Поэтому искусство управления
денежными потоками заключается не в том,
чтобы накопить как можно больше денег,
а в оптимизации их запасов, в стремлении
к такому планированию денежных потоков,
чтобы к каждому очередному платежу по
обязательствам организации ей было обеспечено
поступление денег от покупателей или
дебиторов при сохранении необходимых
резервов. Такой подход позволяет сохранять
текущую (повседневную) платежеспособность
и извлекать дополнительную прибыль за
счет инвестиций временно свободных денег.
Все это придает особое значение
учету денежных средств как важнейшему
инструменту управления денежными потоками,
контроля сохранности, законности и эффективности
использования денежных ресурсов, поддержания
повседневной платежеспособности организации.
В Республике Беларусь приняты
две формы расчетов: безналичные и наличными
денежными средствами
В соответствии с Положением
о безналичных расчетах в Республике Беларусь
безналичные расчеты между предприятиями
производятся: платежными требованиями;
платежными поручениями; платежными требованиями-поручениями;
чеками; аккредитивами; векселями; инкассовыми
распоряжениями; в порядке плановых платежей
и др.
Постановлением № 154 [7] и постановлением
№ 155 [8] определен порядок расчетов наличными
денежными средствами между юридическими
лицами, их обособленными подразделениями,
индивидуальными предпринимателями.
Национальным банком принято
постановление Правления Национального
банка Республики Беларусь от 21 сентября
2009 г. № 154 "О внесении изменений и дополнений
в Инструкцию о порядке ведения кассовых
операций и расчетов наличными денежными
средствами в белорусских рублях на территории
Республики Беларусь" (далее -постановление
№ 154) и постановление Правления Национального
банка Республики Беларусь от 21 сентября
2009 г. № 155 "О внесении изменений и дополнений
в Правила организации наличного денежного
обращения в Республике Беларусь" (далее
- постановление № 155).
В соответствии с подпунктом
1.3. пункта 1 постановления №-154, излагающим
в новой редакции пункт 6 Инструкции о
порядке ведения кассовых операций и расчетов
наличными денежными средствами в белорусских
рублях на территории Республики Беларусь,
утвержденной постановлением Правления
Национального банка Республики Беларусь
от 17 января 2008 г. № 4, в фактический размер
расчетов наличными деньгами между юридическими
лицами, их обособленными подразделениями,
индивидуальными предпринимателями включаются:
суммы всех проведенных юридическими
лицами, подразделениями, индивидуальными
предпринимателями операций по приему
наличных денег от других юридических
лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей
и по расчетам наличными деньгами с другими
юридическими лицами, подразделениями,
индивидуальными предпринимателями;
суммы личных денежных средств
физических лиц, использованные в интересах
юридических лиц, подразделений, с которыми
они состоят в трудовых отношениях, в наличной
форме, а также суммы денежных средств,
полученные физическими лицами (в том
числе индивидуальными предпринимателями
и их работниками) в наличной форме с использованием
корпоративных или личных карточек, иных
платежных инструментов и средств платежа,
использованные указанными физическими
лицами для расчетов в интересах юридических
лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей,
с которыми данные физические лица состоят
в трудовых отношениях;
суммы личных денежных средств
физических лиц, израсходованные ими с
использованием личных карточек, электронных
денег, иных средств платежа и платежных
инструментов посредством проведения
безналичных расчетов в интересах юридических
лиц, подразделений, с которыми данные
физические лица состоят в трудовых отношениях;
суммы личных денежных средств
физических лиц, израсходованные ими с
использованием электронных денег посредством
проведения безналичных расчетов в интересах
индивидуальных предпринимателей, с которыми
данные физические лица состоят в трудовых
отношениях;
суммы, израсходованные юридическими
лицами, подразделениями, индивидуальными
предпринимателями на оплату товаров,
работ, услуг, аренды путем осуществления
переводов без открытия указанными юридическими
лицами, подразделениями, индивидуальными
предпринимателями текущих (расчетных)
счетов в банке - отправителе средств.
В фактический размер расчетов
между юридическими лицами, их обособленными
подразделениями, индивидуальными предпринимателями
наличными деньгами не включаются:
суммы личных денежных средств,
израсходованные индивидуальным предпринимателем
или его работниками с использованием
личных карточек для проведения безналичных
расчетов с юридическими лицами, подразделениями,
индивидуальными предпринимателями в
интересах данного индивидуального предпринимателя
и в последующем возмещенные физическим
лицам путем выдачи наличных денег или
в безналичной форме в соответствии с
законодательством;
суммы денежных средств, полученные
банками и Национальным банком за услуги,
оказанные юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, открытие текущих (расчетных)
банковских счетов, погашение (возврат)
кредита, уплату процентов и плату за пользование
кредитом наличными деньгами;
суммы личных денежных средств
физических лиц, использованные для оформления
безработными документов на занятие предпринимательской
деятельностью, приобретения педагогическими
работниками методической литературы,
совершения платежей в бюджет, государственные
целевые бюджетные и внебюджетные фонды,
а также проведения других расчетов, предусмотренных
законодательством (например, командировочные
расходы).
В настоящее время законодательством
не определен допустимый размер для осуществления
расчетов наличными денежными средствами
между юридическими лицами, их обособленными
подразделениями и индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем, при осуществлении
расчетов наличными денежными средствами
между юридическими лицами, их обособленными
подразделениями и индивидуальными предпринимателями
следует руководствоваться нормой, установленной
подпунктом 1.17 пункта 1 постановления
№ 155 для выдачи наличных денег из касс
банков.(приложение
В соответствии с подпунктом
1.17 пункта 1 постановления № 155, излагающим
в новой редакции пункт 30 Правил организации
наличного денежного обращения в Республике
Беларусь, утвержденных постановлением
Правления Национального банка Республики
Беларусь от 24 августа 2007 г. № 166, выдача
наличных денег юридическим лицам, их
обособленным подразделениям, предпринимателям
проводится в размере не более 300 базовых
величин в течение одного дня по одному
или нескольким платежным документам
каждому юридическому лицу, обособленному
подразделению, индивидуальному предпринимателю.
2.9. Учет бланков
строгой отчетности
Поступившие бланки строгой отчетности
должны быть оприходованы материально
ответственным лицом.
В случае расхождения фактического наличия
книжек бланков строгой отчетности с данными
сопроводительных документов составляется
акт проверки наличия бланков строгой
отчетности. В данном акте отражается
количество не оказавшихся в наличии книжек
бланков строгой отчетности с указанием
серий и номеров бланков строгой отчетности.
Акт проверки наличия бланков строгой
отчетности составляется в двух экземплярах:
первый направляется поставщику для выяснения
причин расхождения и принятия мер, второй
остается у организации (индивидуального
предпринимателя). Материально ответственное
лицо поступление бланков строгой отчетности
отражает в приходно-расходной книге по
учету бланков строгой отчетности , которая
до начала в ней записей должна быть пронумерована,
прошнурована, скреплена печатью и подписана
руководителем и главным бухгалтером
организации (индивидуальным предпринимателем).
Приходно-расходная книга по учету бланков
строгой отчетности может вестись на машинных
носителях информации. В данном случае
должны быть обеспечены защита информации,
сохранение архива по данной информации
в течение срока, установленного законодательством
Республики Беларусь, возможность получения
надлежащим образом заверенной бумажной
копии.
Учет движения (приход,
расход, остаток) бланков строгой
отчетности ведется материально
ответственными лицами в количественном
выражении по номерам и сериям
и отражается в приходно-расходной
книге по учету бланков строгой
отчетности по графам "приход",
"расход", "остаток".
Выдача бланков строгой отчетности
ответственным исполнителям в подотчет
осуществляется по приходно-расходным
накладным на бланки строгой отчетности
с разрешения руководителя и главного
бухгалтера организации (индивидуального
предпринимателя) или лиц, ими уполномоченных,
с указанием серий и номеров бланков.(Приложение
28,29)
В целях контроля за использованием
бланков строгой отчетности бухгалтерией
организации (индивидуальным предпринимателем)
на каждого ответственного исполнителя
открывается карточка-справка по выданным
и использованным бланкам строгой отчетности
.
В случаях утраты
или хищения бланков строгой
отчетности материально ответственное
лицо обязано сообщить об этом
руководителю организации (индивидуальному
предпринимателю). При этом назначенной
комиссией проводится проверка
фактического наличия бланков
и составляется акт с указанием
обстоятельств утраты (хищения), порчи,
количества недостающих бланков
строгой отчетности с перечислением
их серий и номеров(Приложение26,27,30). Акт предоставляется руководителю
организации (индивидуальному предпринимателю)
для принятия соответствующего решения.
Выданные ответственным исполнителям
бланки строгой отчетности материально
ответственным лицом списываются с учета
на основании акта на списание использованных
бланков строгой отчетности.
3 ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ
СТРАХОВАНИЯ
3.1 Тарифная политика
в страховании
Под тарифной политикой следует
понимать деятельность страховщика по
расчету ,уточнению , экономическому обоснованию
страховых тарифов и поправочных коэффициентов,
в интересах успешного и безубыточного
развития страхования .Тарифная политика
базируется на следующих принципах: 1)
доступность страховых тарифов для широкого
круга страхователей 2)расширение обьема
страховой ответственности ,если это позволяют
действующие страховые тарифы 3) обеспечение
само-окупаемости и рентабельности
страховых организаций.
Тарифная ставка , по
которой заключен договор страхования,
носит название брутто-ставка(брутто-тариф).
Он может быть установлен в
абсолютном денежном выражении
или в процентах от страховой
суммы.
- Брутто-тариф
- Нетто-тариф (основная часть,
рисковая надбавка)
- Нагрузка (расходы на ведение
дела, прибыль, отчисления в фонд предупредительных
мероприятий)
Нетто-тариф обеспечивает формирование
той части страхового резерва, которая
предназначена для выплаты страхового
возмещения и обеспечения ,его величина
определяется на основе данных страховой
статистики с использованием теории вероятности.
Нетто-тариф имеет наибольший удельный
вес в структуре страхового тарифа. В основе
расчета нетто-тарифа , лежит вероятность
наступления страхового случая.
Рисковая надбавка используется
страховщиком для создания страховщиком
денежного фонда, для случая страховой
выплаты , привлекающий средний показатель
убыточности.
Нагрузка необходима для покрытия
затрат на проведение страховых операций
,она составляет как правило от 20 до 35 процентов
от страхового тарифа в зависимости
от вида страхования.
Для расчета страховых тарифов
по рисковым видам страхования используют
следующую формулу:
где: Ф- доля нагрузки в структуре
страхового тарифа
3.2 Финансы страховой
организации
Финансы любого хозяйствующего
субъекта реализуются в рамках определенных
организационных принципов, свойственных
именно этой правовой форме и именно этой
отрасли предпринимательской деятельности.
Учитывая специфические стороны страхового
бизнеса и опираясь на основы современной
финансовой теории можно выделить следующие
принципы организации финансов страховой
организации
Реализация принципа плановости
достигается путем текущего и стратегического
финансового планирования в страховой
организации. Принцип присущ страховой
деятельности, так как расчеты страховых
тарифов (формирование цены на страховую
услугу) или актуарные расчеты представляют
собой планирование расходов, убыточности
и прибыльности страховой организации.
Диверсификация в финансовой
деятельности — это, во-первых, распределение
финансового риска, что в полной мере осуществляется
при планировании и формировании инвестиционного
портфеля страховой организации; во вторых,
формирование устойчивого страхового
портфеля основано на диверсификации
технического риска страховщика.
Соблюдение принципа финансовой
устойчивости и безопасности особенно
актуально. Государство предъявляет повышенные
требования к обеспечению финансовой
устойчивости страховых организаций.
Требование безопасности выполняется
страховой организацией при реализации
инвестиционной политики. Принцип рациональности
должен быть учтен при планировании и
осуществлении различных расходов, осуществляемых
страховыми организациями. Принцип оптимизации
предполагает применение различных экономико-математических
методов в управлении финансовыми ресурсами
страхового предприятия.