Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 22:42, курсовая работа
Цель исследования - изучить и дать анализ состоянию современному страхованию имущества граждан, а также определись пути ее совершенствования.
Задачами исследования являются:
Рассмотреть экономическую сущность страхования.
Изучить состояние и структуру мирового опыта страхования имуще-
ства граждан.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Экономическая сущность страхования……………………………………..5
2 Организация страхования граждан
2.1 Мировой опыт страхования имущества граждан……………………….10
2.2 Страхование имущества граждан в Республики Беларуси……………..17
3 Проблемы и перспективы развития страхования имущества граждан в Республике Беларусь……………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………33
Список используемых источников……………………………
Примечание. Источник [2]
Таблица 4-Добровольное страхование наземных транспортных средств физических лиц за 2013 год
Страховая организация |
Начислено взносов за 1 полугодие 2013 года, в тыс. руб. |
Поступило взносов за 1 полугодие 2012 года, в тыс. руб. |
Темп роста, раз |
кол-во заключенных договоров за 1 полугодие 2013 года |
Прирост договоров, шт. |
доля на рынке,% |
Би энд Би иншуренс Ко |
74 441 616,0 |
64 638 625,1 |
1,2 |
6 971 |
-466 |
25,8 |
ТАСК |
53 708 583,1 |
37 981 654,6 |
1,4 |
4 435 |
-1 022 |
18,6 |
Белгосстрах |
40 115 612,0 |
41 135 970,5 |
1,0 |
6 540 |
-1 168 |
13,9 |
Белросстрах |
35 735 437,0 |
26 173 350,0 |
1,4 |
3 417 |
64 |
12,4 |
Промтрансинвест |
16 658 250,8 |
10 019 846,2 |
1,7 |
1 061 |
-182 |
5,8 |
БелИнгострах |
16 154 838,0 |
12 750 578,0 |
1,3 |
1 663 |
227 |
5,6 |
Купала |
12 564 567,0 |
7 619 364,0 |
1,6 |
843 |
-135 |
4,4 |
Кентавр |
8 916 639,0 |
6 182 718,1 |
1,4 |
1 464 |
170 |
3,1 |
Белнефтестрах |
8 432 067,0 |
5 686 881,9 |
1,5 |
910 |
59 |
2,9 |
Белкоопстрах |
5 982 914,0 |
5 413 681,8 |
1,1 |
781 |
-160 |
2,1 |
ЭРГО |
5 214 685,0 |
4 234 185,4 |
1,2 |
386 |
-54 |
1,8 |
Белвнешстрах |
4 656 268,0 |
1 849 712,0 |
2,5 |
468 |
263 |
1,6 |
ЦЕПТЕР ИНШУРАНС |
3 025 963,0 |
815 405,8 |
3,7 |
195 |
22 |
1,0 |
Багач |
1 649 637,0 |
959 686,0 |
1,7 |
188 |
32 |
0,6 |
Белэксимгарант |
587 506,0 |
372 937,7 |
1,6 |
99 |
23 |
0,2 |
Росгосстрах |
240 750,7 |
218 768,0 |
1,1 |
37 |
-6 |
0,1 |
ГАРАНТИЯ |
220 369,0 |
167 730,4 |
1,3 |
20 |
-5 |
0,1 |
ИТОГО |
288 305 702,6 |
226 221 095,5 |
1,3 |
29 478 |
-2 338 |
100,0 |
Примечание. Источник [2]
Возрастающая роль имущественного страхования автотранспорта во многом связана с позитивными экономическими и социальными явлениями в Республике Беларусь, вызвавшими массовую автомобилизацию страны и небывалую интенсивность дорожного движения как внутри, так и между европейскими странами. Ведь с ростом реальных доходов граждан происходят изменения в составе их собственности. Возрастает доля дорогостоящих предметов длительного пользования, характеризующих престижность и формирующих положительный имидж владельца. К ним чаще всего относятся автотранспортные средства, которые в то же время являются объектами повышенной опасности, влекущими за собой огромные материальные потери в результате аварии, а также гибель и травматизм граждан.
Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Проведение обязательного страхования строении возложено на Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» и его обособленные подразделения-филиалы, представительства.
Обязательному страхованию подлежат: жилые дома, хозяйственные постройки, гаражи, расположенные в границах определенного земельного участка и принадлежащих на праве собственности гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства и постоянно используемых для проживания и хозяйственных нужд страхователями, членами их семей или иными лицами с согласия собственников. Страхователи обязаны уплачивать страховые взносы ежегодно до 1 ноября в порядке, предусмотренном законодательством. При этом сумма подлежащих уплате страховых взносов не должна превышать 0,5 процента страховой суммы по обязательному страхованию строений. Страховые взносы уплачиваются согласно страховым тарифам, установленным Советом Министров Республики Беларусь. Страховое возмещение должно быть выплачено в течении трех дней после подписания страховщиком акта о страховом случае. Выплата может быть произведена как наличными, так и безналичным путем. Отказ о выплате страхового возмещения может быть осуществлен только по причинам, оговоренным в положении о страхованию.
У всех этих людей есть жилые дома, сараи, различные хозяйственные постройки на участке. Для защиты финансовых интересов граждан, которые постоянно проживают в частных домах, и был разработан данный вид страхования. Обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам, регулируется Положением «О страховой деятельности», утвержденным Указом Президента РБ 25.08.2006 № 530 (В редакции Указа от 14.04.2014 №165). Страховой тариф составляет 0,14% от страховой суммы. [11]
Таким образом, можно сделать вывод, что в страхование имущества граждан в Республике Беларусь развито достаточно хорошо и претерпевают рост, даже не смотря на мировой экономический кризис. В целом наблюдается увеличение объемов поступлений страховых взносов по страхованию имущественных интересов юридических лиц. Это объясняется тем, что уровень страхового правосознания у многих собственников бизнеса существенно вырос.
Так как сейчас юридические лица особо озабочены эффективностью любых процессов, многие, из хорошо считающих деньги, более пристально посмотрели именно на механизм страхования - относительно недорогой и достаточно понятный способ решения сложных и внезапных проблем.
3 ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
Страховой рынок, являясь частью финансово-кредитной системы, затрагивает практически все аспекты деятельности общества и относится к важнейшим национальным приоритетам, поскольку призван способствовать обеспечению стабильного развития экономики и социальной сферы.
Главным предназначением страхования является защита интересов граждан и организаций при наступлении различных неблагоприятных событий за счёт средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов. В Республике Беларусь в основном создана нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере страхования и страховой деятельности, образован национальный институт перестраховочной защиты. В то же время для усиления защищенности граждан и организаций, формирования долгосрочных ресурсов для экономики, а также создания условий для притока иностранного капитала необходимо повысить интесивность развития отечественного страхового рынка.
Республиканская программа развития страховой деятельности на 2011 – 2015 годы разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 ”О страховой деятельности“ в целях определения с учётом мирового опыта механизмов обеспечения устойчивого и динамичного развития национального рынка страховых услуг, позволящего в полной мере удовлетворять потребности экономики и общества.
Развитие страхового рынка Республики Беларусь в 2011–2015 годах будет осуществляться с учётом приоритетов развития национальной экономики и предусматривает стимулирование внедрения новых видов страхования, страховых технологий, повышение качества и расширение спектра страховых услуг, совершенствование форм и методов страхового надзора. При этом особое внимание будет уделено финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций, совершенствованию форм и методов контроля, созданию системы мониторинга за финансовым состоянием страховщиков.
Развитие страховой деятельности в Республике Беларусь в 2011–2015 годах будет направлено на повышение роли страхования в экономической жизни общества путем достижения уровня реализации функций страхования, соответствующего уровню социально-экономического развития страны. Необходимые для этого качественные и количественные изменения состояния страхового рынка республики предполагается осуществить путем достижения следующих стратегических целей:
-развитие страхового рынка и укрепление устойчивости его функционирования;
повышение доверия к страховым организациям со стороны национальных и иностранных инвесторов;
-максимальное приближение к международным стандартам осуществления надзора за страховыми организациями, определенным Международной ассоциацией органов страхового надзора;
Достижению указанных целей будет способствовать решение основных задач, включающих:
-повышение капитализации страховых организаций за счет внутренних и внешних источников;
-обеспечение стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования;
-формирование среды добросовестной конкуренции;
-совершенствование законодательства о страховании;
-развитие инфраструктуры страхового рынка и информационных технологий.
Важная роль в достижении намеченных целей будет отведена Белорусской ассоциации страховщиков, призванной объединять участников страхового рынка в целях тесного взаимодействия с государственными органами по вопросам развития и устойчивости функционирования страхового рынка, разработки новых и внесения изменений в действующие нормативные правовые акты по проблемным аспектам страховой деятельности.
Основными направлениями обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, преимущественно по видам добровольного страхования, являются:
-совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим и физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем активного использования механизмов страхования;
-внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;
- повышение качества и расширение спектра страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.
Состояние конкурентной среды на страховом рынке призвано способствовать повышению качества страховых услуг, снижению их стоимости, активному внедрению новых страховых продуктов. Для развития конкурентной среды на страховом рынке целесообразно осуществление мероприятий, направленных на создание равных возможностей для государственных и частных страховых организаций, а также на расширение присутствия иностранного капитала на отечественном страховом рынке.
Реализация Республиканской программы позволит:
-создать эффективный и конкурентный страховой рынок, способствующий достижению целей социально-экономического развития Республики Беларусь;
-повысить спрос на страховые услуги, преимущественно на добровольные виды страхования;
-сформировать на страховом рынке здоровую конкурентную среду, укрепить финансовую устойчивость страховых организаций;
-обеспечить к 2016 году среднегодовые темпы роста поступления страховых взносов по всем видам страхования в размере 129–131 процента, в том числе по видам добровольного страхования — 140–142 процентов;
-достичь в 2015 году роста суммы страховых взносов, приходящейся на душу населения, к уровню 2010 года в 3,5 раза;
-обеспечить в 2015 году отношение страховых взносов к ВВП 1,2–1,3 процента (при приросте номинального ВВП в 2011–2015 годах на 140 процентов);
-достичь в 2015 году отношения активов страховых организаций к ВВП 2–2,5 процента.
Состояние конкурентной среды на страховом рынке призвано способствовать повышению качества страховых услуг, снижению их стоимости, активному внедрению новых страховых продуктов. Для развития конкурентной среды на страховом рынке целесообразно осуществление мероприятий, направленных на создание равных возможностей для государственных и частных страховых организаций, а также на расширение присутствия иностранного капитала на отечественном страховом рынке.[14]
Имущественное страхование обеспечивает возмещение в первую очередь прямого фактического ущерба, восстановление погибших объектов, однако при определенных условиях в ответственность может включаться и косвенный ущерб. Ослабляя, а то и ликвидируя элемент риска во многих сферах жизни - и в бытовой, и в хозяйственной, и в предпринимательской деятельности, страхование дает большую уверенность в завтрашнем дне, в своем будущем. Уверенность же порождает большую активность деятельности, более быстрое развитие всех составляющих нашего общества, а соответственно и самого общества.
Таким образом, страхование способствует и социальному, и экономическому подъему нашей страны, делая положение граждан и предприятий более устойчивым и независимым от различного рода случайностей.
С другой стороны, страхование как особый род предпринимательской деятельности является в достаточно большой мере занятием прибыльным. А с постепенным развитием рыночных отношений в нашей стране обещает получить еще более широкое распространение. На мой взгляд, появление новых видов страхования, новых услуг в страховом деле следует стимулировать, естественно строго в рамках закона. Ведь крупные капиталы, собираемые страховыми компаниями, могут быть инвестированы в различные отрасли экономики, способствуя ее более быстрому и успешному развитию.
Важно отметить, что мало кто из респондентов называл такие причины, которые сами страховщики приводят как чуть ли не основные среди тех, которые мешают развитию страхования, а именно: недостаточное внимание государства к вопросам страхования, отсутствие налоговых льгот по страховым операциям, недостаточный уровень развития законодательства о страховании. Не отрицая важности и необходимости принятия многих мер для исправления положения, выскажем серьезные сомнения в том, что только с их помощью, без существенных изменений в тех областях, на которые указывают участники опросов, удастся существенно повысить уровень развития страхования в стране. Ведь в конечном итоге решать, имеет ли смысл нести расходы на страхование или нет, будут именно они.