Рекомендации по повышению финансовой устойчивости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:21, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - на основе изучения теоретических и практических аспектов обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний, выявить проблемы и разработать рекомендации, направленные на повышение финансовой устойчивости страховых компаний в современных условиях (на примере САК «Энергогарант»). Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи: ) Рассмотреть теоретические аспекты обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний в современных условиях. ) Проанализировать показатели финансовой устойчивости страховых компаний (на примере САК «Энергогарант»). ) Выявить проблемы обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний в современных условиях (на примере САК Энергогарант». )

Содержание работы

1.1 Понятия и факторы финансовой устойчивости страховых компаний
1.2 Методики анализа показателей финансовой устойчивости страховых компаний
1.3 Условия обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний в современных условиях
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»)
.1 Характеристика страховой компании САК «Энергогарант»
.2 Способы обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний в современных условиях (на примере САК «Энергогарант»)
.3 Анализ показателей финансовой устойчивости (на примере САК «Энергогарант»)
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ САК «ЭНЕРГОГАРАНТ»)
.1 Проблемы обеспечения финансовой устойчивости страховых компаний в современных условиях
.2 Рекомендации по повышению финансовой устойчивости страховых компаний (на примере САК «Энергогарант»
.3 Экономический эффект внедрения рекомендаций по повышению финансовой устойчивости страховых компаний в современных условиях (на примере САК «Энергогарант»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Файлы: 1 файл

Рекомендации по повышению финансовой устойчивости.rtf

— 857.52 Кб (Скачать файл)

политические (общеполитическая нестабильность).

Для совершенствования деятельности страховых компаний на местном уровне, можно порекомендовать использование опыта иностранных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и др. В настоящее время отечественные страховщики лоббируют широкомасштабное развитие обязательных видов страхования в нашей стране. Анализ деятельности страховой компании показал, что бесперспективно. Связана такая оценка с тем, что в обществе просто нет и не будет денег для оплаты широкого перечня видов обязательного страхования. Это путь либо очень богатых стран, либо стран с высокой долей участия государства в экономике. Современная Россия ни к тем, ни к другим странам не относится.

Основным документом, определяющим развитие страхового законодательства в России, была призвана стать Федеральная программа развития отечественного страхового рынка в 2003-2007 годах. Программа разработана Министерством финансов РФ с учетом замечаний Всероссийского союза страховщиков и Торгово-промышленной палаты РФ. Этот документ содержит ряд тезисов, которым намерено руководствоваться правительство при развитии отечественного страхового рынка. Концептуальная часть программы определяет, что страхование не только освобождает государственный бюджет от расходов, вызываемых чрезвычайными событиями, но и является одним из наиболее стабильных источников инвестиций. Тем самым институт страхования признается государством как стратегически важный и нуждающийся в поддержке и развитии.

Федеральная программа предполагает увеличение к 2011 г. объема операций по добровольному страхованию в 2-3 раза, а объема операций по обязательным видам страхования - в 1.5-2 раза. В целом объем страховых премий должен возрасти в 2-2.5 раза. Государство при этом будет стимулировать предприятия и организации к заключению договоров страхования. Делать это планируется за счет поэтапного увеличения возможностей отнесения страховых платежей па себестоимость продукции. Реализация программы позволила увеличить инвестиционный потенциал страхового рынка.

Основными задачами органов местного самоуправления г. Магнитогорска по формированию эффективной системы страхования является:

формирование адекватной законодательной базы рынка страховых услуг;

создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

стимулирование трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

поэтапная интеграция национальной системы в международный страховой рынок.

Практические мероприятия по развитию страхового дела в г. Магнитогорске, должны быть направлены на стимулирование развития систем обязательного и добровольного страхования.

Приоритетными направлениям страхования должны быть виды обязательного страхования гражданской ответственности. При этом базовые принципы обязательного страхования должны включать в себя: соразмерность страхового риска; реализацию предусмотренных законодательством мер регулирования страховых тарифов с целью их минимизации для страхователей; повышение требований к страховщикам по обеспечению финансовой устойчивости; введение системы конкурсов и тендеров для страховых компаний, желающих принять участие в государственных программах обязательного страхования; исключение необоснованного введения дополнительных видов обязательного страхования, связанного с созданием новых внебюджетных ведомственных фондов.

Основные направления вовлечения сбережений граждан в инвестиционный процесс по нашему мнению являются:

создание стимулов для развития долгосрочного страхования жизни, включая пенсионное страхование;

формирование механизма размещения резервов в инвестиционные инструменты, отвечающие требованиям страховщиков с точки зрения доходности, надежности и ликвидности.

Перспективы страхования должны рассматриваться во взаимосвязи с другими механизмами защиты социально-экономического развития города при возрастании роли страхования. Страхование кроме возмещения ущерба должно способствовать его предупреждению и сокращению, должно обеспечить сохранность собственности, стимулировать повышение уровня противопожарной, технологической и экологической безопасности. Этому должен служить механизм экономической и правовой превенции.

Необходимо обеспечение при развитии страхования сочетания взаимосвязанных интересов потенциальных и будущих страхователей, органов местного самоуправления и страховых компаний. Именно рассмотрение в такой последовательности позволяет объективнее и успешнее решать большинство вопросов.

Перестрахование является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и нормальной деятельности любого страхового общества.

В большинстве случаев страховые общества не имеют возможности создать идеально сбалансированный портфель рисков, поскольку количество объектов страхования небольшое или в портфеле содержатся крупные и опасные риски, которые вносят в состав портфеля элементы диспропорции.

Кроме того, практика показывает, что любое страховое общество даже при тщательном отборе рисков при приеме их на страхование не может создать портфель полностью изолированных друг от друга объектов страхования, так как условиями страхования обычно покрываются различные опасности, которым застрахованные объекты могут подвергаться одновременно при наступлении катастроф: наводнений, ураганов, землетрясений, опустошительных пожаров и т.д. Однако в связи с тем, что финансовые средства и даже все активы любого страховщика составляют лишь небольшую долю общей суммы его ответственности перед страхователями по всему портфелю застрахованных объектов, указанные катастрофы (страховые случаи) могут не только значительно подорвать финансовую базу страхового общества, но и привести его к полному банкротству. Для выравнивания страховых сумм принятых на страхование рисков и тем самым сбалансирования страхового портфеля, приведения потенциальной ответственности по совокупной страховой сумме в соответствие с финансовыми возможностями страховщика и, следовательно, для обеспечения финансовой устойчивости страховых операций и их рентабельности, получения взаимного участия в рисках, принятых на страхование другими страховщиками, существует институт перестрахования.

Перестрахованием достигается не только защита страхового портфеля от влияния на него серии крупных страховых случаев или даже одного катастрофического случая, но и то, что оплата сумм страхового возмещения по таким случаям не ложится тяжелым бременем на одно страховое общество, а осуществляется коллективно всеми участниками.

Российский рынок перестрахования развивается в условиях острой конкуренции между национальными перестраховочными обществами и международными брокерами и перестраховщиками. При существующей низкой капитализации российского страхового и перестраховочного рынка потребность в международном перестраховании очень высока. На сегодняшний день больше 2/3 перестраховываемых в России премий передается за границу. Небольшие страховые компании пользуются услугами западных профессионалов не только для обеспечения своей финансовой устойчивости, но и с целью привлечения опытных специалистов по управлению риском. Доля получаемых из-за рубежа рисков невысока, она составляет около 20% принятых в перестрахование премий. Предложения по размещению риска в России поступают в основном из Белоруссии, Украины, Казахстана, Армении.

На сегодняшний день в России реально занимаются перестраховочным бизнесом около 20 компаний. Разумеется, риски, которые они могут принять, в 30 раз меньше, чем риски западных коллег, но ситуацию пытаются исправить путем образования перестраховочных пулов.

Перестраховочный пул представляет добровольное объединение страховых компаний, передающих в пул все подлежащие перестрахованию риски сверх суммы собственного удержания по всему портфелю страхования, отдельным видам страхования либо по определенным опасным рискам катастрофического характера, таким как страхование ядерных реакторов, атомных электростанций, авиационных, фармацевтических и других рисков. Страховщики и перестраховщики заключают соглашение об образовании пула с целью распределения ответственности по особо опасным или несбалансированным рискам. Члены пула обязуются в соответствии с уставом пула принимать все указанные в соглашении риски только в рамках пула и брать долю во всех рисках, переданных в пул.

При перестраховании в форме пула прямые договоры страхования сначала заключаются отдельными его участниками, а затем полностью передаются в пул. Управление пулом возлагается на всех участников на основе пропорционального распределения. Доля, получаемая каждым членом пула, называется долей подписания. Указанные доли в пуле выражаются в процентном отношении от всей емкости пула (например, 5%), в абсолютных долях (например, 5 из 100 долей) или в фиксированных суммах, что бывает достаточно редко.

Так в 2002г. был образован российский антитеррористический страховой пул. Его создали следующие компании: «Военно-страховая компания», «Ингосстрах», «Интеррос-Согласие», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и РОСНО. Цель данного пула - обеспечить перестраховочную защиту военных и террористических рисков. Принято решение об образовании перестраховочного пула Ассоциацией страховщиков топливно-энергетического комплекса, в который войдут СК «ЛУКойл», Национальное перестраховочное общество, «Геополис», «Прогресс-Гарант», СОГАЗ, СО «Сургутнефтегаз», СК «Транснефть», «Энергогарант» и «Энергополис». Эти меры дадут возможность российским перестраховщикам упрочить свое положение на перестраховочном рынке и увеличить инвестиционный потенциал в интересах развития национальной экономики.

Но, несмотря на все усилия крупных российских перестраховщиков, основной площадкой перестрахования отечественных рисков является мировой рынок. На современном рынке перестрахования сформировались следующие центры: США, Центральная Европа, Япония и Бермуды. Рост числа перестраховщиков в странах с оффшорными зонами вызван жестким регулированием мирового перестраховочного рынка его лидерами - перестраховочными компаниями Swiss Re, Munich Re, General Colon Re, синдикатом Lloyd's.

Продолжающаяся концентрация перестраховочного капитала обусловлена, прежде всего процессами глобализации в экономике и постоянно растущей потребностью в формировании все больших перестраховочных емкостей. Современный мировой рынок перестрахования имеет следующие отличительные черты:

− продолжается географическая диверсификация перестраховочного бизнеса, т.е. вовлечение перестраховщиков в перераспределение принимаемых рисков в целях стабилизации мирового страхового рынка;

− развиваются новые направления обслуживания клиентов, предоставления услуг в области информационных технологий;

− финансовая устойчивость обеспечивается за счет более эффективного управления перестраховочными обществами.

Мировой рынок перестрахования основывается на глобальном перераспределении рисков, поэтому катастрофические убытки, где бы они ни происходили, вызывают всплеск цен на перестраховочную защиту по всему миру. Это совершенно нормальное и естественное явление с глобальной точки зрения, однако, с точки зрения конкретного национального перестраховочного рынка, в нашем случае российского, это негативный фактор, препятствующий развитию. К примеру, по мнению экспертов, на территории США в течение последних 10 лет происходило намного больше природных и антропогенных катастроф, чем на территории Европы. При этом большая часть американских рисков по страхованию, как имущества, так и ответственности полностью или частично перестрахованы в европейских компаниях. Следовательно, европейский перестраховочный рынок несет на себе нагрузку американских убытков. Стремясь компенсировать, крупные выплаты американским перестрахователям, европейские компании повышают тарифы. Российские цеденты, обращаясь к ним за перестраховочной защитой, вынуждены, таким образом, платить как за разрушение Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, так и за многочисленные тайфуны и торнадо, постоянно проносящиеся над территорией США. При этом на территории России не бывает многих разрушительных природных явлении (торнадо, цунами и т.д.), характерных для других территорий. Антропогенные катастрофы в России несопоставимы по размеру убытков с теми, что происходит в других примышлении развитых странах.

Кроме того, в США многие из крупнейших убытков последних лет связаны с договорами страхования ответственности (товаропроизводителя, работодателя и т.д.) Учитывая, что американские суды опираются в делопроизводства не столько на правила страхования, сколько на субъективные эмоциональные факторы, связанные с вовлечением в судебные процессы наиболее известных адвокатов, предсказать результат иска, выдвинутого застрахованными против страховщика, очень часто бывает невозможно. Поэтому убыточность портфелей, состоящих из американских рисков по страхованию ответственности, мало прогнозируема. В перспективе возможен всплеск убыточности по договорам, которые на сегодняшний день не вызывают опасения - например, по договорам страхования ответственности производителей сотовых телефонов.

Информация о работе Рекомендации по повышению финансовой устойчивости