Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование пенсионного страхования с различных сторон и определение его перспектив развития. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и формы пенсионного страхования
Рассмотреть виды пенсионных систем и пенсионную систему Российской Федерации
Проанализировать деятельность ПФР с точки зрения ее эффективности,
Рассмотреть инвестиционную деятельность государственной и частных управляющий компаний
Проанализировать деятельность НПФ
Выявить проблемы пенсионного страхования и пути их решения
Определить перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы пенсионного страхования 5
1.1 Основные понятия и сущность пенсионного страхования. Формы пенсионного страхования 5
1.2 Понятие и виды пенсионных систем 9
1.3 Пенсионная система Российской Федерации 11
2. Анализ пенсионного страхования в России 14
2.1 Анализ деятельности ПФР 14
2.2 Анализ деятельности НПФ. 24
2.3 Анализ пенсионных выплат 29
3. Проблемы и перспективы развития пенсионного страхования в России 32
3.1 Проблемы пенсионного страхования в России и пути их решения. 32
3.2 Перспективы развития пенсионного страхования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Приложение А 40
Приложение Б 42
Приложение В 43

Файлы: 1 файл

Катин курсовик.docx

— 192.23 Кб (Скачать файл)

 

Что же касается ЧУК и  НПФ, то ситуация неоднозначная, доходность средств инвестированных данными фондами находиться в значительном диапазоне, в зависимости от конкретной компании. Минимальная доходность может быть как отрицательной величиной, что говорит о том что инвестированные средства значительно обесценились, так и положительной величиной, которая может в несколько раз превышать доходность портфелей ГУК.

 

2.3 Анализ пенсионных выплат

 

В пенсионной практике существует показатель, который отображает размер пенсии как часть заработной платы, которую человек получал во время  трудовой деятельности. Этот показатель называется коэффициентом замещения. И складывается он не только за счет государственных пенсионных систем, но и за счет частных накоплений. [14]

Коэффициент замещения представлен на рисунке 11.

 

Рисунок 11 - Коэффициент замещения в период с 2002 по 2013 года.

 

В 2013 году он составляет 35,8%, при этом он снижается ежегодно с 2010 года, когда он составлял 37%. К 2020 г., по прогнозам, реальная цифра коэффициента замещения вряд ли превысит 18-20%. Это означает, что пенсия не решает задачу компенсации работнику утраченного заработка. Для сравнения: этот же коэффициент в Италии и Испании составляет 90%, в Швеции и Германии 65%. Международная организация труда считает, что приемлемым является уровень коэффициента замещения на уровне 60-70%. Для достижения этого показателя, необходимо, вероятно, более активное участие граждан в системе негосударственного (добровольного) пенсионного страхования.[17]

Важным шагом стимулирования добровольных отчислений для граждан стало введение системы софинансирования пенсий. Минимальный размер добровольного взноса гражданина в накопительную часть пенсии в рамках программы софинансирования должен составить не менее 2000 рублей в год. Государство при этом берет на себя обязательств удвоить эти деньги, доплатив сумму, равную годовой сумме взноса, произведенного работником, но не более 12 000 рублей в год. Софинансирование осуществляется за счет средств фонда будущих поколений в течение 10 лет с момента уплаты гражданином первого взноса. При этом работник сам может определить и, в дальнейшем, менять размер дополнительных пенсионных взносов, а также прекратить или возобновить выплаты в любое удобное время.

Рассчитаем размер пенсии, получаемый гражданином при инвестировании его накопительной части пенсии ГУК и НПФ. Для этого возьмем данные, характеризующие застрахованное лицо: год рождения 1992, год начала работы 2013, заработная плата 30000, при этом гражданин не является участником программы софинансирования пенсии. Рассчитаем для мужского и женского пола. Получившиеся результаты приведены в таблице 3

 

Таблица 3 - размер пенсии, получаемый гражданином при инвестировании его накопительной части пенсии ГУК или НПФ

Фонд

Ежемесячные выплаты (руб)

Мужчина

Женщина

ПФР

9689

8533

НПФ «Сбербанк»

23769

19519

НПФ «Благосостояние»

39293

23731

НПФ «Промагрофонд»

41929

25676


 

Как мы видим, при инвестировании накопительной части пенсии НПФ ежемесячные выплаты в 2-3 превышают ежемесячные выплаты при инвестировании накопительной части пенсии ПФР. При этом комфортный размер пенсии составляет 18000 рублей, и как мы видим при инвестировании накопительной части пенсии ПФР ежемесячные выплаты превышают данную величину.

Рассчитаем размер пенсии, однако гражданин будет участником программы софинансирования пенсии и будет отчислять 12000 рублей в год, остальные данные останутся без изменений. Результаты расчетов представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 - размер пенсии, получаемый гражданином при инвестировании его накопительной части пенсии ГУК или НПФ при условии софинансирования пенсии

Фонд

Ежемесячные выплаты (руб)

Мужчина

Женщина

НПФ «Сбербанк»

31512

25305

НПФ «Благосостояние»

65857

40001

НПФ «Промагрофонд»

72618

44731


 

Как видно из данной таблицы размер ежемесячных выплат при участии гражданина в программе софинансирования пенсии и ежегодных отчислениях в размере 12000 рублей примерно в 1,5-2 раза превышает размер ежемесячных выплат, если гражданин не участвует в данной программе.

Таким образом, выбрав НПФ  в качестве страховщика накопительной  части пенсии и вступив в программу  софинансирования  пенсии, любой  гражданин может увеличить размер своей будущей пенсии. При этом размер такой пенсии будет в 4-7 раз  выше, чем если накопительная часть  пенсии будет инвестироваться ГУК и гражданин не будет участвовать в программе софинансирования.

 

 

3. Проблемы и  перспективы развития пенсионного  страхования в России

3.1Проблемы пенсионного страхования в России и пути их решения.

 

Проблемы пенсионной системы  России в конце 20-начале 21 века обусловлены  радикальной сменой социально-политического  строя. Экономические преобразования повлекли за собой существенное снижение уровня дохода. Одновременно с этими  процессами произошло изменение  демографической ситуации, в основе которой – старение населения. В  основе старения лежит увеличение средней  продолжительности жизни и относительно низкая рождаемость.  Это означает, что население состарилось и доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного страхования уменьшается. Эта тенденция поставила вопрос о финансовой состоятельности и эффективности сложившейся системы пенсионного обеспечения.При этом доля людей старше трудоспособного возраста в России будет неуклонно возрастать: с 20,6% в 2006 году до 23,7% в 2015 и до 28% в 2030 году.

Нарождающаяся проблема нехватки финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках существующей распределительной  системы, для обеспечения нетрудоспособного  и экономически неактивного населения  стала вопросом, решение которого является одной из главных целей  социальной политики.

По данным Международной  организации труда (МОТ), распределительная  система эффективна только тогда, когда  на одного пенсионера приходится три  работающих человека. В России, по прогнозам, к 2024 г. это соотношение будет  лишь 1:1.

Если судить по покупательной  способности пенсии, например, по минимальному продуктовому набору пенсионера, то в 1990 г. на одну пенсию можно было купить почти 6 минимальных наборов продуктов. А в 2009 г. – только 1,5.

При этом население плохо  информировано о целях и принципах  пенсионной реформы, своих правах и  возможностях в новой пенсионной системе – как в отношении  накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного  пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно.

Также особо внимание стоит  уделить проблеме инвестирования пенсионных накоплений. При экономическом подходе  отличие между страховой и  накопительной частью пенсии в России в значительной степени обманчиво, потому что большая часть общего объема фондов в системе обязательного  накопления (около 80%) вложена в Российские государственные облигации.Инвестиционное регулирование особо ограничено для активов под управлением  государственной компании по управлению активами, ВЭБ. Несмотря на то, что новый, менее консервативный стандартный  портфель был основан в 2010 году, государственные  облигации все еще составляют около 70% общих активов такого портфеля. Ни консервативный, ни стандартный  портфель не имеют никаких вложений в акционерный капитал.

Размещение инвестиций государственной  компанией по управлению активами также  отличается от действий частных компаний по управлению активами и негосударственных  пенсионных фондов, которые около  половины своих активов разместили в корпоративных облигациях, в  то время как в акции – от 12 до 25% общих активов, находящихся  под их управлением. С другой стороны  частные компании по управлению активами и НПФ почти не владеют иностранными инвестициями, несмотря на то, что законодательством  разрешено до 20% активов вкладывать в иностранные инвестиционные фонды, а 20% в ценные бумаги, эмитированные  международными финансовыми организациями.

При этом медленно формируется  инвестиционный потенциал накопительной  системы. Лишь около 4% граждан, имеющих  право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали  частные финансовые институты (НПФ  и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.

Для решения данных проблем  необходимо осуществить целый комплекс мер, наиболее важными из которых  являются:

1. Государство должно  четко определить уровень гарантий  и ответственности, которые оно  может взять на себя в процессе  пенсионного обеспечения граждан,  создав условия для формирования  их пенсионных накоплений в  рамках частно-государственного  партнерства, как с участием  работодателей, так и самих  граждан.

Одновременно должно быть обеспечено выполнение государством всех принятых на себя обязательств перед  теми, кто уже не может влиять на уровень своего обеспечения в  старости – нынешними пенсионерами, в том числе проведение опережающей  по сравнению с инфляцией индексации пенсий. При этом размер базовой  части трудовой пенсии и социальной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума пенсионера, определенного  на основе современных представлений  о социальных стандартах качества жизни  населения.

2. Модернизируя распределительную  часть государственной системы  трудовых пенсий, следует, прежде  всего, преодолеть зависимость  бюджета ПФР от субсидий из  федерального бюджета. Для этого  возможен постепенный (в течение  15-20 лет) отказ от распределительной  страховой части и полная замена  ее в долгосрочной перспективе  на накопительное обязательное  пенсионное страхование, осуществляемое  через частные финансовые институты.  В этом случае базовая часть  трудовой пенсии, уравнительная  по своей природе, будет выплачиваться  через ПФР и финансироваться  за счет пенсионного налога  с работодателей, тогда как  страховые взносы будут направляться  исключительно на формирование  пенсионных накоплений и инвестироваться  в интересах ускоренного экономического  развития страны.

3. Важным направлением  решения пенсионных проблем должно  стать создание и развитие  региональных накопительных пенсионных  систем как эффективной технологии  пенсионного обеспечения граждан,  которые, учитывая региональные  особенности, должны послужить,  с одной стороны, улучшению  качества жизни пенсионеров в  ближайшей перспективе, а с  другой стороны, способствовать  социально-экономическому развитию  регионов путем направления на  эти цели сформированных в  них ресурсов.

4. Государство должно  заинтересовать работодателей участвовать  в пенсионном обеспечении своих  работников с помощью корпоративных  пенсионных программ. С этой целью  необходимо предоставить налоговые  льготы и иные формы стимулирования  для добровольных корпоративных  пенсионных программ, а также  упорядочить их правовое регулирование.

5. Требует перестройки  сложившаяся система инвестирования  пенсионных накоплений, предназначенных  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии. Инвестирование  значительной  всех пенсионных  накоплений в государственные  ценные бумаги не может считаться  нормальной ситуацией. Задачи, поставленные  при создании накопительной системы,  могут быть решены только при  условии широкого привлечения  негосударственных пенсионных фондов  и частных управляющих компаний, осуществляющих инвестирование  в реальный сектор экономики.

6. Одним из важнейших  результатов реформы должна стать  перестройка массового сознания. Сегодня уровень информированности  людей о сущности и целях  добровольного пенсионного страхования  недостаточен. Необходимо убедить  граждан, что достойный уровень  жизни человека в старости  есть предмет его заботы на  протяжении всей жизни, что  достойное будущее создается  собственными руками, а задачей  государства в вопросе пенсионного  обеспечения является создание  условий для формирования соответствующих  пенсионных накоплений и некоторого  минимального уровня пенсий.

 

3.2 Перспективы развития пенсионного страхования

 

В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию должна будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции.

При этом необходимо в рамках тарифной политики по государственному пенсионному страхованию увеличивать ставку взноса, направляемого на формирование накоплений на именных пенсионных счетах, а в долгосрочной перспективе добиваться паритетного соотношения между распределительной и накопительной частями трудовых пенсий. Для достижения этого паритета необходима разъяснительная работа с населением о необходимости и целесообразности накопительных принципов финансирования пенсии.

Информация о работе Пенсионное страхование в Российской Федерации: формы, содержание и перспективы развития