Регулирование оплаты труда и реформы социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение всех аспектов формирования фонда потребления и его использования.
Задачи: определение понятия фонда потребления, изучение состава фонда потребления, его распределения.
Объект исследования финансовая деятельность предприятий, предмет – фонд потребления, его формирование и распределение.
Использованы методы системного и экономического анализа.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3Глава 1. Фонд потребления. Понятие, назначение, структура…………………4
1.1 Понятие и назначение фонда потребления…………………………...4
1.2 Фонд заработной платы………………………………………………..6
1.3 Сущность, структура и роль общественных фондов потребления..10
Глава 2. Особенности формирования фонда потребления в Российской Федерации………………………………………………………………………..14
2.1 Структура фонда заработной платы Российской Федерации……...14
2.2 Общественные (социальные) фонды Российской Федерации……..16
2.3 Формирование и назначение фонда потребления коммерческого банка……………………………………………………………………………...26
Глава 3. Регулирование оплаты труда и реформы социального страхования………………………………………………………………………30
3.1 Регулирование оплаты труда……………………………………….30
3.2 Реформы социального страхования…………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Obschestvennye_fondy_potreblenia_suschnost_formy.docx

— 62.05 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Сущность, структура и роль общественных  фондов потребления

 

Часть фонда  потребления фирмы и общества в целом не поступает населению  для удовлетворения его потребностей через заработную плату. Если сказать  точнее, путем выплаты заработной платы не удается удовлетворить  потребности всех членов общества. Действительно:

- С одной  стороны, не удовлетворяются потребности  нетрудоспособных и временно  неработающих, особенно нетрудоспособных  одиночек и семей нетрудоспособных, т.е. где вообще нет работающих.

- С другой  стороны, удовлетворение социально-культурных  потребностей людей в образовании,  лечении, отдыхе не может быть  поставлено в полную зависимость  от вознаграждения за труд. Иначе  практически абсолютное преимущество  получают те члены общества, кто  имеет высокие доходы по труду, не говоря уже о доходах по капиталу и земле. Данное положение вступило бы в противоречие с социальной справедливостью, которая призвана обеспечить развитие физических и духовных способностей каждого человека.

Поэтому возникает объективная необходимость  в иной форме распределения материальных благ, отличающейся от их распределения  в форме заработной платы. Такой  формой и являются общественные (социальные) фонды потребления, в ряде стран  их называют социальными фондами.

Общественные (социальные) фонды – это часть  национального дохода общества (валового дохода фирмы), которая распределяется между людьми в значительной мере независимо от количества и качества труда.

Источником  образования заработной платы является основная часть необходимого продукта. Общественные фонды потребления  черпаются из оставшейся части национального (валового) дохода. При этом источником общественных фондов потребления, идущих работникам материального производства и членам их семей, служит оставшаяся часть необходимого продукта. А источником общественных фондов потребления, идущих работникам непроизводственной сферы и членам их семей служит прибавочный продукт. В целом источником общественных фондов потребления является часть стоимости продукта представляющая в денежной форме чистый доход фирмы и равная сумме прибавочного продукта и оставшейся части необходимого продукта.

В структуре  общественных фондов потребления выделяют две важнейшие составные части:

1) Централизованные  общественные фонды потребления.  Они формируются за счет средств  федерального бюджета и используются  в интересах всех членов общества. Централизованные общественные  фонды играют ведущую роль  во всей совокупности социальных  фондов и составляют примерно 80% их величины;

2) Децентрализованные  общественные фонды потребления.  Они создаются фирмами и составляют  около 20% их общего объема. Используются  для удовлетворения потребностей  работников только данной фирмы.  К ним относится часть специальных  фондов фирмы, формируемых из  прибыли.

Распределение общественных фондов потребления осуществляется в двух формах:

    1. В форме денежных выплат, которые используются в основном в индивидуальном порядке. Сюда относятся расходы на материальное обеспечение детей и учащихся, престарелых и инвалидов, выплаты по временной нетрудоспособности, оплата отпусков;
    2. В форме бесплатного или льготного обслуживания, средства которого используются в основном в коллективном порядке. Сюда относятся расходы на образование, на медицинское обслуживание и физическую культуру, культурно-просветительский расходы, дотации на жилье.

За счет общественных фондов (социальных) фондов потребления финансируются бесплатное обучение и образование, включая  высшее, выплата стипендий аспирантам, студентам и учащимся средних  специальных учебных заведений, бесплатная медицинская помощь и  льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются государственные  пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, организуется отдых, обеспечивается массовость физической культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, дотируются квартирная плата, детские дошкольные учреждения и школы-интернаты.

Общественные  фонды существуют не только в России, но в большей или меньшей степени  и во многих странах. За счет социальных фондов в этих странах выплачиваются  тринадцатые оклады, наградные, семейные пособия. При этом основная часть  социальных фондов формируется за счет заработной платы работников.

Потребительские блага и услуги, предоставляемые  из общественных фондов потребления, делятся  на 3 группы:

  1. Продукты и услуги, направляемые на удовлетворение ряда интеллектуальных потребностей. Так общество и фирма могут стимулировать развитие наиболее важных областей человеческой личности. Сюда относятся бесплатное обучение, культурно-просветительские мероприятия, библиотечное обслуживание.
  2. Блага, связанные сохранной здоровья, с обеспечением длительной трудоспособности и формированием физически совершенного человека. Сюда относятся расходы на здравоохранение, развитие физической культуры и спорта.
  3. Блага, которые не могут потребляться по своему характеру индивидуально. Таковы, например, некоторые услуги коммунального хозяйства – озеленение и благоустройство населенных пунктов, работа общественного транспорта, освещение улиц.

Общественные  фонды потребления не являются непосредственным стимулом к труду, поскольку они  распределяются независимо от его производственной результативности. Заработная плата  остается основной формой распределения  материальных благ и услуг.

При формировании структуры совокупного фонда  потребления материальных благ и  услуг необходимо, прежде всего, соблюдать  обоснованную пропорцию между заработной платой и общественными фондами  потребления. Наилучшим является такое  соотношение, при котором увеличение дифференциации в заработках сочетается с улучшением образования, пенсионного  обеспечения, здравоохранения, с развитием  культуры и спорта.

 

 

Глава 2. Особенности формирования фонда потребления в Российской Федерации

 

2.1 Структура фонда заработной платы  Российской Федерации

 

Переход к рыночной экономике существенным образом трансформировал подход к регулированию средств, расходуемых предприятием на формирование личных доходов работников. В современных условиях предприятиям средства на заработную плату никто не выделяет. Поскольку заработная плата является денежным эквивалентом, получаемым работником в обмен на свою деятельность на предприятии, или ценой его рабочей силы, следовательно, для каждого конкретного работодателя издержки на оплату труда его работников представляют большую часть общих издержек на производство продукции, которые работодатель должен возместить в процессе ее реализации на рынке товаров и услуг.

Издержки  работодателя на рабочую силу определяются в основном количеством работающих по найму, условиями оплаты их труда, предусмотренными законодательством, коллективным договором, тарифными  соглашениями, индивидуальными трудовыми  договорами (контрактами), эффективностью труда работающих по найму.

Фонд  заработной платы, именуемый в некоторых  официальных документах фондом оплаты труда, отражает условия оплату труда, гарантии и компенсации, определенные работодателем и работником на основе коллективных и трудовых договоров, которые и формируют индивидуальную заработную плату работников. Установленные  законами нормы оплаты труда, гарантии и компенсации присутствуют в  договоре как расчетные величины, используемые для правильного исчисления финансовых результатов деятельности предприятия. Они нужны для определения  размеров взимаемых с предприятия  налогов, страховых платежей и других выплат.

Фонд  заработной платы, таким образом, в  настоящее время представляет собой  совокупность индивидуальных заработков, начисленных работнику работодателей  независимо от того, каков источник покрытия этих затрат: себестоимость, прибыль, средства специального назначения или какие-либо иные целевые поступления.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием суммы  оплаты труда в денежной и натуральной  формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и  надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и  условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а так  же выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

Структура фонда заработной платы на предприятии  довольно сложна. Помимо прямой оплаты труда за проработанное время или за произведенную продукцию или работу (при сдельной или договоренной оплате) в фонд оплаты труда включаются стимулирующие и компенсирующие выплаты – премии, компенсации за неблагоприятные условия труда, за работу в северных и отдаленных местностях, а также все денежные суммы, выплачиваемые за непроработанное время очередных и дополнительных отпусков, за время выполнения государственных или общественных обязанностей, простоев не по вине работников, за время обучения с отрывом от производства и т.п.

В условиях рынка и многоукладной экономики  при возникновении конкуренции  между предприятиями значение научно обоснованного, объективного и точного  планирования фонда заработной платы  не только снижается по сравнению  с тем, каким оно было при прежнем  государственно-монополистическом  укладе народного хозяйства, но и  существенно возрастает. Если прежде каждое предприятие стремилось получить от государства как можно больше средств на оплату труда, чтобы обеспечить себе «благополучное» существование, то в условиях рынка с его конкуренцией, стремлением снизить издержки производства и обеспечить более высокую прибыль возникает иная задача при планировании фонда заработной платы. Этот фонд должен быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования предприятия. Излишек фонда оплаты труда ложится на себестоимость продукции, сокращает прибыль и снижает рентабельность. В то же время недостаток фонда, особенно в период инфляции, вызывает относительное снижение уровня заработной платы, может привести к увеличению текучести кадров, дестабилизации коллектива и даже социальным конфликтам вплоть до забастовок.

Поэтому роль планирования фонда заработной платы существенно возрастает. В  первую очередь это относится  к детальному планированию фонда  по всем элементам и подразделениям предприятия.

 

2.2 Общественные (социальные) фонды  Российской Федерации

 

Ключевым  механизмом социальной поддержки в  России можно считать деятельность внебюджетных социальных фондов, в  состав которых входят: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ, фонды обязательного  медицинского страхования РФ. Помимо фискальной функции, данные фонды используются государством в качестве регулятора социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране. Отчисления страховых взносов в государственные  социальные фонды носят обязательный характер для всех предприятий, организаций, учреждений.

 Пенсионный фонд России: назначение и порядок формирования

Основными документами, регламентирующими комплекс вопросов по расчетам плательщиков с  Пенсионным фондом России, являются:

  • Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ от 27.12.91г. № 2122-1, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением ВС РФ от 11.02.93г. № 4460-1;
  • Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд России, утвержденная постановлением Правления фонда от 11.11.94г. №258 (с изменениями);
  • Федеральный закон от 05.02.97г. № « О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ на 1997год» изменил условия освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. С 1997 года от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, учреждения, организации, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров и численность работающих инвалидов на которых составляет не менее 50% от общей численности работающих, в том числе предприятия, учреждения, организации, имеющие указанные льготы и подлежащие преобразованию до 01.07.99г. в соответствии с законодательством РФ.

Пенсионный  фонд РФ образован с целью обеспечения  работников пенсиями по старости, инвалидности или в случае потери кормильца, а  некоторых категорий работников - пенсиями за выслугу лет.

Размер  взносов в Пенсионный фонд РФ с 1 января 1993 года составляет 28% от начисленной  заработной платы и некоторых  других вознаграждений, на основании  которых в соответствии с Законом  РФ «О государственных пенсиях РФ»  исчисляются пенсии.

Фонда выплат в пользу работников, включает:

выходное  пособие при прекращении трудового  договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также  сохраняемый средний заработок  на период трудоустройства работника, уволенным в связи сокращением  численности, реорганизацией или ликвидацией  предприятия, организации;

государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособие по временной нетрудоспособности, пособие на погребение и иные выплаты  за счет средств внебюджетных социальных фондов;

льготы  и компенсации гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС;

Информация о работе Регулирование оплаты труда и реформы социального страхования