Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование пенсионного страхования с различных сторон и определение его перспектив развития. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и формы пенсионного страхования
Рассмотреть виды пенсионных систем и пенсионную систему Российской Федерации
Проанализировать деятельность ПФР с точки зрения ее эффективности,
Рассмотреть инвестиционную деятельность государственной и частных управляющий компаний
Проанализировать деятельность НПФ
Выявить проблемы пенсионного страхования и пути их решения
Определить перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы пенсионного страхования 5
1.1 Основные понятия и сущность пенсионного страхования. Формы пенсионного страхования 5
1.2 Понятие и виды пенсионных систем 9
1.3 Пенсионная система Российской Федерации 11
2. Анализ пенсионного страхования в России 14
2.1 Анализ деятельности ПФР 14
2.2 Анализ деятельности НПФ. 24
2.3 Анализ пенсионных выплат 29
3. Проблемы и перспективы развития пенсионного страхования в России 32
3.1 Проблемы пенсионного страхования в России и пути их решения. 32
3.2 Перспективы развития пенсионного страхования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Приложение А 40
Приложение Б 42
Приложение В 43

Файлы: 1 файл

Катин курсовик.docx

— 192.23 Кб (Скачать файл)

Увеличения накопительного элемента тарифа по государственному пенсионному страхованию должно происходить последовательно путем  перераспределения взносов в  пределах установленного страхового тарифа в пользу накопительной части  взносов.

В связи с этим необходимо будет предусмотреть внесение изменений  в порядок исчисления трудовых пенсий, финансируемых на распределительной  основе. Относительная величина части  пенсий, назначаемых на распределительной  основе, должна постепенно уменьшаться  по мере возрастания части пенсий по накопительной схеме.

Формирование системы  добровольного дополнительного  пенсионного обеспечения (страхования) должно опираться на развитие и повышение  финансовой надежности ныне действующих  негосударственных пенсионных фондов.

В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного  пенсионного обеспечения (страхования) должен быть сформирован эффективный  механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:

- реорганизацию существующих  органов контроля и регулирования  развития системы добровольного  дополнительного пенсионного обеспечения  (страхования) с целью расширения  их функций, повышения эффективности  и ответственности;

- совершенствование системы  учета и отчетности в сфере  добровольного дополнительного  пенсионного обеспечения (страхования)  и обеспечение ее информационной  прозрачности;

 Исключительно важную  роль в развитии негосударственных  пенсионных фондов приобретает  формирование многоуровневой системы  гарантий сохранности пенсионных  накоплений.

Первый уровень гарантий - обязательный резервный фонд негосударственного пенсионного фонда, порядок формирования которого устанавливается нормативными актами.

Второй уровень гарантий составляет собственный капитал  негосударственного пенсионного фонда.

Третий уровень гарантий - гарантийный страховой фонд, образуемый как само регулируемая организация, подлежащий прямому государственному контролю. Участие в гарантийном  страховом фонде целесообразно  сделать обязательным для всех негосударственных  пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Из-за неосведомленности граждан ГУКинвестируется большая часть пенсионных накоплений, чьи инвестиционные портфели имеют более низкую доходность по сравнению сЧУК и НПФ, при этом доходность ГУК в последние годы гораздо ниже инфляции вследствие чего происходит обесценение накоплений. Таким образом, возможна ситуация, при которой из-за низкой доходности пенсионных накоплений и ее существенного отставания от индексации страховой части пенсии, размер пенсии у граждан, имеющих обязательный накопительный элемент, может в итоге оказаться меньше, чем у тех, кто получает пенсии в рамках распределительной системы.

Для обеспечения эффективности  обязательного накопительного пенсионного  обеспечения необходимо одновременно обеспечить и высокую доходность инвестиций и стабильность пенсионных накоплений. Однако эти цели являются взаимоисключающими. 

  1. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться.
  2. В настоящее время ПФР не в состоянии обеспечить в полной мере государственные пенсионные обязательства за счет собственных источников. Разбалансированность бюджета ПФР, покрываемой из средств федерального бюджета достигла критических масштабов, и в дальнейшем дефицит ПФР из-за демографических проблем будет только увеличиваться, соответственно, увеличение размера пенсии будет невозможно без участия работодателя и самого гражданина в финансировании будущей пенсии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ
  2. Федеральный законот 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
  5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ"
  6. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
  7. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение. М.:Дашков и К, 2009.С.573
  8. Брылина И.В. Пенсионное обеспечение. Томск:.Изд-во Томского политехнического университета, 2007. С. 168
  9. Захаров Л.М. Право социального обеспечения. М.: БЕК, 2002. С. 560
  10. Кричевский Н.А. Социальное страхование. М.: Москва, 2007. С.312
  11. Назаров В.С. Актуальные проблемы пенсионной реформы. М.:Дело, 2010. С. 143
  12. Турбина К.Е. Теория и практика страхования. М.: Анкил, 2003, С.703
  13. Федорова Т.А. Страхование. М.: Экономистъ,2004. С. 875
  14. Финогенова Ю.Ю. Пенсионное страхование. М: РЭА им. Плеханова, 2010. С. 70
  15. Годовой отчет Внешэкономбанка [Электронный документ]URL: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/reports
  16. Обзор инвестирования пенсионных накоплений [Электронный документ]URL: http://www1.minfin.ru/ru/regulation/reg_pens_nacopl/pens-oia/
  17. Итоги пенсионной реформы [Электронный документ]URL: http://www.pensionobserver.ru/arxiv/1-5-yanvar-mart-2011

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

 

Разрешенные активы и портфельные  ограничения для ГУК

 

Инвестиционный портфель

государственных ценных бумаг

Расширенный инвестиционный портфель

Вид актива

Макс/мин 

доля в инвест.

портфеле

Вид актива

Макс/мин доля в

инвест. портфеле

государственные

ценные бумаги

Российской Федерации в

валюте Российской

Федерации;

облигации российских

эмитентов,

обеспеченные 

государственной

гарантией Российской

Федерации

не 

установлено

государственные ценные бумаги Российской

Федерации в валюте Российской Федерации; облигации российских эмитентов, обеспеченные государственной гарантией Российской

Федерации

не установлено,

суммарно не

менее 50%

государственные

ценные бумаги

Российской Федерации в

иностранной валюте

не более 80 %

государственные ценные бумаги Российской Федерации в иностранной валюте

не более 80 %

средства в валюте

Российской Федерации 

и иностранной валюте

не более 80 %

средства в валюте Российской Федерации  и иностранной валюте, депозиты в  валюте Российской Федерации и иностранной  валюте

суммарно не

более 80 %

   

облигации российских эмитентов не

обеспеченные гарантией Российской Федерации

не более 40 %

   

государственные ценные бумаги субъектов  Российской Федерации

не более 80 %

   

ипотечные ценные бумаги

не более 20 %

   

ценные бумаги международных финансовых

организаций

не более 20%

   

облигации российских эмитентов одного выпуска, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением  облигаций, исполнение обязательств по выплате номинальной стоимости  которых либо по выплате номинальной  стоимости и частично или полностью  купонного дохода по которым обеспечено гос. гарантией Российской

Федерации)

не более 30%

находящихся в 

обращении

облигаций этого выпуска


Продолжение Приложения А

 

   

облигации одного выпуска, исполнение

обязательств по выплате номинальной  стоимости которых либо по выплате  номинальной 

стоимости и частично или полностью  купонного дохода по которым обеспечено гос. гарантией Российской Федерации

не более 70%

находящихся в 

обращении

облигаций этого 

выпуска


 

 

Приложение Б

 

Портфельные ограничения  управляющей компании, отобранной

по конкурсу

 

Активы

Ограничение, в процентах от

активов (не более)

Государственные ценные бумаги Российской Федерации

Не установлено

Государственные ценные бумаги субъектов  Российской Федерации 

и муниципальные облигации

40

Облигации российских хозяйственных  обществ

80

Акции российских эмитентов

65

Ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с

законодательством об ипотечных ценных бумагах

40

Депозиты и денежные средства на счетах в банках

80

Паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов,

размещающих средства в ценные бумаги иностранных эмитентов

20

Облигации международных финансовых организаций

20

Ценные бумаги одного эмитента или  группы связанных эмитентов,

за исключением государственных  ценных бумаг Российской

Федерации, ценных бумаг, обязательства  по которым гарантированы 

Российской Федерацией, а также  ипотечных ценных бумаг

10

Депозиты в кредитной организации  и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией

25

Ценные бумаги, эмитированные аффилированными  лицами

управляющей компании и специализированного  депозитария

10

Депозиты в кредитных организациях аффилированных с

управляющей компанией

20

Акции одного эмитента

10

Облигации одного эмитента, за исключением  государственных

ценных бумаг Российской Федерации, ценных бумаг, обязательства 

по которым гарантированы Российской Федерацией, а также 

ипотечных ценных бумаг

20

Денежные средства в рублях и  иностранной валюте на счетах в

кредитных организациях, депозиты в  валюте Российской Федерации 

и иностранной валюте в кредитных  организациях

80

Ценные бумаги иностранных эмитентов

20


 

 

Приложение В

 

Возможности управления обязательной накопительной частью в

негосударственной пенсионной системе

 

Наименование

                                      Статус организации                                                             

НПФ

Некоммерческая организация

УК

Коммерческая организация

Цель

Размещение взносов и их

выплата по достижению

пенсионного возраста

Кроме пенсионного 

страхования, занимается

другими функциями.

Например, страховая компания

кроме страхования жизни,

занимается авто-страхованием,

имущественным страхованием

и др. видами страхования

Выбор

управляющей

компании

Фонд имеет 

профессиональный опыт

работы с управляющими

компаниями, может 

привлекать несколько 

управляющих компаний.

-

Ведение

пенсионных 

счетов

Предусматривается, т.к НПФ 

создается именно с этой

целью  с этой целью

Не предусматривается, только

размещение переданных

пенсионных средств в

инвестиционные фонды.

Гарантии

Договор доверительного

управления между НПФ и УК

Договор доверительного

управления между ПФР и УК

Прозрачность

информации

Осуществляется передача всей

персональной информации о 

клиенте от ПФРФ в

выбранный клиентом НПФ,

который ведет личный

пенсионный счет клиента. На

счет зачисляются как 

накопительная часть пенсии,

так и дополнительный доход,

полученный в результате

инвестирования пенсионных

накоплений

Не ведется персонального 

учета и -вся информация о 

клиенте и размере 

начисленного 

инвестиционного дохода

хранится в Пенсионном Фонде 

РФ

Комиссия за

предоставляемые

услуги

Высокая доля комиссии за

функции посредничества ≈ 

15% от инвестиционного 

дохода

Высокая доля комиссии за

управление ≈ 10% от

инвестиционного дохода

Налоговые

льготы

Предусматриваются в пределах подоходного  налога

Не предусматриваются

Наследование

Предусматривается

Не предусматривается

Информация о работе Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития