Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование страхового рынка Республики Беларусь.
Для реализации данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
§ изучение теоретических основ функционирования страхового рынка, в частности его место в финансовой системе, функции и структура;
§ проведение анализа основных показателей функционирования страхового рынка,
§ исследование финансовых показателей деятельности страховых организаций;
§ подведение итогов анализа;
§ предложение направлений повышения эффективности функционирования страхового рынка;
§ изучение роли страхового маркетинга в продвижении страхового продукта.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................
1 Теоретические аспекты организации страхового рынка в современных условиях………………………………………
1.1 Понятие, функции и роль страхового рынка в финансовой системе государства
1.2 Основные составляющие страхового рынка
1.3 Необходимость и особенности государственного регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь
2 Анализ структуры и динамики развития страхового рынка Республики Беларусь за 2008-2009гг
2.1 Анализ динамики основных показателей страхового рынка
2.2 Анализ динамики показателей по видам страхования
2.3 Анализ динамики финансовых показателей деятельности страховых организаций
3 Проблемы и перспективы развития отечественного страхового рынка на современном этапе…………………………
3.1 Основные направления повышения эффективности функционирования страхового рынка
3.2 Страховой маркетинг как инструмент продвижения страхового продукта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................
Агентские сети являются наиболее
эффективным каналом продаж. Дело
в том, что агент может провести
отбор потенциальных клиентов, дойти
до конечного потребителя, изложить
ему суть предложения, убедить в
необходимости приобретения полиса.
Поэтому они очень
Агентские сети достигают наилучшего результата там, где имеется стабильное население, открытое для контактов. Особенно эффективны агентские сети там, где сохранились традиции коллективизма и существует высокая степень социальной интеграции. В таком обществе основными являются неформальные коммуникации, что обеспечивает высокую значимость рекомендаций потенциальным страхователям со стороны тех, кто доволен работой агента. Более тесная общность населения обеспечивает прозрачность имущественного статуса: она помогает сразу выделять потенциальных потребителей, обладающих необходимым уровнем доходов, совершивших крупные покупки (автомобиль, дом), т.е. тех, кто нуждается в страховании.
Крупным недостатком агентских сетей является необходимость обучения торговых представителей. Его основной составляющей является тренинг по организации продаж. Как показывает опыт, залогом успешных агентских продаж является умение искать клиентов и решать их разнообразные проблемы при помощи страховых инструментов.
Серьезное внимание в последнее время в Беларуси уделяется участию банков в продаже страховой продукции. Это направление в развитии продаж вызвано желанием банков диверсифицировать собственную деятельность и приобрести дополнительные рынки финансовых услуг. Оно может выражаться как в заключении договора со страховщиком, так и в создании банком собственного филиала — страховой компании. В обоих случаях страхователями являются клиенты банков. Такая сбытовая система стоит очень недорого. Банковские служащие, занятые обслуживанием клиентов, проходят курс дополнительного обучения и параллельно с банковским обслуживанием предлагают им различные страховые услуги.
В последнее время ведется разработка продаж страховой продукции через Интернет. Основными инструментами прямых продаж являются также рассылка почтовой рекламы потенциальным клиентам. Почтовые отправления содержат в себе описания предлагаемых страховых продуктов, а также телефоны, по которым можно связаться со страховщиком. Как показывает опыт, прямые продажи наиболее эффективны, если они опираются на детализированные базы данных о потенциальных клиентах. В этом случае страховщик может направить своему потребителю детализированное коммерческое предложение, максимально адаптированное к потенциальным потребностям страхователя. Однако прямые продажи не будут эффективны, если не будут сопровождаться активной агентской работой при личном контакте.
Эффективность той или иной системы продаж определяется тем, как она воздействует на потребителя в процессе принятия решения о страховании. Принятие решения о страховании — это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Если страховщик хочет добиться успеха, на каждом из них на потенциального потребителя необходимо оказывать определенное воздействие. При активных продажах это могут быть, например, агентские усилия, при пассивных — различная реклама. Проиллюстрируем это примерной схемой принятия решения о страховании. Она выглядит следующим образом.
Основные этапы выбора страховой компании и ее продукта
Традиционный способ привлечения клиента при помощи агентских усилий
Способ продаж, ориентирующийся на рекламные усилия страховщика
Осознание потребности в страховой защите от различных опасностей
Имиджевая реклама страхования в целом — пропаганда идеи страхования
Сбор информации о страховых компаниях
Агентские усилия в сочетании с рекламной поддержкой
Реклама торговой марки — имиджевая реклама страховщика
Предварительный выбор страховщика. Проверка надежности выбранных страховых компаний
PR (общественные связи), информация
и реклама о надежности
Оценка предлагаемого продукта с точки зрения полноты страхового покрытия, ассортимента дополнительных услуг, а также качества обслуживания
Продуктовая реклама и информация о конкретных услугах компании, включая цены на страховые продукты (коммерческое предложение)
Сравнение страховщиков по ценам и иным характеристикам страховой продукции, а также по качеству обслуживания
Принятие окончательного решения и приобретение страхового продукта
Рис. 3.1 - Соотношение различных видов активизации продаж страховой продукции в плане их воздействия на этапы принятия решений о страховании.
Источник: [20, с. 203, рис. 5.3]
Как видно из схемы, агентские усилия позволяют воздействовать на все этапы, предшествующие продаже страхового продукта. Они дают возможность активизировать пассивную клиентуру и стимулировать активные продажи, поэтому их эффективность является наибольшей. Наименее эффективным является стимулирование продаж при помощи рекламы. Дело в том, что каждый этап принятия решения нуждается в особой рекламной поддержке. Кроме того, реклама недостаточно способствует принятию окончательного решения о страховании. Поэтому рекламное стимулирование прежде всего рассчитано на относительно узкую группу активных клиентов — в отличие от агентских продаж. Дело в том, что активный потребитель не нуждается в том, чтобы его выводили из пассивного состояния. Для выбора компании и продукта ему необходима информация, носителем которой и является реклама.
Особо следует остановиться на последнем этапе принятия решения о страховании, приведенном на рис. 3.1. Он имеет особое значение потому, что потребителю, как правило, необходим определенный толчок, стимулирующий его обращению в компанию. Если его не будет, то общий интерес к страхованию и страховым компаниям так и останется декларативным, не выйдя за пределы сбора информации. Если страховщик имеет агентские сети, то такой толчок может быть следствием обращения агента к потенциальному потребителю напрямую. Однако если компания более ориентирована на безагентские, прямые продажи, то стимулирование клиентов для них превращается в большую проблему. Для этого чаще всего используются сезонные скидки и т.д. Как правило, страховщики пытаются стимулировать активность потребителей, устанавливая временные ограничения действия скидок. Однако здесь может возникнуть проблема «привыкания» клиента к скидкам, тем более. Чтобы не допустить этого, страховщику лучше перейти на систему сезонных продаж. Она состоит в том, что компания заранее объявляет график страхования имущества определенного типа. При этом клиенты, вписавшиеся в этот график, имеют право на определенное, заранее известное снижение цены. Наличие конечного срока действия предложения стимулирует обращение клиента в компанию. Надо учитывать, что на скидки, как и иные ценовые факторы, распространяется принцип нечувствительности к малым величинам. Как показывают исследования, большинство страхователей реагирует на скидки начиная с их величины в 12-15%. Поэтому скидки в 3-5%, наиболее распространенные на рынке, не являются факторами притяжения клиентуры. В то же время, они приводят к потерям по уже имеющемуся портфелю договоров [20, с. 205].
Таким образом, в силу несбалансированности взглядов различных государственных структур на развитие страхования и экономики в целом, многие положительные проекты не доходят до стадии практической реализации. Однако в последнее время все же заметны попытки государства как-то изменить ситуацию на страховом рынке к лучшему, придать динамизм сбору страховой премии, добиться более широкого охвата страховыми услугами, привлечения инвестиций в страховую отрасль, увеличения капитализации страховщиков и т.п. Резко увеличить страховые сборы, охват максимального количества потенциальных страхователей и рисков, привить страховую культуру можно только взвешенной страховой политикой на основе рыночных принципов, расчетливым использованием преимуществ как новых видов обязательного, так и механизмов добровольного страхования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящей курсовой работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся анализа проблем и перспектив развития страхового рынка в Республике Беларусь.
В условиях рынка повышается
вероятность возникновения
В первой главе рассмотрен
страховой рынок как
Страховой рынок — это
часть финансового рынка, где
объектом купли-продажи является страховая
услуга. Место страхового рынка в
финансовой системе обусловлено
как ролью различных финансовых
институтов в финансировании страховой
защиты, так и их значением как
объектов размещения инвестиционных ресурсов
страховых организаций и
Главными составляющими
функционирования современного страхового
рынка является организация и
проведение гибкой тарифной политики.
На основании системы тарифов
страховая организация
Вторая часть курсовой
работы посвящена анализу
Подробно проанализированы состав, динамика и структура показателей деятельности страхового рынка. Выявлено, что за 2009 год в результате функционирования отечественного страхового рынка страховых премий было собрано на 18, 5% больше, чем в предыдущем году. Такой результат был достигнут за счет введения новых видов страхования, в том числе и обязательного страхования урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы, а также за счет расширения круга страхователей.
В 2009 году также вырос объем страховых выплат на 36,8%. Увеличение выплат, прежде всего, было вызвано стихийными бедствиями, произошедшими в июле 2009 года. Также растет объем выплат по такой услуге страхования как авто-каско.
Существенных изменений
и в структуре страховых премий
и выплат в 2009 году не произошло.
Несмотря на то, что большую долю
в структуре страховых сборов
по-прежнему занимает обязательные виды
страхования (53,5% от всей суммы сборов),
объем страховых премий по добровольному
страхованию увеличивается
В рейтинге страховых компаний лидирующее место на протяжении анализируемого периода занимает Белгосстрах, который является государственной организацией. На его долю приходится более 50% всех страховых сборов в структуре отечественного страхового рынка. А в четверке страховых компаний, которые занимаются исключительно личными видами страхования, первое место заняла Стравита.
В третьей части представлены
причины и содержания процессов,
влияющих на развитие страхового рынка.
Изложены практические рекомендации по
повышению эффективности
С целью совершенствования деятельности белорусского страхового рынка необходимо:
· Активизировать государственную поддержку страхового сектора.
· Повышать страховую грамотность населения и бизнеса: развертывать страховую пропаганду, воспитывать в обществе страховую культуру.
· Увеличивать капиталы страховых организаций.
· Развивать инфраструктуру страхового рынка: создать институт независимых актуариев, совершенствовать деятельность оценщиков, страховых брокеров, повышать квалификации специалистов страхового дела.
· Поэтапно создавать равные условия деятельности для страховых организаций всех форм собственности.
· Совершенствовать страховое законодательство, формы и методы страхового надзора.
·
Развивать собственный
· Совершить переход на единственные требования и стандарты, применяемые в международной практике, в том числе применять правила, нормативы и показатели платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами.