Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование пенсионного страхования с различных сторон и определение его перспектив развития. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и формы пенсионного страхования
Рассмотреть виды пенсионных систем и пенсионную систему Российской Федерации
Проанализировать деятельность ПФР с точки зрения ее эффективности,
Рассмотреть инвестиционную деятельность государственной и частных управляющий компаний
Проанализировать деятельность НПФ
Выявить проблемы пенсионного страхования и пути их решения
Определить перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы пенсионного страхования 5
1.1 Основные понятия и сущность пенсионного страхования. Формы пенсионного страхования 5
1.2 Понятие и виды пенсионных систем 9
1.3 Пенсионная система Российской Федерации 11
2. Анализ пенсионного страхования в России 14
2.1 Анализ деятельности ПФР 14
2.2 Анализ деятельности НПФ. 24
2.3 Анализ пенсионных выплат 29
3. Проблемы и перспективы развития пенсионного страхования в России 32
3.1 Проблемы пенсионного страхования в России и пути их решения. 32
3.2 Перспективы развития пенсионного страхования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Приложение А 40
Приложение Б 42
Приложение В 43

Файлы: 1 файл

Катин курсовик.docx

— 192.23 Кб (Скачать файл)

- фондируемые (накопительные).

Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих  выплат пенсий. Они не инвестируют  свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. Следовательно, финансовые результаты пенсионного обеспечения в таких  системах весьма неопределенны и  полностью зависят от того, удастся  ли накопить необходимые средства. Распределительные системы в  целом отражают принципы солидарности поколений, в соответствии с которыми работающие граждане финансируют тех, кто уже вышел на пенсию. В нефондируемых  пенсионных системах финансирование пенсионного фонда осуществляется за счет налогов (обычно на фонд оплаты труда работодателя). Эти отчисления производится в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику учитываются только такие общие показатели, как трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. В современной российской практике, на нефондируемых принципах финансируются государственные пенсии, а также базовые части трудовых пенсий по старости. Для того, чтобы размер нефондируемых пенсий не уменьшался в силу инфляции, их размер ежегодно индексируется в соответствии с утвержденным законодательством.[13]

Большая часть существующих в мире пенсионных систем принадлежит  ко второй группе – фондируемых (накопительных) пенсионных систем. Для систем этой группы характерно систематическое  долгосрочное накопление средств для  обеспечения выплат пенсий. В накопительных  системах работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям. Средства в этих системах накапливаются, инвестируются  и вместе с доходами, полученными  от инвестирования, в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения  именно тех, кто осуществлял накопление. Это дает ряд преимуществ, поскольку  накопительная пенсионная система:

- не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя продолжает зависеть от темпов экономического роста;

-  обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления;

-  позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного инвестирования в экономику;

-  сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование. [14]

На принципах накопления в России финансируются обязательная накопительная часть трудовой пенсии и негосударственная часть трудовой пенсии.

1.3 Пенсионная  система Российской Федерации

 

Пенсионная система России имеет следующую трехуровневую  структуру: обязательное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, негосударственное (дополнительное) пенсионное страхование.

 Государственное пенсионное  обеспечение предназначено для  отдельных категорий граждан,  которые не приобрели права  на пенсию по государственному  пенсионному страхованию, финансируется  за счет обязательных страховых  взносов.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная  государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам  в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи  с прекращением государственной  службы при достижении установленной  законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности). Кроме того, пенсия должна компенсировать либо вред, нанесенный здоровью граждан  при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных  катастроф, в случае наступления  инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом  возраста; либо нетрудоспособным гражданам  в целях обеспечения им средств  к существованию. [7].

В соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

  • пенсия за выслугу лет;
  • пенсия по старости;
  • пенсия по инвалидности;
  • пенсия по случаю потери кормильца;
  • социальная пенсия. [5]

Государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, в рамках которого пенсии выплачиваются  всем, за исключением категорий, попавших в первый уровень. Пенсии выплачиваются  в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов  в бюджет государственного пенсионного  страхования, величины дохода, полученного  от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Источники финансирования - текущие поступления в Пенсионный фонд РФ; средства, полученных от направления  части обязательных страховых взносов  на накопление; инвестиционный доход  от размещения накапливаемых активов. [8].

Дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) предусмотрено  сверх государственного пенсионного  страхования и будет доступно не всем гражданам России, а только тем, кто самостоятельно или за счет добровольных отчислений работодателей  производил дополнительные взносы в  негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с новым законодательством  работодатели обязаны делать определенные страховые отчисления в профессиональные пенсионные системы.

 

 

 

 

 

 

 

На рисунке 1 представлена структура трудовой пенсии по старости в соответствии с действующей  пенсионной системой в России. [14, c. 16]

 

                         Пенсия по обязательному                                   Негосударственная 

                                    страхованию                                                 добровольная  пенсия

 

 

 

 

 

 

    Распределительные                                            Накопительные

              Принципы                                                          Принципы

        Формирования                                                   формирования

Рисунок 1 - структура трудовой пенсии по старости в соответствии с действующей пенсионной системой в России.

 

БЧ – базовая составляющая страховой трудовой пенсии, размер которой не зависит от размера обязательных страховых взносов работодателя в ПРФ, однако с 2015 года будет зависеть от периода трудового стража;

СЧ – основная страховая часть трудовой пенсии, которая зависит от размера всех произведенных за работника взносов до наступления пенсионного возраста;

НЧ – накопительная часть пенсии в государственной системе пенсионного страхования, зависит от размера уплаченных работодателем обязательных страховых взносов, а также от взносов, которые осуществлялись в рамках участия гражданина в системе софинансирования пенсий. Может формироваться как в ПФР, так и системе НПФ.

НЧ добр. – добровольная накопительная часть пенсии, формируемая как в рамках корпоративных пенсионных программ, так и за счет индивидуальных отчислений граждан в НПФ и страховые компании. 

2. Анализ пенсионного страхования в России

2.1 Анализ деятельности ПФР

 

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного  фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного  обеспечения. [12]

Денежные средства ПФР  не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели.

Создание Пенсионного  фонда Российской Федерации стало  точкой отсчета в решении одной  из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации  – перехода от государственного пенсионного  обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию  в Российской Федерации. [9]

До 2010 года взносы в ПФ учитывались  как составная часть единого  социального налога. С 1 января 2010 единый социальный налог в РФ был заменен страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды - Федеральный и территориальные - обязательного медицинского страхования. Изменение в налоговом законодательстве вызвано тем, собираемых за счет обязательных пенсионных взносов средств не хватает для обеспечения текущих пенсионеров пенсиями выше прожиточного минимума.[12]

Основные показатели бюджета  ПФР представлены в таблице 1

Как мы видим из данной таблицы, за период с 2007 по 2012 год произошел  рост как доходов бюджета ПФР, так и расходов. Наибольший темп роста доходов зафиксирован в 2010 году, что вызвано переходом от Единого социального налога к  страховым взносам напрямую в  ПФР, при этом произошло увеличение ставки взносов (с 20% до 22%). Однако, с 2010 года освобождаются от страховых  взносов по обязательному пенсионному  страхованию работники, чьи заработки превышают 415 тысяч рублей в год.   Таким образом, если зарплата работника превышает эту сумму, то с размера превышения страховые взносы не уплачиваются, что снизило возможную величину доходной части бюджета ПФР. Также очевидно, что темп роста доходов и расходов бюджета ПФР примерно равен, что говорит о сбалансированности бюджета ПФР. Темп роста расходов чуть меньше темпа роста доходов, за счет чего обеспечивается профицит бюджета ПФР.

 

Таблица 1 - Основные показатели бюджета ПФРОсновные показатели бюджета ПФР

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы (млрд. руб)

1946,82

2730,17

3222,65

4610,08

5255,64

5890,36

Темп роста доходов (%)

-

140, 237

118,038

143,052

114,003

112,077

Расходы (млрд. руб)

1786,46

2357,79

3008,66

4249,23

4922,11

5451,22

Темп роста расходов (%)

-

131,981

127,705

141,233

115,835

110,750

Величина профицита

(млрд. руб)

160,36

372,38

213,99

360,85

333,53

439,15


 

При этом профицит бюджета  ПФР достигается за счет средств, полученных из Федерального бюджета. Так в 2009 г. федеральный бюджет отчислил на покрытие дефицита ПФР 400 млрд. руб. На 2010 г. трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР, связанного с выплатой пенсий, составили 1,17 трлн. руб., на 2011 г. - 662,4 млрд. руб., на 2012 г. - 730,1 млрд. руб.

Само по себе существование  текущего дефицита пенсионной системы не является неожиданностью. В связи с пенсионной реформой была преобразована структура трудовой пенсии. Вместо нормированной, исходя из размера последнего заработка, и компенсационных надбавок и повышений в составе трудовой пенсии выделены базовая, страховая и накопительная составляющие. Отвлечение части ресурсов работающего населения на формирование накопительной части пенсии при необходимости выплачивать пенсии современным поколениям пенсионеров в стране с практически всеобщим охватом пенсионной системой неизбежно должно было привести к недостатку текущих доходов пенсионной системы для покрытия всех ее обязательств. Как правило, в странах, проводящих пенсионные реформы, доходы, выпадающие из-за введения накопительной компоненты, компенсируются за счет привлечения дополнительных средств из внешних источников, в качестве которых чаще всего выступают доходы от приватизации. Однако в России механизм такой компенсации отсутствовал. [11, c.20]

В рамках пенсионной системы  России гражданам предоставлено  право выбора финансового института, в котором будет формироваться  его накопительная часть пенсии. Но, в виду недостаточной информированностью граждан, более 88% населения не используют свое право выбора и предпочитают оставлять средства в ПФР.

В рамках ПФР застрахованные лица могут осуществлять выбор инвестиционного  портфеля управляющей компании (фактически это означает выбор инвестиционной стратегии). Пока подавляющая часть  средств инвестируется государственной  управляющей компанией - Внешэкономбанком (ВЭБ), назначенной решением Правительства  Российской Федерации, но застрахованные лица могут выбрать и частную  управляющую компанию, отобранную на конкурсе.

Государственная управляющая  компании (ГУК) формирует два инвестиционных портфеля: расширенный инвестиционный портфель и  инвестиционный портфель государственных ценных бумаг.

Средства граждан, не реализовавших  право выбора управляющей компании (инвестиционного портфеля), аккумулируются в расширенном инвестиционном  портфеле ГУК.

Разрешенные активы и портфельные  ограничения дляГУК представлены в  Приложении А. Как мы видим, расширенный  портфель более диверсифицирован, однако включает и активы с большей степенью риска.

Информация о работе Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития