Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является исследование способов управления своими пенсионными накоплениями и возможностей увеличить будущую пенсию.
Задачи работы:
изучить принципы ОПС России и его нормативное регулирование;
изучить системы дополнительного пенсионного страхования;
выявить проблемы пенсионного страхования в России;
сравнить Российскую пенсионную систему с системами других стран.

Содержание работы

Введение 3
1 Обязательное пенсионное страхование 4
1.1 Сущность, понятия, объект и субъект обязательного пенсионного страхования 4
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: функции и обязанности 11
1.3 Трудовая пенсия 16
2 Добровольное пенсионное страхование 20
2.1 Сущность, понятие и нормативно-правовое регулирование Добровольного пенсионного страхования 20
2.2 Пенсионные программы Негосударственных Пенсионных фондов 25
2.3 Программа государственного софинансирования пенсии. Проблемы её реализации 27
3 Сравнение Российской и зарубежных пенсионных систем 32
3.1 Проблемы Российской системы пенсионного страхования 32
3.2 Международный опыт пенсионного страхования 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 41

Файлы: 1 файл

kursovaya_strakhovanie.docx

— 95.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа

на тему:

Пенсионное страхование  в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2012

 

Содержание

 

Введение 3

1 Обязательное пенсионное страхование 4

1.1 Сущность, понятия, объект и субъект обязательного пенсионного страхования 4

1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: функции и обязанности 11

1.3 Трудовая пенсия 16

2 Добровольное пенсионное страхование 20

2.1 Сущность, понятие и нормативно-правовое регулирование Добровольного пенсионного страхования 20

2.2 Пенсионные программы Негосударственных Пенсионных фондов 25

2.3 Программа государственного софинансирования пенсии. Проблемы её реализации 27

3 Сравнение Российской и зарубежных пенсионных систем 32

3.1 Проблемы Российской системы пенсионного страхования 32

3.2 Международный опыт пенсионного страхования 34

Заключение 37

Список использованных источников 39

Приложения 41

 

Введение

 

Актуальность темы курсовой работы, касающейся государственных  пенсий, довольна существенна. Это обусловлено  тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения  является неотъемлемым элементом государственной  политики.

Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек  по объективным причинам не имеет  возможности обеспечивать своё достойное  существование или эта возможность  существенно ограничена. Поэтому, государство  обязано обеспечить таких граждан  правом на достойную и обеспеченную старость.

Анализ существующих и  перспективных подходов к развитию системы обязательного пенсионного  страхования (ОПС) представляет как большой научный, так и практический интерес, так как такое развитие связано с необходимостью решения сложнейших вопросов обеспечения не только оптимального использования значительной части имеющихся экономических ресурсов общества, но и с необходимость создания благоприятных условий для роста таких ресурсов на основе повышения трудовой активности граждан, повышения производительности труда, сокращения масштабов теневой экономики и др.

Целью этой работы является исследование способов управления своими пенсионными накоплениями и возможностей увеличить будущую пенсию.

Задачи работы:

  • изучить принципы ОПС России и его нормативное регулирование;
  • изучить системы дополнительного пенсионного страхования;
  • выявить проблемы пенсионного страхования в России;
  • сравнить Российскую пенсионную систему с системами других стран.

Для выполнения работы используются материалы учебных пособий, научных  статей журналов Эксперт, Трудовое право, Человек и труд, Финансы и кредит, Финансы, нормативно-правовые акты РФ, статистические сборники, ресурсы Интернет.

 

  1. Обязательное пенсионное страхование

    1. Сущность, понятия, объект и субъект обязательного пенсионного страхования

 

В качестве одного из видов  страхования пенсионное фигурирует в ст. 32.9 «Классификация видов страхования» Закона об организации страхового дела в Российской Федерации. [9]

Система обязательного пенсионного  страхования, формируемая в настоящее  время в России, охватывает практически  каждого занятого в экономике  страны и более 38 млн. пенсионеров. [18] И так как наблюдается тенденция  увеличения населения, обеспечиваемых пенсией, то обязательное пенсионное страхование  – становится важным элементом социального  обеспечения граждан.

Согласно ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»  обязательное пенсионное страхование  (далее ОПС) – это система создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного  лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. [3]

Субъектами обязательного  пенсионного страхования являются страховщик, страхователь и застрахованные лица.

В системе ОПС  страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФР). ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды. [22]

Страхователями в системе ОПС являются:

1)лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;

2)индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. [3]

 Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1.работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), а также по авторскому и лицензионному договору;

2.самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

3.являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4.работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5.являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

6.священнослужители. [3]

Определение объекта страхования  в ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» не дается, но исходя из общего определения объекта страхования, объект пенсионного страхования – это не противоречащие законодательству имущественные интересы связанные пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица.

Страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного  лица) или другого дохода в связи  с наступлением страхового случая. А страховой случай в системе  ОПС – это достижение пенсионного  возраста, наступление инвалидности или потеря кормильца. [3]

Неотъемлемой частью обязательного  пенсионного страхования является обязательное пенсионное обеспечение  граждан, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. [3] В его состав включены:

1.страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;

2.страховая и накопительная  части трудовой пенсии по инвалидности;

3.страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

4.социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Уплата денежных средств, в рамках пенсионного страхования, производится в виде страховых взносов. Существует определенный тариф страховых  взносов или же размер страхового взноса на единицу измерения базы для их начисления.

Функционирование системы  обязательного пенсионного страхования  базируется на реализации страховых  принципов, как общих для всех видов социального страхования, так и применимых только к пенсионному  обеспечению. Основными принципами обязательного социального страхования  являются[17, 73]:

•устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемая на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

•всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

•государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение договорённостей по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

•государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

•паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

•обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

•ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

•обеспечение надзора и общественного контроля;

•автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

В настоящее время существует угроза не соблюдения основного принципа пенсионного страхования - устойчивости финансовой системы обязательного  пенсионного страхования, достигаемой  на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов.

В комплексе мер, направленных на совершенствование системы управления отечественными организациями, одно из ключевых мест занимает обеспечение  повышение трудовой мотивации. [10,54] Одним из перспективных, но малоизученных  направлений исследования вопросов трудовой мотивации является возможность  использования мотивационного потенциала наиболее масштабной части отечественной  системы социального страхования  – системы обязательного пенсионного  страхования.

Трудовую пенсию можно  рассматривать в качестве отложенного  вознаграждения за труд, предназначенного удовлетворять потребности застрахованных избежать в будущем опасностей, связанных  с недостаточным материальным обеспечением. Как отмечается в работах отечественных ученых (Шавишвили, Фроловой, Уланова), экономическая природа средств на покрытие социальных рисков – отложенная оплата труда, а формальный источник – первичные доходы участников  воспроизводственного процесса. [10,54] Пенсия определяется как экономическая категория цены труда работника, направляемая на его содержание в старости, когда у него неизбежно снижается трудоспособность и с нею размер заработка – источника жизнеобеспечения. [15, 64] т.е. обязательные страховые взносы работодателей в ПРФ можно также считать частью оплаты труда, но только отложенной во времени. И работник получит её через определенное время, при наступлении нетрудоспособности.

Обеспечение текущего функционирования и развития такой масштабной системы, как ОПС, сводит воедино экономические  интересы  государства, ведомств, организаций  с экономическими интересами различных  демографических, социальных, профессиональных групп населения.

На данный момент нормативную  основу пенсионного обеспечения  в Российской Федерации составляет целая система нормативно-правовых актов. Нормативная основа пенсионного обеспечения конкретизирована в целом ряде подзаконных нормативных актов (постановление правительства, письмо министерства труда и социальной защиты и т.д.).

Право гражданина на получение  социального обеспечения закрепляется в главном законе страны – Конституции  РФ. [1] А именно ст. 39. Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

В Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в редакции от 03.12.2011)  "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"  раскрываются основные понятия ОПС, участники правоотношений, их права и обязанности, а также способы финансирования и ставки взносов по ОПС. [3]

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции от 03.12.2011)  "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в основном регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. [2]

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (в редакции от 30.11.2011)  "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. [4]

Информация о работе Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития