Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование страхового рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
§ изучение теоретических основ функционирования страхового рынка, в частности его место в финансовой системе, функции и структура;
§ проведение анализа основных показателей функционирования страхового рынка,
§ исследование финансовых показателей деятельности страховых организаций;
§ подведение итогов анализа;
§ предложение направлений повышения эффективности функционирования страхового рынка;
§ изучение роли страхового маркетинга в продвижении страхового продукта.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................
1 Теоретические аспекты организации страхового рынка в современных условиях………………………………………
1.1 Понятие, функции и роль страхового рынка в финансовой системе государства
1.2 Основные составляющие страхового рынка
1.3 Необходимость и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь
2 Анализ структуры и динамики развития страхового рынка Республики Беларусь за 2008-2009гг
2.1 Анализ динамики основных показателей страхового рынка
2.2 Анализ динамики показателей по видам страхования
2.3 Анализ динамики финансовых показателей деятельности страховых организаций
3 Проблемы и перспективы развития отечественного страхового рынка на современном этапе…………………………
3.1 Основные направления повышения эффективности функционирования страхового рынка
3.2 Страховой маркетинг как инструмент продвижения страхового продукта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................
Опыт многих развитых стран
с устойчивой рыночной экономикой убеждает,
что для успешного
Субъектами государственного регулирования являются: страхователи, страховщики, страховые посредники, государство в лице его разнообразных институтов.
Предмет регулирования –
страховая деятельность. Целью государственного
страхового надзора является контроль
над соблюдением интересов
Таким образом, регулирование – это совокупность способов и приемов упорядочения деятельности страховых организаций, определения направлений их развития в соответствии с требованиями законодательства с помощью таких рычагов, как регистрация, лицензирование, налоги, единообразное ведение учета и составление отчетности, публикация балансов и т.д. [11, с. 43].
Деятельность страховых организаций в нашей республике регламентируется Законом Республики Беларусь «О страховании» (1993 г.) и Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь (2000 г.).
Главной задачей государственного
регулирования страховой
Государственное регулирование осуществляется президентом Республики Беларусь, национальным собранием Республики Беларусь, правительством Республики Беларусь, Департаментом страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь.
Президент определяет основные
направления государственной
Правительство разрабатывает основные направления государственной политики в области страховой деятельности и обеспечивает их реализацию; утверждает республиканские программы развития страхования, а также меры ее государственной поддержки, обеспечивает их выполнение; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Департамент страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь выполняет следующие задачи:
- государственная регистрация
субъектов страховой
- выдача лицензий на
проведение страховой и
- обеспечение единообразного ведения страховщиками учета и отчетности, формирование страховых резервов;
- принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере страхования;
- представление Республики
Беларусь в международных
- осуществление иных задач
государственного
Важнейшей среди данных задач является регистрация страховых организаций и их обособленных структурных подразделений, а также лицензирование страховой деятельности.
Посредством регистрации
осуществляется допуск на национальный
страховой рынок субъектов
- минимальный размер уставного фонда;
- наличие специального фонда в иностранной валюте для страховщиков, занимающихся внешнеэкономической страховой деятельностью;
- предельная доля иностранного инвестора в уставном фонде белорусского страховщика;
- организационно-правовая форма создания и т.д.
Лицензия на осуществление страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на ведение данной деятельности на территории Республики Беларусь. Выдача лицензии производится на основании заявления, составленного по установленной форме.
Функции Департамента страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь:
1. Надзор за соблюдением
требований законодательства
2. В пределах своей
компетенции надзор за
3. Определение порядка
внесения вклада в неденежной
форме в уставный фонд
4. Контроль за финансовым состоянием и финансовыми результатами деятельности страховых организаций, в том числе за соблюдение следующих нормативов:
- структура и минимальный размер уставного фонда;
- соотношение между финансовыми
активами и принятыми
- платежеспособность и финансовая устойчивость;
- контроль за структурой и размером тарифных ставок по видам обязательного страхования, а также за размером отчислений в гарантийный фонд и другие фонды в соответствии с законодательством.
Департамент по страховому
надзору также выполняет
Орган государственного надзора
за страховой деятельностью
производить проверки выполнения страховыми и перестраховочными организациями требований законодательства о страховании, а также соответствия объема денежных средств объему принятых ими обязательств и давать страховым и перестраховочным организациям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений законодательства о страховании, о приведении объема денежных средств в соответствие с объемом принятых обязательств;
применять к страховым, перестраховочным организациям и страховым посредникам санкции за нарушение законодательства о страховании в порядке и размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;
приостанавливать действие
выданных лицензий до устранения выявленных
нарушений на определенный срок, или
давать указания об устранении нарушений,
не приостанавливая действия лицензий,
или принимать решения об их отзыве.
При повторном или грубом нарушении
порядка осуществления
давать предписания владельцам
страховой или перестраховочной
организации либо ставить вопрос
перед соответствующим
приостанавливать операции страховых и перестраховочных организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях их деятельности без регистрации либо соответствующей лицензии или систематического нарушения страховой или перестраховочной организацией требований действующего страхового законодательства;
взимать со страховых и
перестраховочных организаций, их обособленных
структурных подразделений и
брокеров плату за регистрацию и
выдачу им лицензий на осуществление
страховой деятельности в размерах,
установленных
получать от страховых и перестраховочных организаций установленную отчетность по страховым и перестраховочным операциям [13].
Важным условием развития
здорового цивилизованного
Министерство финансов наблюдает
за развитием страхового рынка в
республике, систематически анализирует
платежеспособность и финансовую устойчивость
страховых компаний, занимается актуарными
расчетами в области
Таким образом, страховой
рынок — особая социально-экономическая
среда, складывающаяся между страхователями,
нуждающимися в силу возможного случайного
наступления неблагоприятных
Основными субъектами и структурными элементами страхового рынка являются страховые организации (компании). Они осуществляют весь цикл работ по созданию, продвижению на рынок и широкому применению в страховой практике новых видов страховых услуг. Страховые организации формируют страховые фонды, используют их для страховых выплат, обеспечивая страховую защиту имущественных интересов страхователей.
Страховой рынок страны функционирует в рамках законодательства страны и международных правовых актов. Контроль за деятельностью страховых компаний, за соблюдением ими законов, правил и договоров страхования осуществляет Департамент страхового надзора при Министерстве финансов Республики Беларусь.
2
Анализ структуры и динамики развития страхового рынка Республики Беларусь за 2008-2009гг
2.1 Анализ динамики основных показателей страхового рынка
Проанализируем основные
показатели страхового рынка Республики
Беларусь за 2008 – 2009 гг. Все показатели
отразим в таблице 2.1. Для исключения
влияния инфляционного фактора
и обеспечения возможности
Таблица 2.1 – Анализ динамики основных показателей страхового рынка Республики Беларусь в 2008-2009 гг.
Показатели |
Январь-декабрь 2009 г. |
Январь-декабрь 2008 г. * |
Темп роста 2009/2008 | ||
Страховые взносы по прямому страхованию и сострахованию (всего за отчетный период), млрд.руб. |
1113,8 |
100% |
939,7 |
100% |
118,5% |
В т.ч.: |
1.1.
По добровольным видам |
518 |
46,5% |
413,8 | |
Страховые взносы по прямому страхованию и сострахованию (всего за отчетный период), млрд.руб.
1113,8
100%
939,7
100%
118,5%
В т.ч.:
1.1.
По добровольным видам
518
46,5%
413,8
44%
125,2%
1.2. По обязательным видам страхования, млрд. руб.
595,8
53,5%
525,9
56%
113,3%
Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения (всего), млрд. руб.
630,4
100%
460,7
100%
136,8%