяется общеэкономической
ситуацией, чем отсутствием или наличием
предлагаемой системы. В заключении по
законопроекту также отмечено, что центральное
противоречие системы страхования вкладов
заключается в нежелании банков, считающих
себя стабильными и осмотрительными, компенсировать
потери вкладчикам недобросовестных банков.
При этом также возрастает риск чрезмерно
агрессивной депозитной политики сравнительно
мелких банков, входящих в фонд страхования
вкладов на равных правах с крупными банками
- донорами системы гарантирования.
Прозрачность деятельности
системы страхования вкладов.
На реализацию рассматриваемого
основного принципа системы страхования
вкладов направлен целый ряд положений
Закона о страховании вкладов, среди которых
следует упомянуть положения, устанавливающие:
обязанности банков по представлению и размещению информации;
составление и представление
Агентством отчетности;
аудит Агентства;
получение Агентством отчетности
банков и иной информации;
систему контроля за функционированием системы страхования вкладов.
Накопительный характер формирования
фонда обязательного страхования вкладов.
Накопительный характер формирования
фонда обязательного страхования вкладов
обеспечивается за счет регулярных страховых
взносов банков, являющихся участниками
системы страхования вкладов.
Обязанность банков - участников
системы страхования вкладов уплачивать
страховые взносы в фонд обязательного
страхования вкладов установлена, как
говорилось выше, в п.1 ч.3 ст.6 Закона о страховании
вкладов.
Согласно ч.1 ст.35 Закона страховые
взносы едины для всех банков и подлежат
уплате банком со дня внесения банка в
реестр банков и до дня отзыва (аннулирования)
лицензии Банка России или до дня исключения
банка из реестра банков.
В ст.36 Закона установлен предел
накопления денежных средств фонда обязательного
страхования вкладов - 10% общей суммы вкладов
в банках:
в соответствии с ч.15 ст.36 Закона
с расчетного периода, следующего за расчетным
периодом, в котором сумма денежных средств
фонда обязательного страхования вкладов,
включая денежные средства, инвестированные
Агентством, превысит 10% общей суммы вкладов
в банках, уплата страховых взносов банками
автоматически приостанавливается;
согласно ч.16 ст.36 Закона с расчетного
периода, следующего за расчетным периодом,
в котором сумма денежных средств фонда
обязательного страхования вкладов, включая
денежные средства, инвестированные Агентством,
составит менее 10% общей суммы вкладов
в банках, уплата страховых взносов банками
автоматически возобновляется.
В юридической литературе н6азываются
еще три принципа организации ответственной
системы страхования вкладов, не закрепленные
в качестве таковых в ст.3 Закона, но выводимые
из других его норм. Это принципы допуска
в систему только финансово устойчивых
банков; ограничительный характер выплат
возмещения по вкладам; максимальная скорость
выплат.
Принцип допуска в систему только
финансово устойчивых банков означает,
что участниками системы становятся только
банки, которые удовлетворяют ряду дополнительных
требований к учету, отчетности, финансовому
положению и соблюдают обязательные экономические
нормативы. Установление этого принципа
предопределено необходимостью ограничения
финансовых рисков системы страхования
вкладов путем исключения возможности
присутствия в ней проблемных банков.
Введение принципа ограничительного
характера выплат возмещения по вкладам
позволяет отнести отечественную систему
страхования вкладов к системам с ограниченной
компенсацией. Отличия между системами
с полной и частичной компенсацией заключаются
в том, что в первом случае гарантируется
весь вклад независимо от его суммы, а
во втором - лишь его часть в пределах определенной
максимальной суммы.
Наконец, наличие принципа максимальной
скорости выплаты страхового возмещения
обусловлено тем, что способность системы
страхования вкладов предотвращать массовое
изъятие средств из банков в значительной
мере зависит от сроков, в течении которых
владельцы депозитов получают возможность
воспользоваться своими средствами. В
международной практике оптимальным сроком
являются 30 дней с момента наступления
страхового случая. Считается, что при
более длительных сроках выплат может
произойти подрыв доверия к системе страхования
и возникнуть паника среди населения.
Глава 3. Место страхования
в финансовой системе государства, проблемы
и перспективы развития
3.1. Место страхования
в финансовой системе государства,
его сущность и функции
Суть страхования сводится
к формированию за счет взносов страхователей
страхового фонда и его использованию
для выплаты страховых возмещений. Создаваемый
страховой фонд называют страховым фондом
страховщика — предприятия (юридического
лица), деятельность которого направлена
на осуществление страховых операций.
Перераспределительные отношения в страховании
связаны с вероятностью наступления страхового
случая, т. е. непредвиденного и непреодолимого
события, наносящего материальный или
иной ущерб народному хозяйству или населению.
При страховании осуществляется раскладка
нанесенного ущерба между всеми страхователями,
за счет взносов которых был сформирован
страховой фонд. Чем шире будет круг страхователей,
тем меньшая доля ущерба будет приходиться
на каждого из них и тем большей будет
концентрация финансовых ресурсов в страховом
фонде страховщика. Таким образом, величина
сформированных страховых фондов позволяет
с определенной степенью полноты компенсировать
возникающие потери и убытки страхователей.
Замкнутая раскладка ущерба обусловливает
возвратность средств, за счет которых
был организован страховой фонд страховщика.
Страховые платежи каждого страхователя
имеют только одно назначение — компенсацию
определенной доли ущерба в течение определенного
периода времени. Поэтому вся сумма страховых
платежей (без учета расходов на ведение
страхового дела) возвращается страхователям
в течение времени, принятого в расчет
при формировании самого страхового фонда.
Аналогичную функцию могут
выполнять и резервные фонды. От страховых
фондов они отличаются тем, что их формирование
не всегда связано с участием множества
физических или юридических лиц и их взносами,
т. е. отсутствует сам принцип формирования
страхового фонда. Перераспределение
средств резервных фондов, как правило,
связано с необходимостью компенсировать
возникающие ущербы или непредвиденные
расходы финансовых и материальных средств.
Однако в этом случае отсутствует замкнутая
раскладка ущерба между участниками резервных
фондов. Кроме того, использование средств
резервов не носит характера возвратности.
Резервные и страховые фонды
необходимы государству в качестве «финансовых
амортизаторов». С их помощью можно компенсировать
непредвиденные потери, которые неизбежно
возникают в ходе воспроизводственных
процессов. Эти потери связаны как с объективными,
так и с субъективными факторами. Объективные
факторы чаще всего возникают из-за природных
аномальных явлений (засух, бурь, ураганов,
тайфунов, землетрясений, наводнений и
др.). Субъективные факторы связаны с жизнедеятельностью
самого человека и его воздействием на
природу. К ним относятся болезни человека,
его обязательства, возникающие в ходе
договорных и внедоговорных отношений,
связи с его деловыми партнерами, с государством,
обычными гражданами. Однако необходимость
использования страхования появляется
тогда, когда государство лишено возможности
широкого маневрирования финансовыми
ресурсами хозяйственных звеньев (предприятий,
организаций, обществ, кооперативов) и
тем более средствами отдельных граждан.
Кроме того, в соответствии с Гражданским
кодексом РФ бремя содержания имущества
несет только собственник имущества. На
его же ответственность возлагается и
риск случайной гибели или случайного
повреждения имущества (ст. 210, 211 ГК РФ).
Таким образом, государство частично слагает
с себя обязанность создавать специальные
резервы, за счет которых можно было бы
возместить ущербы отдельных предприятий,
организаций или граждан, и сохраняет
за собой ответственность за компенсацию
ущербов в тех случаях, когда все другие
способы их возмещения себя исчерпали
или их оказалось недостаточно.
Централизованные и децентрализованные
резервы и страховые фонды отличаются
друг от друга по нескольким признакам,
и в первую очередь источниками своего
формирования. Централизованные резервы
и фонды формируются на основании специальных
законов методом выделения из национального
дохода и национального богатства страны
определенных финансовых ресурсов. Именно
с помощью этого метода формируются резервные
фонды государственных бюджетов, валютные
резервы и золотой запас государства.
Децентрализованные финансовые резервы
и страховые фонды создаются в первичных
производственных звеньях сферы материального
производства, в сельском хозяйстве. Их
цель — возмещение локальных ущербов
и покрытие различных убытков.
В тот период развития экономики
нашей страны, когда государственные
предприятия не имели достаточной хозрасчетной
самостоятельности и государство
могло широко маневрировать их финансовыми
ресурсами, не было острой необходимости
широко использовать страхование в качестве
инструмента возмещения потерь от случайных
разрушительных событий. В условиях рыночного
хозяйствования потребность в страховании
многократно возрастает и становится
необходимой во всех отраслях экономики.
Основными функциями страхования
являются рисковая, накопительная, предупредительная
и инвестиционная.
Рисковая функция проявляется
в том, что за счет замкнутой раскладки
ущерба между страхователями средства
созданного страхового фонда направляются
только тем из них, с которыми произошел
несчастный случай или имуществу которого
нанесен ущерб. Среди функций страхования
рисковая функция является универсальной.
Она сопровождает каждую страховую операцию.
Вид страхования может не иметь накопительной
или предупредительной функции, но рисковая
существует всегда. Даже тогда, когда реализуется
накопительный вид страхования, например,
страхование жизни (на дожитие, страхование
к бракосочетанию, к поступлению детей
в учебные заведения, страхование пенсий
и рент), в число страховых случаев обязательно
включаются такие, которые обусловлены
рисковыми событиями, имеющими вероятностный,
случайный характер (смерть, несчастный
случай и т.д.). Без рисковой функции страхование
не могло бы существовать вообще как вид
деятельности и форма организации фонда
страховщика.
Накопительная функция связана
со страховой защитой семейных бюджетов.
Она помогает накопить в счет заключенного
договора страхования заранее обусловленную
денежную (страховую)
сумму. Указанная сумма формируется
из месячных или ежеквартальных страховых
взносов (премий), которые оплачивает страхователь
страховщику. Накопительная функция в
страховании никогда не существует в отрыве
от рисковой, иначе страхование выполняло
бы те же функции, что и банковская система.
Поэтому договоры страхования, направленные
на страховое накопление, всегда содержат
перечень страховых случаев, которые могут
компенсироваться страховщиком так же,
как и при обычном рисковом страховании.
Например, случай смерти при страховании
на дожитие до определенного возраста.
Предупредительная {или превентивная)
функция направлена на предупреждение
наступления страховых случаев и минимизацию
ущерба от их наступления. Реализация
этой функции заключается в том, что за
счет средств страхового фонда могут финансироваться
отдельные мероприятия по недопущению
или уменьшению негативных последствий
несчастных случаев, стихийных бедствий
и катастроф. Особенно важна эта функция
при страховании будущего урожая, в экологическом
страховании, при страховании перевозимых
грузов, во всех видах страхования, где
в качестве страхового случая присутствует
пожар, взрыв. Средства для превентивных
мероприятий формируются за счет взносов
страхователей и обязательно включаются
в состав страхового тарифа.