Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:32, курсовая работа
Целью этой работы является исследование способов управления своими пенсионными накоплениями и возможностей увеличить будущую пенсию.
Задачи работы:
изучить принципы ОПС России и его нормативное регулирование;
изучить системы дополнительного пенсионного страхования;
выявить проблемы пенсионного страхования в России;
сравнить Российскую пенсионную систему с системами других стран.
Введение 3
1 Обязательное пенсионное страхование 4
1.1 Сущность, понятия, объект и субъект обязательного пенсионного страхования 4
1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации: функции и обязанности 11
1.3 Трудовая пенсия 16
2 Добровольное пенсионное страхование 20
2.1 Сущность, понятие и нормативно-правовое регулирование Добровольного пенсионного страхования 20
2.2 Пенсионные программы Негосударственных Пенсионных фондов 25
2.3 Программа государственного софинансирования пенсии. Проблемы её реализации 27
3 Сравнение Российской и зарубежных пенсионных систем 32
3.1 Проблемы Российской системы пенсионного страхования 32
3.2 Международный опыт пенсионного страхования 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложения 41
Другой вариант, человек всё-таки вышел на пенсию, получил первую прибавку, после чего вдруг скоропостижно скончался. В этом случае наследники и вовсе ничего не получат, все средства перейдут в собственность государства.
А ведь стоит ещё учитывать, что отечественная программа государственного софинансирования пенсии не предполагает индексацию вложений вместе с инфляцией. Т.е. нужно быть готовым к тому, что госкомпания не сможет выйти на доходность и обыграть инфляцию. Говоря простым языком, деньги попросту могут обесцениваться. К примеру, доходность Внешэкономбанка (ВЭБ) от управления средствами пенсионных накоплений за последние 3 года составила почти 18% (5,7% годовых), а инфляция за это время достигла 38%
Так же есть мнение, что программа софинансирования государством пенсионных накоплений, начавшая работу в России с этого года, на деле оказалась не более, чем мифом, чтобы пополнить бюджет Пенсионного фонда, выяснили «Ведомости». Выгоднее копить на пенсию самому, без участия государства.
Предположим, вы мужчина 50 лет. Вы 10 лет будете отрывать от семейного бюджета по 12 000 руб., и еще 12 000 руб. будет добавлять государство. Если эти деньги государство просто будет размещать на рублевом депозите в банке под 10% годовых, а ежегодно начисляемые проценты капитализировать, то к 60 годам на вашем счете скопится примерно 421 000 руб.
Размер будущей надбавки к вашей пенсии равен сумме накоплений, поделенной на так называемое «время дожития» или «ожидаемый период выплаты пенсий». Согласно закону, принятому в июле 2009 г., для накопительной части пенсии это «время» приравнено к показателю, применяемому для расчета ее страховой части, т. е. на 2011 год она еще составит на 19 лет (228 месяцев). Соответственно, ваша ежемесячная надбавка к пенсии будет равна примерно 1845 руб.
Но оказывается, что при ставке вклада 10% годовых только ежемесячные проценты с суммы 421 000 руб. составят 3508 руб. То есть почти в два раза больше, чем вам планируют выплачивать. При этом накопленная сумма в 421 000 руб. остается нетронутой.
Не стоит забывать, что все 10 лет накоплений сохранится инфляция никак не меньше чем 5-10% в год. Поэтому каждая ваша 1000 руб. будет усыхать, а первые 12 000 за 10 лет превратятся в 1000-2000 руб. Еще один момент - ожидаемый период выплаты пенсии может быть изменен, ничто не мешает государству увеличить его, например, до 250-300 месяцев и тогда надбавка будет еще меньше.
Напрашивается вывод, что выгоднее копить самому. Представим, что вы просто каждый год откладываете на депозит 12 000 руб. под те же 10% годовых и никто вам ничего не доплачивает. К 60 годам ваш пенсионный капитал достигнет примерно 210 000 руб. Легко посчитать, что ежемесячные проценты с этой суммы составят 1751 руб. А это всего на 94 руб. меньше, чем у участника программы софинансирования, откладывающего те же 12 000 рублей в год.
Главное, напоминают «Ведомости»: накапливая деньги на депозите самостоятельно, вы не только получаете 1751 руб. дополнительного дохода, а имеете еще на счете 210 000 руб. живых денег, которые, когда придет срок, перейдут по наследству вашим близким, а не отойдут в общий пенсионный котел государства. Пенсионные накопления из Пенсионного фонда передаются наследникам лишь в том случае, если выплата пенсии скончавшемуся лицу не началась.
Таким образом, при софинансировании вам фактически предлагается за 10 лет подарить государству 120 000 руб. непосредственно ваших денег плюс проценты, набегающие на ваши взносы. Сама по себе идея софинансирования - стимулировать каждого думать о своей будущей пенсии и предпринять какие-либо действия, - безусловно, разумная, отмечают в статье ее авторы из компании ФБК. Но выбранная схема, как им кажется, представляет собой, по сути, «добровольный налог», попытку пополнить бюджет Пенсионного фонда.
В настоящее время реализована
лишь незначительная часть задач
пенсионной реформы, важнейшие положения,
предусмотренные принятыми
Материальное положение российских пенсионеров не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы.
Финансовое состояние
Пенсионного фонда России характеризуется
все возрастающим дефицитом, покрываемым
пока за счет государственного бюджета.
В долгосрочном плане это угрожает
стабильности пенсионной системы и
экономической безопасности страны.
При этом подрываются страховые
принципы пенсионной системы, не достигается
должная взаимосвязь между
Медленно формируется инвестиционный потенциал накопительной системы. Немногий процент граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали НПФ и частные управляющие компании. Большинство граждан остаются «молчунами» - «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.
Население плохо информировано
о целях и принципах пенсионной
реформы, своих правах и возможностях
в новой пенсионной системе –
как в отношении накопительной
части трудовой пенсии, так и в
отношении добровольного
Согласно актуарному расчету ПФР, при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 году недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2005 года; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1% от средней зарплаты, то есть практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15% от фонда заработной платы против 19% в 2005 году. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что на пенсионное обеспечение они расходуют 10-20 % ВВП. Например, сегодня расходы на государственные пенсии составляют: в Германии – 16,8%; Франции – 17%; Австрии – 18 %; Италии – 20%.
Проведенный анализ нормативных правовых документов, определивших направления пенсионной реформы, и действующего законодательства, принятого в целях их реализации, позволяет сделать вывод о том, что большинство из поставленных целей реформы до настоящего времени не выполнено. А именно:
Образцом для построения российской системы НПФ, равно как и накопительной части трудовой пенсии, является чилийская пенсионная система, оказавшая огромное влияние на реформу пенсионной системы во всем мире. В Чили существует четное разделение ролей между НПФ и компаниями по страхованию жизни. НПФ занимаются первым этапом – накоплением пенсионных средств, а также выплатой пенсионных пособий, не связанных с риском долголетия: единовременных пособий и плановых изъятий. Выплатой пожизненных пенсий занимаются компании по страхованию жизни; средства, накопленные в НПФ, используются в качестве единовременного взноса для приобретения пожизненной пенсии. [12, 67] В 1980 году правительство Чили заменило обанкротившуюся систему пенсионного страхования PAYGO, финансируемую государством, на абсолютно новую схему.[15,84]
Национальная система обязательных пенсионных сбережений, регулируемая частным образом, гарантируется минимальный размер пенсии для всех физических лиц. Вместо отчислений налога на социальное обеспечение служащие депонируют 10% своей ежемесячной зарплаты на личном именном инвестиционном счете в любом из 21 частного пенсионного фонда. Средства, которые накапливаются на протяжении активной деятельности служащего, а также доходы от инвестиций, осуществляемых пенсионными фондами, будут использованы для выплаты пенсий. Пенсия участника программы по достижении им пенсионного возраста должна составлять в среднем 70% его годовой з/п за последние 10 лет.
Пенсионные фонды имеют
право только на инвестиционную деятельность.
В целях обеспечения
Государственная пенсионная система Чили предусматривает несколько типов пенсионных пособий. Во-первых, выходящий на пенсию работник может получить часть накоплений в качестве единовременного пособия, размер которого ограничен средствами, превышающими фонд, необходимый для финансирования минимального размера пенсий. Далее, у него есть выбор из трех базовых пенсионных продуктов [12,68]:
В Чили женатые пенсионеры
получают совместную с супругой пенсию;
в соответствии с законодательством
пенсия пережившей супруги составляет
60% пенсии основного пенсионера. Популярной
опцией является наличие периода
гарантированной выплаты
Аргентина, Колумбия и Перу, где системы пенсионного страхования также испытывали проблемы из-за высоких ставок, бюджетных затрат, инфляции и значительных нарушений закона, тоже приняли (правда с некоторыми изменениями) чилийскую систему страхования. [12, 86]
В Германии послевоенное развитие пенсионной системы основывалось на классической бисмарковской модели пенсионного страхования, предусматривающей тесную связь пенсий и величины заработной платы. Поскольку здесь для большей части населения пенсия в течение длительного времени позволяла сохранять значительную часть дохода, получаемого в период трудовой деятельности, потребности в развитии профессионального дополнительного пенсионного обеспечения и личного пенсионного страхования были относительно невысокими. Поэтому основным в структуре пенсионной системы в Германии выступает обязательное пенсионное страхование. Другие формы имеют лишь вспомогательное значение. [11, 124]
В то же время в Великобритании и Нидерландах в основу послевоенного развития пенсионной системы была положена концепция лорда Бевериджа, исходящая из приоритетности минимального уровня пенсионного обеспечения. В результате в этих странах пенсии по обязательному пенсионного страхованию были установлены в минимальных фиксированных размерах, что в свою очередь очень скоро обусловило потребность в дополнительном пенсионном обеспечении для лиц с относительно высокими доходами, реализовавшуюся путем бурного развития дополнительных добровольных частных профессиональных пенсионных систем и личного пенсионного страхования. В связи с этим доля обязательного пенсионного страхования в Нидерландах и Великобритании значительно ниже, чем в Германии, а доля профессионального дополнительного пенсионного обеспечения и личного пенсионного страхования соответственно выше.