Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование страхового рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
§ изучение теоретических основ функционирования страхового рынка, в частности его место в финансовой системе, функции и структура;
§ проведение анализа основных показателей функционирования страхового рынка,
§ исследование финансовых показателей деятельности страховых организаций;
§ подведение итогов анализа;
§ предложение направлений повышения эффективности функционирования страхового рынка;
§ изучение роли страхового маркетинга в продвижении страхового продукта.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................
1 Теоретические аспекты организации страхового рынка в современных условиях………………………………………
1.1 Понятие, функции и роль страхового рынка в финансовой системе государства
1.2 Основные составляющие страхового рынка
1.3 Необходимость и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь
2 Анализ структуры и динамики развития страхового рынка Республики Беларусь за 2008-2009гг
2.1 Анализ динамики основных показателей страхового рынка
2.2 Анализ динамики показателей по видам страхования
2.3 Анализ динамики финансовых показателей деятельности страховых организаций
3 Проблемы и перспективы развития отечественного страхового рынка на современном этапе…………………………
3.1 Основные направления повышения эффективности функционирования страхового рынка
3.2 Страховой маркетинг как инструмент продвижения страхового продукта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................
Также прослеживается отрицательная динамика финансового результата страховых компаний. Совокупная прибыль действующих страховых организаций в 2009 году снизилась на 17,9% по сравнению с 2008 годом.
3
Проблемы и перспективы развития отечественного страхового рынка на современном этапе
3.1 Основные направления
повышения эффективности
Главная задача развития отечественной
страховой отрасли – это
Для понимания ситуации,
сложившейся в страховом
Следует признать, что сложившаяся
модель страхового рынка не полностью
соответствует потребностям белорусской
экономики и лишь частично выполняет
основные функции страхования. Небольшой
объем спроса на страховые услуги
относительно величины рисков, традиционно
подлежащих страхованию в развитых
странах, отражается в значительном
уровне недострахования белорусских
промышленных предприятий и имущественных
интересов граждан. Низкий уровень
капитализации белорусских
Уклон страхового рынка в
пользу обязательных видов страхования
создает предпосылки для
Низкие уровни стандартов
деятельности ряда страховых компаний,
а также несовершенство нормативной
базы приводят к нерезультативному
использованию инструмента
Совершенно очевидно, что
страховой отрасли необходима иная
концепция дальнейшего
Для реализации возможностей страховой отрасли нужна более активная государственная поддержка. Государство должно осознать роль страхования как стратегического сектора экономики, благодаря которому в Беларуси будет осуществлен переход к социально ориентированному рыночному росту.
Основными направлениями
в плане роста объемных показателей
страхового рынка в новой концепции
должна стать стимулирование спроса
на страховые услуги и содействие
повышению страховой
По нашему мнению, необходимо предпринять ряд мер в рамках обозначенных направлений.
Для повышения спроса на
страхование необходимо широко развивать
риск-менеджмент на предприятиях и
разработать систему
Государство и страховое
сообщество в целом должны заботиться
о повышении страховой
Чтобы принять возрастающий
объем рисков, страховым компаниям
предстоит значительно
Наращивание уставных фондов
страховых организаций, кроме привлечения
дополнительных, в том числе иностранных
инвестиций в экономику страны, позволит
значительно увеличить емкость
внутреннего страхового рынка и
собственный капитал, повысить конкурентоспособность
на международных страховых
Роль обязательных видов страхования в развитии страхового рынка следует постепенно снижать. Государству необходимо пересмотреть механизмы функционирования имеющихся обязательных видов страхования и построить на их основе рыночных принципов. Обязательность страхования должна обеспечиваться экономическими и правовыми методами, вытекать из требований гражданского законодательства.
Рост объемов собранных страховых взносов и повышение капитализации страхового рынка должны сопровождаться развитием его инфраструктуры: созданием института независимых актуариев, совершенствованием деятельности оценщиков, страховых брокеров, повышением квалификации специалистов страхового дела.
Для предотвращения диспропорций
и противоречий на страховом рынке
необходимо разработать единые принципы
его регулирования. Важную роль здесь
может сыграть профессиональная
организация. К ней должны перейти
функции по поддержанию норм ведения
бизнеса, созданию единых баз данных
по страхователям и сбору
Развитие страхового законодательства должно происходить в направлении создания системы законодательных актов в сфере страхования и определения четких условий взаимодействия страхователей и страховых компаний, предоставлении возможности защищать свои права в равной мере всем субъектам страхового рынка. Возможно составление страхового кодекса Республики Беларусь.
Основной фактор сокращения
зависимости белорусской
Необходим переход на единственные требования и стандарты, применяемые в международной практике, в том числе применять правила, нормативы и показатели платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами. Для этого необходимо совершенствовать нормативную правовую базу бухгалтерского учета и отчетности.
Государственное регулирование должно содействовать учреждению на страховом рынке обществ, имеющих прочную финансовую основу, и вместе с тем не допускать на рынок спекулятивные и фиктивные компании, которые могут нанести ущерб субъектам страховых отношений.
Не менее важная задача
– развертывание страховой
Подведя итоги, отметим, что необходимо предпринять ряд практических шагов с целью развития страхования:
1) создание
благоприятных
2) решение кадровой проблемы в отрасли;
3) обеспечение
финансовой устойчивости
3.2. Страховой маркетинг
как инструмент продвижения
Маркетинг в страховании представляет собой особый вид коммерческой деятельности, направленной на достижение стратегических и тактических целей страховой организации.
Задачей страхового маркетинга является увеличение количества страхователей путем внедрения новых или изменения уже существующих страховых продуктов и достижение максимально возможной степени удовлетворения потребностей страхователей.
Страховой маркетинг имеет две основные плоскости: макроэкономическую и практическую. С одной стороны, это явление страхового рынка, определяющее лицо страхования; а с другой – практический инструмент работы страховых компаний. Последнее олицетворение маркетинга играет все большую роль в повышении прибыльности компаний. Поэтому практическая сторона страхового маркетинга представляет собой набор инструментов для улучшения рыночной результативности страховщика. В связи с этим в последнее время страховой маркетинг становится одной из составляющих технологического арсенала страховщиков и иных субъектов страхового рынка — брокеров, агентов и др. [19].
Система сбыта страховой
продукции для большинства
Основным принципом
Способы продажи страховой продукции можно разделить на прямые и косвенные. При прямой продаже клиент приобретает собственно страховой полис, при косвенных продажах страхование является дополнением к основному продукту — автомобилю, дому, сотовому телефону и т.д. Прямые продажи наиболее эффективны применительно к рынку страхования предприятий. На рынке страхования населения лучше применять системы косвенных продаж, а прямые подходят для сбыта массовой стандартизированной продукции повышенного спроса — например, обязательного страхования автогражданской ответственности. Тем не менее, современные белорусские страховщики применяют в основном прямые продажи, как на рынке корпоративного страхования, так и страхования населения.
В настоящее время известно несколько типов прямых каналов сбыта страховой продукции:
1. через независимых
специализированных страховых
2. непосредственно в офисе страховщика;
3. через независимых
посредников, для которых
4. у представителей
страховщика, являющихся его
5. по компьютерной сети.
Каждая из перечисленных
систем сбыта соответствует
Таблица 3.1. – Свойства систем сбыта страхового продукта
Активность канала сбыта
Дешевизна канала сбыта
Возможность оказания дополнительных услуг
Брокеры
+
-
+
Независимые нестраховые посредники (банки и др.)
-
+
-
Агенты
+
-
+
В офисе страховщика
-
+
-
По компьютерной сети.
+
+
-
Примечание: «+» — соответствие данной системы указанному критерию, «-» — несоответствие
Источник: собственная разработка
Самым простым и дешевым
способом продаж страховой продукции
является прямое приобретение полиса
страхователем непосредственно
в офисе или специальной