Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:19, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является оценка финансирования и организации системы обязательного медицинского страхования.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
Раскрыть суть программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
Выявить экономические основы системы ОМС;
Проанализировать организацию и деятельность страховых компаний в системе ОМС;
Раскрыть и решить проблемы финансирования ОМС.
Введение 2
1 Система обязательного медицинского страхования. Общие положения 4
1.1 Субъекты системы обязательного медицинского страхования 4
1.2. Модели системы обязательного медицинского страхования 8
1.3. Порядок осуществления обязательного медицинского страхования 10
2 Экономическая сущность медицинского страхования 15
2.1. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов 15
2.2. Страховые тарифы 19
3 Рынок обязательного медицинского страхования в России 21
3.1. История ОМС в России 21
3.2. Состояние рынка обязательного медицинского страхования в России в настоящее время 25
4 Проблемы обязательного медицинского страхования и перспективы его развития 30
4.1. Проблемы обязательного медицинского страхования 30
4.2. Перспективы развития системы обязательного страхования 35
Заключение 41
Список литературы 43
Перспективы развития ОМС планируется реализовать по нескольким основным направлениям:
1. Увеличение финансирования отрасли здравоохранения.
В сценарии инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы – до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз.
2. Формирование новых подходов для планирующегося значительного вброса денег в систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация нацпроектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей – введение накопительных счетов граждан России.
3. Формирование новых подходов для планирующегося значительного вброса денег в систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация нацпроектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей – введение накопительных счетов граждан России.
Необходимость принятия нового закона диктуется следующими соображениями:
- государственные гарантии оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи должны быть: а) максимально конкретными, б) ясными для населения, в) финансово сбалансированными. Для людей жизненно важно знать, что можно получить на бесплатной основе и за что придется заплатить. Обращаясь в медицинскую организацию, пациент должен иметь ясное представление о мере своих гарантий. И она должна быть единой для всех;
- среди возможных вариантов
реформирования
- люди должны быть уверены в том, что эти гарантии будут реально обеспечены. Нужны новые механизмы их реализации, в которых четко определены роли тех, кто обеспечивает соблюдение гарантий (роль врача, администрации медицинской организации, страховщика, органа управления), простые процедуры рассмотрения жалоб, санкции за нарушения и прочее;
- ясность государственных
гарантий обеспечивается
4. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами.
5. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи:
- отказ от методов сметного финансирования сети медицинских организаций;
- переход от метода ретроспективного возмещения расходов на медицинскую помощи (метод «зарабатывания»), не позволяющего достаточно четко контролировать затраты, к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, сориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;
- в первичной медико-санитарной помощи – сочетание подушевого метода финансирования прикрепленного населения с ориентацией на заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи.
6. Осуществление действенного государственного регулирования платных медицинских услуг.
Государственное регулирование
платных услуг предполагает осуществление
следующих давно назревших
- четкое определение перечня медицинских услуг, превосходящие медицинскую помощь в рамках государственных гарантий, могут быть получены гражданами на платной основе. Во всех странах с развитым общественным здравоохранением население оплачивает часть стоимости медицинской помощи. Доля личных расходов в совокупных расходах на здравоохранение варьируется от 10 до 30% при среднем показателе 24%. Напомним, что у нас этот показатель приближается к 50% - и это при значительно более низкой зарплате.
7. Совершенствование
8. Гражданин, как основное заинтересованное лицо в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи достойного качества.
Необходимо также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе – по результатам своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи.
Примером страны, которая на основе обязательного медицинского страхования, последовательно развивая идею социальной рыночной экономики, создала систему социального страхования здоровья, можно считать Германию. В соответствии с Кодексом социального права Германии система социального здоровья этой страны обеспечивает населению все необходимые виды профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, социальные услуги (уход, помощь по хозяйству), выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по случаю смерти.
Право застрахованного на получение названных услуг реализуют больничные кассы. Как показывает опыт Германии, социальное страхование здоровья на основе медико-социального страхования успешно реализуется и решает важнейшие социальные проблемы, связанные со здоровьем населения, в условиях развитой рыночной экономики.
По данным газеты «Ведомости» бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) к 2015 г. составит 1,4 трлн руб. В 2012 году емкость системы обязательного медицинского страхования (ОМС) составит 891,7 млрд руб. — в 2,6 раза больше, чем в прошедшем году. В 2013 г. и 2014 г. — 1 трлн и 1,2 трлн руб. соответственно. Таким образом, бюджет ФФОМС в 2013 г. вырастет на 12%, в 2014 г. — на 20%, в 2015 г. — на 16,7%.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения теперь будут направляться в бюджет ФФОМС, а не в бюджеты территориальных фондов, как раньше, объясняет ФФОМС рост бюджета в 2012 г. С этого года в бюджет ФФОМС также будут направляться страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающих граждан по тарифу 2%. К 2015 г. емкость системы вырастет за счет передачи в нее средств, выделяемых по программам модернизации — это 230 млрд руб. ежегодно, а также за счет зачислений в бюджет ФФОМС взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Бюджет в 1,4 трлн руб позволит покрыть расходы на оказание медицинской помощи по новым стандартам. Стандарты оказания медицинской помощи описывают, какие необходимо провести исследования и назначить лекарства при том или ином виде заболевания. Лечить пациентов можно только по стандартам, указано в законе «Об основах охраны здоровья граждан».
В сентябре Минздрав пересмотрел стандарты оказания медицинской помощи: их поэтапное внедрение начнется с 1 января 2013 г., закончится — к 2015 г. Уже разработано более 1000 стандартов, в соответствии с которыми будет скорректирован список жизненно важных и необходимых лекарств (ЖНВЛП), цены на которые регулирует государство (цена на ЖНВЛП складывается из зарегистрированной в Минздраве цены производителя плюс оптовые и розничные надбавки, которые устанавливают регионы).
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (программа) определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Программа разрабатывается исходя из нормативов объемов медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней и в соответствующих бюджетах фондов обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства государственной системы ОМС формируется за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по ОМС в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования. Страховой тариф взносов на ОМС для работодателей (юридических и физических лиц) устанавливается в процентах по отношению к начисленной оплате труда.
Актуальность
проблемы модернизации обязательного
медицинского страхования обусловлена
самим ходом исторического
Анализируя полученные данные о деятельности страховых компаний по обязательному медицинскому страхованию, можно сделать следующие выводы:
В нашей стране
в течение многих десятилетий
господствовал принцип
В настоящее время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также создать условия и предпосылки реформирования здравоохранения.
Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
1. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2012)
2. Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. № 213-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
3. Постановление Правительства
Российской Федерации
от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил
предоставления медицинскими организациями
платных медицинских услуг»
4. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
5. Правила обязательного медицинского страхования. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 158н
6. Кузнецова Т.В. «Проблемы и перспективы развития систем обязательного и добровольного медицинского страхования в России»// Социальные аспекты здоровья населения № 8, 2008 год
7. Гришин В.В. Бутова В.Г., Резников А.А. «Модели системы обязательного медицинского страхования»// Финансы 1996 № 3, с.43
8. Наумова Н. Обязательное медицинское страхование: мнения профессионалов // Экономика и жизнь. Июнь 2010, №11
9. Лисицын Ю.П. Здравоохранение и страхование здоровья в XX веке. - М.: Федер. фонд обязат. мед. страхования, 2001. - 191 с.
10. Основы стандартизации в здравоохранении в условиях обязательного медицинского страхования Учеб. пособие для студентов, ординаторов и аспирантов мед. и фармацевт. вузов, системы последиплом. проф. образования специалистов в обл. упр. здравоохранением и обязат. мед. страхования / В.З.Кучеренко - М.: ММА им. И.М.Сеченова Федер. фонд ОМС, 2000. - 388 с.
11. Некоторые проблемы современного состояния отечественной системы обязательного медицинского страхования. Сборник научных статей. www.rusmedserv.com
12. Федеральная служба по финансовым рынкам России, www.fcsm.ru
13. www.vedomosti.ru
14. Рейтинговое агентство «Эксперт РА», www.raexpert.ru
15. Федеральный Фонд
16. Обязательное медицинское страхование, www.omsrf.ru
Информация о работе Проблемы обязательного медицинского страхования и перспективы его развития