Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:32, курсовая работа
Целью этой работы является исследование способов управления своими пенсионными накоплениями и возможностей увеличить будущую пенсию.
Задачи работы:
изучить принципы ОПС России и его нормативное регулирование;
изучить системы дополнительного пенсионного страхования;
выявить проблемы пенсионного страхования в России;
сравнить Российскую пенсионную систему с системами других стран.
Введение 3
1 Обязательное пенсионное страхование 4
1.1 Сущность, понятия, объект и субъект обязательного пенсионного страхования 4
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: функции и обязанности 11
1.3 Трудовая пенсия 16
2 Добровольное пенсионное страхование 20
2.1 Сущность, понятие и нормативно-правовое регулирование Добровольного пенсионного страхования 20
2.2 Пенсионные программы Негосударственных Пенсионных фондов 25
2.3 Программа государственного софинансирования пенсии. Проблемы её реализации 27
3 Сравнение Российской и зарубежных пенсионных систем 32
3.1 Проблемы Российской системы пенсионного страхования 32
3.2 Международный опыт пенсионного страхования 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 41
Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Этот закон дает определение трудовой пенсии как ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами. [5]
В соответствии с этим Федеральным
законом устанавливаются
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:
1) страховой части;
2) накопительной части.
Размер страховой части трудовой пенсии определяется как сумма базовой части и пенсионного капитала, разделенного на среднестатистический период жизни российского пенсионера (216 месяцев):
СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого
периода выплаты трудовой пенсии
по старости, применяемого для расчета
страховой части указанной
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливался в сумме 2 562 рублей в месяц в 2011. Базовая часть финансируется из государственного бюджета и индексируется каждый год с учетом инфляции. Для определенных групп лиц базовая часть может быть больше, что указывается в ФЗ «о трудовых пенсиях». На получении базовой части могут рассчитывать только лица, имеющие трудовой стаж не менее пяти лет. [5]
Если говорить о различиях между УК и НПФ, то Гражданин, выбравший частную управляющую компанию, остается в Пенсионном фонде России, а гражданин, выбравший негосударственный пенсионный фонд, переходит туда из ПФР, и уже в НПФ осуществляется учет накопительной части его будущей пенсии. Он приобретает право в любой момент прийти в НПФ и получить информацию о состоянии своего пенсионного счета.
Управляющая компания не занимается ведением пенсионных счетов - она получает из ПФР сумму средств в соответствии с заявками лиц, которые перевели свою накопительную часть пенсии в эту компанию, и управляет этими средствами на фондовом рынке, без привязки к конкретным пенсионерам. На самом деле, управляющая компания даже не знает, чьими средствами она управляет.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется следующим образом:
Нч = Пн/Т где,
Нч – накопительная часть трудовой пенсии;
Пн- пенсионные накопления.
Для граждан старше 1967г. накопительная часть не формируется, т. к. за период, который остается им до пенсии сформировать достойные пенсионные накопления, не представляется возможным.
Уровень ставок страховых отчислений приведен в Приложении А.
Предоставление населению права выбора страховщика по ОПС – ПФР или НПФ – одновременно перекладывает на плечи российских граждан все связанные с этим выбором риски. Можно оставить накопительную часть в ПРФ и, получая минимальный инвестиционный доход, иметь при этом достаточно высокие гарантии, обеспеченные стабильностью государственного фонда. Можно выбрать НПФ, который предлагает высокий инвестиционный доход, но подвержен всем колебаниям, присущим нестабильной переходной экономике.
Граждан, не воспользовавшихся своим правом по переводу пенсионных накоплений из ПРФ, традиционно в литературе и публикациях называют «молчунами». Денежные средства «молчунов» передаются ПФР в государственную управляющую компанию, которой на данный момент является – ВнешЭкономБанк.
Оценка деятельности НПФ, УК и ГУК не проста, т.к. она во многом зависит от ситуации на рынке, в частности на фондовом рынке, которая в свою очередь зависит от множества непредсказуемых факторов и событий. Множество различных «перепадов» может случиться за 30 лет при нашей нестабильной экономической и политической ситуации. Поэтому выбор НПФ или УК требует тщательного анализа со стороны будущих пенсионеров и постоянного мониторинга рынка пенсионного страхования. Молодые люди не должны рассчитывать, что единожды переведя свои пенсионные накопления в высокодоходный по итогам данного года НПФ или УК, они получат высокие пенсии и беззаботную старость. Государство переложило ответственность за пенсии на граждан с надеждой увеличения заинтересованности населения своим будущем, а следственно и пенсионного обеспечения. Но несознательность и не подготовленность населения пока не дает пенсионной реформе достичь выполнения задач, которые перед ней стояли. Как показал опрос ВЦИОМ, 36% населения считают, что пенсионная реформа зашла в тупик. [19]
Материальное обеспечение
людей в старости основывается на
уважении детей к родителям, на принципе
преемственности поколений. Эта
формула, как показывает практика, работает
далеко не всегда: по-разному складываются
взаимоотношения отцов и детей,
различным может быть уровень
доходов младшего поколения. И не
смотря на то, что законодательство
Российской Федерации о браке
и семье обязывает детей
В соответствии со статьей 29
Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» физические
лица имеют право добровольно
вступать в правоотношения по обязательному
пенсионному страхованию и
Таким образом, гражданин вправе добровольно вступать в правоотношения и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей за другое физическое лицо, являющееся безработным, студентом, школьником старших классов, домохозяйкой и др. Если человек в настоящее время нигде не работает, то страхователь за него страховые взносы не уплачивает.
На данный момент не существует
строго урегулированного законом нормативного
документа в отношении
Представленный законопроект
регулирует правовые, экономические
и социальные отношения, возникающие
при осуществлении
1)личное накопительное пенсионное страхование, предусматривающее формирование, назначение и выплату личных дополнительных пенсий на основании пенсионных договоров, заключённых физическими лицами в свою пользу, или физическими либо юридическими лицами в пользу третьих физических лиц, независимо от их места работы и жительства;
2)корпоративное накопительное пенсионное страхование, предусматривающее формирование, назначение и выплату корпоративных дополнительных пенсий на основании пенсионных договоров, заключенных работодателем в пользу физических лиц, состоящих (ранее состоявших) в трудовых отношениях с работодателем, по условиям, определённым трудовым договором, либо коллективным договором, либо региональным (отраслевым, межотраслевым, территориальным, профессиональным) соглашением;
3)региональное накопительное
пенсионное страхование, предусматривающее
формирование, назначение и выплату региональных
дополнительных пенсий на основании пенсионных
договоров, заключённых по единым для
данного административно-
Деятельность по добровольному накопительному пенсионному страхованию включает в себя приём и накопление пенсионных взносов, инвестирование и организацию инвестирования активов добровольного накопительного пенсионного страхования, учёт пенсионных накоплений, назначение и выплату дополнительных пенсий пенсионерам. Добровольное накопительное пенсионное страхование осуществляется в соответствии с условиями пенсионного договора, заключаемого между вкладчиком и накопительным пенсионным фондом. Добровольное накопительное пенсионное страхование осуществляется исключительно накопительными пенсионными фондами, а именно, на базе осуществления данного страхования создаётся фонд по добровольному накопительному пенсионному фонду.
Вкладчиком в данный фонд могут быть различные лица:
1)любое физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства;
2)любое юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, а также иностранное юридическое лицо;
3) исполнительные органы
государственной власти
Участниками данного фонда могут быть различные физические лица, заключившие пенсионные договоры.
Пенсионные взносы по добровольному страхованию уплачиваются вкладчиками в соответствии с выбранными ими пенсионными схемами, которые также могут быть различного вида:
Вкладчики и пенсионеры вправе
требовать замены пенсионной схемы,
выбранной при заключении пенсионного
договора, на другую зарегистрированную
пенсионную схему данного фонда.
Вкладчики взносов несут
Итак, Добровольное пенсионное
страхование позволяет