Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:32, курсовая работа
Целью этой работы является исследование способов управления своими пенсионными накоплениями и возможностей увеличить будущую пенсию.
Задачи работы:
изучить принципы ОПС России и его нормативное регулирование;
изучить системы дополнительного пенсионного страхования;
выявить проблемы пенсионного страхования в России;
сравнить Российскую пенсионную систему с системами других стран.
Введение 3
1 Обязательное пенсионное страхование 4
1.1 Сущность, понятия, объект и субъект обязательного пенсионного страхования 4
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: функции и обязанности 11
1.3 Трудовая пенсия 16
2 Добровольное пенсионное страхование 20
2.1 Сущность, понятие и нормативно-правовое регулирование Добровольного пенсионного страхования 20
2.2 Пенсионные программы Негосударственных Пенсионных фондов 25
2.3 Программа государственного софинансирования пенсии. Проблемы её реализации 27
3 Сравнение Российской и зарубежных пенсионных систем 32
3.1 Проблемы Российской системы пенсионного страхования 32
3.2 Международный опыт пенсионного страхования 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 41
В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в редакции от 03.12.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. [5]
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в редакции от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. [6]
Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (в редакции от 11.07.2011) "Об основах обязательного социального страхования" регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. [7]
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции от 03.12.2011) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. [8]
Все мировые системы ОПС сводятся к двум основным видам – распределительной (солидарной) и накопительной. В первом случае каждому участнику пенсионной системы по достижении пенсионного возраста начисляется пенсия, размер которой зависит от величины заработной платы и совокупного стажа работы. Пенсия выплачивается пожизненно с полной или частичной индексацией. Такая система в чистом виде ОПС существовала в нашей стране до реформ, начавшихся в 2000х годах. Во втором случае размер будущей пенсии зависит от отчислений в период трудовой деятельности и дохода от их инвестирования, причем последний может быть как положительным, так и отрицательным, что может как увеличить, так и уменьшить размер будущих выплат. Размер будущей пенсии не гарантируется – все зависит от объема накопленных средств. [11,121]. Такие проблемы как ухудшение демографической ситуации, постепенное старение населения (особенно в развитых странах) вкупе с увеличением соответствующих расходов ведут к тому, что все больше стран реформируют свои пенсионные системы.
В 2001-2002 гг. в нашей стране
начался переход к
Организуя в стране ОПС по накопительной схеме, нацеленной на снижение государственных расходов на пенсионное обеспечение в долгосрочном периоде, все страны сначала сталкиваются с необходимостью увеличения пенсионных расходов: нужно сохранить в прежнем объеме выплаты живущим сегодня пенсионерам, в то время как большая часть текущих пенсионных отчислений направляется на формирование индивидуальных пенсионных счетов. Образующийся дефицит целиком ложится на плечи государства. В частности в России для финансирования переходного периода было выбрано частичное использование распределительной системы, направленное на выплату части накопленных средств живущим пенсионерам. [11,124]
Выстраиваемая система ОПС сочетает в себе элементы накопительных и распределительных схем. Работодатель обязан перечислять в пенсионный фонд страховые взносы, на финансирование которых уплачивается с 1 января 2012 года до 22% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы для граждан 1967 года рождения и моложе распределяются между составляющими трудовой пенсии – страховой и накопительной (16% и 6% соответственно), а для граждан старше 1967 идут на формирование только страховой части (22%). Но следует отметить, что теперь как страховая, так и накопительная часть подразделяются на солидарную и индивидуальную часть тарифа страховых взносов [3]. Для лиц, родившихся в 1966 году и ранее, из 22 процентов 6 процентов идет на солидарную часть, а 16 процентов – на индивидуальную часть тарифа. Для работников, которые родились в 1967 году и позже, накопительная часть пенсии полностью состоит из индивидуальной части страхового тарифа (6%), а страховая (16%) делится на солидарную часть (6%) и индивидуальную часть (10%).
Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Пенсионный фонд является
самостоятельным финансово-
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 82 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собранию.
В 2011 г. объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей составил 5,1 трлн. руб. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, ПФ России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тыс. граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тыс. граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.
В настоящее время в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 36,5 млн. пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей.
Средства ПФ формируются за счет следующих источников [13,275]:
1) страховых взносов
2) ассигнований из бюджета
на выплату пенсий
3) добровольных взносов физических и юридических лиц (1-2%);
4) доходов от капитализации
средств ПФ и других
5) средств, возмещаемых
ПФ Государственным фондом
6) пеней, штрафов, финансовых
санкций, а также банковских
начислений по остаткам
Бюджет ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования.
За счет средств ПФ осуществляются:
1) выплата трудовых пенсий,
в том числе гражданам,
2) выплата социальных
пенсий и пособий. Социальные
пенсии - это пенсии людям, не
имеющим заработка (например, инвалиды
с детства), трудовой книжки: пенсии
при потере кормильца. Пособия
на детей военнослужащих
3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета;
4) содержание аппарата ПФ;
5) расходы по доставке пенсий;
6) выплата пособий на погребение.
ПФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.
Еще в условиях экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 года, очень остро встала проблема формирования бюджета пенсионного фонда. Общий объем доходов бюджета Фонда в 2011г составил 5 137 380 785,6 тыс. рублей. Прогнозируемый общий объем доходов Фонда по законопроекту на 2012 год предусматривается утвердить в сумме 5 696 858 301,4 тыс. рублей, или 110,9%, на 2013 год – 6 280 067 478,6 тыс. рублей, или 110,3%; из них в 2011 году – 4 718 121 267, 0 тыс. рублей, в 2012 году – 5 222 672 017,5 тыс. рублей, в 2013 году – 5 723 274 431,8 тыс. рублей - в части, не связанной с формированием средств, для финансирования накопительной части трудовых пенсий (далее - распределительная часть). [22]
Рисунок 1- Динамика изменений доходов ПФР за 2011-2013 гг.
Анализ мер, принятых ПФР по обеспечению сбалансированности пенсионной системы показывает, что в распределительной части в 2011 году сложился профицит средств, который составил около 8 656 527,6 тыс. рублей, по сравнению с предыдущими годами, когда, несмотря на покрытие дефицита бюджета Фонда из федерального бюджета, в распределительной части складывался дефицит средств, который в 2009г. составил около 11 953 634,2 тыс. рублей, в 2010 году -11 272 923,6 тыс. рублей. [22]
Рисунок 2 - Исполнение бюджета ПФР за 2009-2011гг.
С учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий, проблема нарастания несбалансированности бюджета ПФР становится все более очевидной. Нарастание несбалансированности бюджета Фонда складывается под влиянием фактора снижения доли отчислений на пенсионные цели с заработной платы, поскольку размер страховых взносов, основные параметры их начисления, включая предельную величину облагаемых выплат и шкалу регрессии, непосредственно увязаны с размером единого социального налога и с порядком его начисления.
Доля средств федерального бюджета в доходах бюджета ПФР с учетом возложения на Фонд, кроме пенсионного обеспечения, дополнительных функций по осуществлению выплат по нормативным публичным обязательствам государства, финансируемым из средств федерального бюджета, составляла в 2009 году 52,2 % от общей суммы доходов (58,7 % в распределительной части), в 2010 году - 56,0 % (63,0 %), в 2011 году - 55,9 % (63,6 %). Увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы, как и в прежние годы, свидетельствует о сохранении в 2009-2011 годах тенденции отхода от страховых принципов.
Негативное влияние на формирование доходов ПФР, а также на финансовую устойчивость бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации оказывает рост задолженности по уплате страховых взносов, обусловленный существующими недостатками законодательного характера в процедурах исчисления, уплаты и администрирования страховых взносов.
В условиях неблагоприятного воздействия «теневой» части фонда оплаты труда на формирование доходной части бюджета ПФР (за счет недопоступления страховых взносов) особое значение приобретает взвешенная, экономически обоснованная тарифная политика, которая позволит обеспечить достаточность тарифа, с одной стороны, для финансирования текущих расходов, а с другой, для формирования пенсионных прав застрахованных лиц на перспективу. В качестве критериев эффективной тарифной политики должны выступать уровень нагрузки на страхователей и потребность пенсионной системы в средствах федерального бюджета. Высокая налоговая и тарифная нагрузка на страхователя приводит к уклонению от уплаты взносов и, соответственно, к дестабилизации финансового состояния бюджета ПФР.
В 2010 году произошел переход на страховые принципы пенсионного обеспечения. Единый социальный был заменен на страховые платежи. Это, предполагается, позволит сбалансировать пенсионную систему, повысить ее устойчивость, снизить зависимость от бюджетных вливаний.