Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование пенсионного страхования с различных сторон и определение его перспектив развития. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и формы пенсионного страхования
Рассмотреть виды пенсионных систем и пенсионную систему Российской Федерации
Проанализировать деятельность ПФР с точки зрения ее эффективности,
Рассмотреть инвестиционную деятельность государственной и частных управляющий компаний
Проанализировать деятельность НПФ
Выявить проблемы пенсионного страхования и пути их решения
Определить перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы пенсионного страхования 5
1.1 Основные понятия и сущность пенсионного страхования. Формы пенсионного страхования 5
1.2 Понятие и виды пенсионных систем 9
1.3 Пенсионная система Российской Федерации 11
2. Анализ пенсионного страхования в России 14
2.1 Анализ деятельности ПФР 14
2.2 Анализ деятельности НПФ. 24
2.3 Анализ пенсионных выплат 29
3. Проблемы и перспективы развития пенсионного страхования в России 32
3.1 Проблемы пенсионного страхования в России и пути их решения. 32
3.2 Перспективы развития пенсионного страхования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Приложение А 40
Приложение Б 42
Приложение В 43
Что же касается ЧУК и НПФ, то ситуация неоднозначная, доходность средств инвестированных данными фондами находиться в значительном диапазоне, в зависимости от конкретной компании. Минимальная доходность может быть как отрицательной величиной, что говорит о том что инвестированные средства значительно обесценились, так и положительной величиной, которая может в несколько раз превышать доходность портфелей ГУК.
В пенсионной практике существует показатель, который отображает размер пенсии как часть заработной платы, которую человек получал во время трудовой деятельности. Этот показатель называется коэффициентом замещения. И складывается он не только за счет государственных пенсионных систем, но и за счет частных накоплений. [14]
Коэффициент замещения представлен на рисунке 11.
Рисунок 11 - Коэффициент замещения в период с 2002 по 2013 года.
В 2013 году он составляет 35,8%, при этом он снижается ежегодно с 2010 года, когда он составлял 37%. К 2020 г., по прогнозам, реальная цифра коэффициента замещения вряд ли превысит 18-20%. Это означает, что пенсия не решает задачу компенсации работнику утраченного заработка. Для сравнения: этот же коэффициент в Италии и Испании составляет 90%, в Швеции и Германии 65%. Международная организация труда считает, что приемлемым является уровень коэффициента замещения на уровне 60-70%. Для достижения этого показателя, необходимо, вероятно, более активное участие граждан в системе негосударственного (добровольного) пенсионного страхования.[17]
Важным шагом стимулирования добровольных отчислений для граждан стало введение системы софинансирования пенсий. Минимальный размер добровольного взноса гражданина в накопительную часть пенсии в рамках программы софинансирования должен составить не менее 2000 рублей в год. Государство при этом берет на себя обязательств удвоить эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, произведенного работником, но не более 12 000 рублей в год. Софинансирование осуществляется за счет средств фонда будущих поколений в течение 10 лет с момента уплаты гражданином первого взноса. При этом работник сам может определить и, в дальнейшем, менять размер дополнительных пенсионных взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное время.
Рассчитаем размер пенсии, получаемый гражданином при инвестировании его накопительной части пенсии ГУК и НПФ. Для этого возьмем данные, характеризующие застрахованное лицо: год рождения 1992, год начала работы 2013, заработная плата 30000, при этом гражданин не является участником программы софинансирования пенсии. Рассчитаем для мужского и женского пола. Получившиеся результаты приведены в таблице 3
Таблица 3 - размер пенсии, получаемый гражданином при инвестировании его накопительной части пенсии ГУК или НПФ
Фонд |
Ежемесячные выплаты (руб) | |
Мужчина |
Женщина | |
ПФР |
9689 |
8533 |
НПФ «Сбербанк» |
23769 |
19519 |
НПФ «Благосостояние» |
39293 |
23731 |
НПФ «Промагрофонд» |
41929 |
25676 |
Как мы видим, при инвестировании накопительной части пенсии НПФ ежемесячные выплаты в 2-3 превышают ежемесячные выплаты при инвестировании накопительной части пенсии ПФР. При этом комфортный размер пенсии составляет 18000 рублей, и как мы видим при инвестировании накопительной части пенсии ПФР ежемесячные выплаты превышают данную величину.
Рассчитаем размер пенсии, однако гражданин будет участником программы софинансирования пенсии и будет отчислять 12000 рублей в год, остальные данные останутся без изменений. Результаты расчетов представлены в таблице 4.
Таблица 4 - размер пенсии, получаемый гражданином при инвестировании его накопительной части пенсии ГУК или НПФ при условии софинансирования пенсии
Фонд |
Ежемесячные выплаты (руб) | |
Мужчина |
Женщина | |
НПФ «Сбербанк» |
31512 |
25305 |
НПФ «Благосостояние» |
65857 |
40001 |
НПФ «Промагрофонд» |
72618 |
44731 |
Как видно из данной таблицы размер ежемесячных выплат при участии гражданина в программе софинансирования пенсии и ежегодных отчислениях в размере 12000 рублей примерно в 1,5-2 раза превышает размер ежемесячных выплат, если гражданин не участвует в данной программе.
Таким образом, выбрав НПФ
в качестве страховщика накопительной
части пенсии и вступив в программу
софинансирования пенсии, любой
гражданин может увеличить
Проблемы пенсионной системы
России в конце 20-начале 21 века обусловлены
радикальной сменой социально-политического
строя. Экономические преобразования
повлекли за собой существенное снижение
уровня дохода. Одновременно с этими
процессами произошло изменение
демографической ситуации, в основе
которой – старение населения. В
основе старения лежит увеличение средней
продолжительности жизни и
Нарождающаяся проблема нехватки
финансовых ресурсов, аккумулируемых
в рамках существующей распределительной
системы, для обеспечения
По данным Международной организации труда (МОТ), распределительная система эффективна только тогда, когда на одного пенсионера приходится три работающих человека. В России, по прогнозам, к 2024 г. это соотношение будет лишь 1:1.
Если судить по покупательной способности пенсии, например, по минимальному продуктовому набору пенсионера, то в 1990 г. на одну пенсию можно было купить почти 6 минимальных наборов продуктов. А в 2009 г. – только 1,5.
При этом население плохо
информировано о целях и
Также особо внимание стоит
уделить проблеме инвестирования пенсионных
накоплений. При экономическом подходе
отличие между страховой и
накопительной частью пенсии в России
в значительной степени обманчиво,
потому что большая часть общего
объема фондов в системе обязательного
накопления (около 80%) вложена в Российские
государственные облигации.
Размещение инвестиций государственной компанией по управлению активами также отличается от действий частных компаний по управлению активами и негосударственных пенсионных фондов, которые около половины своих активов разместили в корпоративных облигациях, в то время как в акции – от 12 до 25% общих активов, находящихся под их управлением. С другой стороны частные компании по управлению активами и НПФ почти не владеют иностранными инвестициями, несмотря на то, что законодательством разрешено до 20% активов вкладывать в иностранные инвестиционные фонды, а 20% в ценные бумаги, эмитированные международными финансовыми организациями.
При этом медленно формируется
инвестиционный потенциал накопительной
системы. Лишь около 4% граждан, имеющих
право на выбор модели инвестирования
своих пенсионных накоплений, выбрали
частные финансовые институты (НПФ
и частные управляющие
Для решения данных проблем необходимо осуществить целый комплекс мер, наиболее важными из которых являются:
1. Государство должно
четко определить уровень
Одновременно должно быть
обеспечено выполнение государством всех
принятых на себя обязательств перед
теми, кто уже не может влиять
на уровень своего обеспечения в
старости – нынешними пенсионерами,
в том числе проведение опережающей
по сравнению с инфляцией
2. Модернизируя
3. Важным направлением
решения пенсионных проблем
4. Государство должно
заинтересовать работодателей
5. Требует перестройки
сложившаяся система
6. Одним из важнейших
результатов реформы должна
В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию должна будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции.
При этом необходимо в рамках тарифной политики по государственному пенсионному страхованию увеличивать ставку взноса, направляемого на формирование накоплений на именных пенсионных счетах, а в долгосрочной перспективе добиваться паритетного соотношения между распределительной и накопительной частями трудовых пенсий. Для достижения этого паритета необходима разъяснительная работа с населением о необходимости и целесообразности накопительных принципов финансирования пенсии.