Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование пенсионного страхования с различных сторон и определение его перспектив развития. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и формы пенсионного страхования
Рассмотреть виды пенсионных систем и пенсионную систему Российской Федерации
Проанализировать деятельность ПФР с точки зрения ее эффективности,
Рассмотреть инвестиционную деятельность государственной и частных управляющий компаний
Проанализировать деятельность НПФ
Выявить проблемы пенсионного страхования и пути их решения
Определить перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы пенсионного страхования 5
1.1 Основные понятия и сущность пенсионного страхования. Формы пенсионного страхования 5
1.2 Понятие и виды пенсионных систем 9
1.3 Пенсионная система Российской Федерации 11
2. Анализ пенсионного страхования в России 14
2.1 Анализ деятельности ПФР 14
2.2 Анализ деятельности НПФ. 24
2.3 Анализ пенсионных выплат 29
3. Проблемы и перспективы развития пенсионного страхования в России 32
3.1 Проблемы пенсионного страхования в России и пути их решения. 32
3.2 Перспективы развития пенсионного страхования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Приложение А 40
Приложение Б 42
Приложение В 43

Файлы: 1 файл

Катин курсовик.docx

— 192.23 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Страхование

Пенсионное страхование  в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития.

 

 

 

 

Новосибирск  2013 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические  основы пенсионного страхования 5

1.1 Основные  понятия и сущность пенсионного  страхования. Формы пенсионного  страхования 5

1.2 Понятие  и виды пенсионных систем 9

1.3  Пенсионная  система Российской Федерации 11

2. Анализ  пенсионного страхования в России 14

2.1 Анализ  деятельности ПФР 14

2.2 Анализ  деятельности НПФ. 24

2.3 Анализ  пенсионных выплат 29

3. Проблемы  и перспективы развития пенсионного  страхования в России 32

3.1  Проблемы  пенсионного страхования в России  и пути их решения. 32

3.2 Перспективы  развития пенсионного страхования 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Приложение  А 40

Приложение  Б 42

Приложение  В 43

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Пенсионное страхование  является важным элементом системы  финансов и государственных внебюджетных фондов, институтом социальной защиты населения и отраслью страхования. Пенсионное страхование - это сфера, затрагивающая интересы всех граждан  любой страны. Его качественные и  количественные характеристики свидетельствуют  об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства.

В России система пенсионного  страхования все ещё находится  в стадии реформирования и переживает трудный период, а также критикуется  различными субъектами общества. Пенсионеры считают ее несправедливой из-за низких размеров пенсий, не обеспечивающих удовлетворение их нормальной жизнедеятельности, а  порой, и прожиточный минимум  большинству из них, доходы пенсионеров  хронически отстают от темпов роста  потребительских цен. Работодатели считают пенсионную систему дорогостоящей  и малоэффективной, так как вносят в Пенсионный фонд России (ПФР) значительные суммы страховых взносов, которые  тяжелым бременем ложатся на фонд оплаты. Это является одной из причин использования "теневых" и "серых" схем оплаты труда и роста задолженности  перед ПФР. Отсутствует прямая зависимость  пенсий от страховых взносов и  размерами оплаты труда застрахованных лиц. Названные и другие проблемы пенсионного страхования усиливаются  происходящими демографическими процессами, сопровождающимися ростом численности  пенсионеров и приводящими к  увеличению страховой нагрузки на работодателей.

Целью курсовой работы является исследование пенсионного страхования  с различных сторон и определение  его перспектив развития.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность и формы пенсионного страхования
  2. Рассмотреть виды пенсионных систем и пенсионную систему Российской Федерации
  3. Проанализировать деятельность ПФР с точки зрения ее эффективности,
  4. Рассмотреть инвестиционную деятельность государственной и частных управляющий компаний
  5.   Проанализировать деятельность НПФ
  6. Выявить проблемы пенсионного страхования и пути их решения
  7. Определить перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации.

 По структуре курсовая  работа состоит из введения, трех  глав, заключения, списка используемой  литературы и трех приложений.

Во введении говориться об актуальности курсовой работы, сформулированы цель и основные задачи.

В первой главе «Теоретические основы пенсионного страхования» рассматривается  сущность и формы пенсионного  страхования, рассматриваются виды пенсионных систем и пенсионная система  Российской Федерации.

Во второй главе «Анализ  пенсионного страхования в России»  анализируется деятельность ПФР  и НПФ, рассматриваются инвестиционные портфели государственной и частных  управляющий компаний и НПФ.

В третьей главе «Проблемы  и перспективы развития пенсионного  страхования в России» рассматриваются  проблемы пенсионного страхования, пути их решения и перспективы развития пенсионного страхования.

 В заключении подведены  основные итоги по курсовой  работе.

 

1. Теоретические основы пенсионного страхования

1.1 Основные понятия и сущность пенсионного страхования. Формы пенсионного страхования

 

Пенсионное страхование - это вид страхования, при котором страховщик по договору страхования принимает на себя обязательства производить страховые выплаты страхователю (застрахованному лицу) в фиксированной, как правило, сумме с установленной периодичностью при условии дожития его до предусмотренного договором возраста и полной уплаты им страховой премии.

Государственное (обязательное) пенсионное страхование – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.[10,c. 50]

Единственным государственным  страховщиком всех видов трудовых пенсий является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). ПФР по своему гражданско-правовому  статусу является государственным  учреждением, и его территориальные  органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации, в которой  нижестоящие органы полностью подотчетны вышестоящим. При этом государство  несет субсидиарную ответственность  по обязательствам ПФР перед застрахованными  лицами по финансовому обеспечению  полной реализации накопленных пенсионных прав застрахованных лиц.[10]

Наряду с государственным  страховщиком – ПФР, страховщиками  по обязательному пенсионному страхованию  могут также являться в случаях  и порядке, которые предусмотрены  федеральным законом (пока только по формированию накопительной части  трудовой пенсии), и негосударственные  пенсионные фонды (НПФ).

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Деятельность НПФ подлежит обязательному лицензированию государственным уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок формирования в этих фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования указанных средств, условия передачи пенсионных накоплений из ПФР (и обратно), уплаты страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии в НПФ, а также  ограничения осуществления данными  фондами их полномочий страховщика  устанавливаются Федеральным законом  от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации» и отдельными нормативными актами Правительства РФ. [2]

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному  страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты  физическим лицам, в том числе:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица;

2) индивидуальные предприниматели  (в том числе частные детективы  и занимающиеся частной практикой  нотариусы), адвокаты. [3]

Застрахованные  лица– это лица, на которых в соответствии с законом распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

  • работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств
  • работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • иные категории граждан, у которых в соответствии с законом возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Каждое застрахованное лицо приобретает право на открытие персонифицированного индивидуального лицевого счета  в Базе данных персонифицированного учета ПФР. Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования. На этом лицевом счете накапливаются пенсионные права каждого застрахованного лица. Условия и порядок формирования пенсионных прав застрахованных лиц, в государственной системе персонифицированного учетам строго регламентированы специальным пакетом законодательных и нормативных документов, среди которых центральное место занимает Закон РФ «О персонифицированном учете в ПФР».

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного  лица) или другого дохода в связи  с наступлением страхового случая. [3]

Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление  инвалидности, потеря кормильца.

Дополнительное  пенсионное страхование (обеспечение) предусмотрено сверх государственного пенсионного страхования и будет доступно не всем гражданам России, а только тем, кто самостоятельно или за счет добровольных отчислений работодателей производил дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды.

Добровольное пенсионное страхование физических лиц представляет собой разновидность добровольного  личного страхования, которое регулируется Гражданским кодексом, а также  Законом РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации  страхового дела в Российской Федерации».[6]. Кроме того, страховые организации или их объединения обычно утверждают стандартные правила страхования определенного вида. Такие правила обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указано на их применение и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом), на его оборотной стороне либо приложены к нему. [1]

В соответствии с договором  личного страхования одна сторона (страховщик — страховая организация) обязуется за обусловленную договором  плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить  единовременно или выплачивать  периодически обусловленную договором  сумму (страховую сумму, ренту) в  случае достижения самим страхователем  или другим названным в договоре гражданином (застрахованным лицом) определенного  возраста или наступления в его  жизни иного предусмотренного договором  события (страхового случая). [1] Страховая организация должна иметь лицензию на соответствующий вид страхования.

При добровольном пенсионном страховании страховой суммой является негосударственная пенсия, а страховым  случаем — основания ее выплаты (например, достижение застрахованным лицом определенного возраста). Основания выплат по данному договору могут не соответствовать законным основаниям для назначения государственной пенсии. [13]

Право на получение страховой  суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Договор  негосударственного пенсионного обеспечения  регулируется нормами Федерального закона от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах».[4]. Такой договор заключается снегосударственными пенсионными фондами (НПФ).

По пенсионному договору вкладчик фонда уплачивает в НПФ  пенсионные взносы, а НПФ обязуется  выплачивать участнику или участникам фонда (если договор заключается  в отношении нескольких физических лиц) негосударственную пенсию.

1.2 Понятие и виды пенсионных систем

 

Пенсионная система –  совокупность различных методов  финансирования пенсий, а также моделей, на основании которых определяется размер пенсионных выплат с их последующим  перераспределением среди страхователей. [14, с. 6]

Выделают две основные группы пенсионных систем:

- нефондируемые (распределительные)

Информация о работе Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития