Социальная политика государства в области опеки попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что на данном этапе коренным образом изменилась социальная политика государства в области опеки и попечительства. Органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.
Итак, целью данной работы выступает изучение и анализ социальной политики государства в области опеки и попечительства. Объектом данной курсовой работы является организация опеки и попечительства на различных уровнях управления. Предметом выступают особенности опеки и попечительства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства 5
1.1. Опека и попечительство как приоритетное направление государственной социальной политики на современном этапе 5
1.2. Понятие опеки и попечительства 7
1.3. Становление российского законодательства об опеке и попечительстве 10
Глава 2. Реализация законодательства в области опеки и попечительства в России 15
2.1. Организация опеки и попечительства на уровне субъекта РФ 15
а) Структура органов опеки и попечительства субъекта РФ 16
б) Кадровое обеспечение органов опеки и попечительства субъекта РФ 17
в) Основные полномочия органов опеки и попечительства субъектов РФ 18
2.2. Организация опеки и попечительства на уровне местного самоуправления 21
2.3. Организация опеки и попечительства в ХМАО – Югре 25
Глава 3. Совершенствование опеки и попечительства в Российской Федерации 28
3.1. Защита и поддержка опеки и попечительства 28
3.2. Новые возможности, права и обязанности в области опеки и попечительства 29
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Симкина 4 курс 1Я ПРОВЕРКА.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Югорский государственный университет

Юридический факультет

 

Кафедра менеджмента

 

Дисциплина: Система государственного и муниципального управления

 

 

Курсовая  работа

 

 

на тему:    Социальная политика государства в области опеки  попечительства.

 

 

 

 

 

 

     Руководитель:  Выдрина  Г.А.

     «___»_____________2009 г.

                                         

 

 

 

 

 

                                                              

 

Ханты-Мансийск  ─ 2009 г.

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Президентом РФ в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики определена забота о повышении благосостояния населения нашей страны, стимулирование воспроизводства населения. Без здорового нового поколения все административные и экономические реформы в России теряют всякий смысл. [21]. В условиях совершенствования правового государства уже произошли коренные изменения системы российского права, изменениям подвергся и правовой институт опеки и попечительства, направленный на восполнение недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов.

Актуальность темы в том, что на данном этапе коренным образом изменилась социальная политика государства в области опеки и попечительства. Органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.

Итак, целью данной работы выступает изучение и анализ социальной политики государства в области  опеки и попечительства. Объектом данной курсовой работы является организация опеки и попечительства на различных уровнях управления. Предметом выступают  особенности опеки и попечительства.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать опеку и попечительство как приоритетное направление государственной социальной политики.
  2. Проанализировать этапы становления законодательства РФ об опеке и попечительстве.
  3. Изучить организацию опеки и попечительства на различных уровнях управления.
  4. Изучить аргументы защиты опеки и попечительства.
  5. Выявить новые возможности, права и обязанности в области опеки и попечительства.
  6. Определить ошибки и неточности в российском законодательстве в области опеки и попечительства.

В соответствии с задачами выстроена структура работы, которая  состоит из 3 частей. В первой части  дано общее понятие опеки и  попечительства, проанализировано становление российского законодательства в области опеки (попечительства), а также охарактеризована опека и попечительство как приоритетное направление государственной социальной политики. Во второй части поэтапно рассмотрена реализация российского законодательства в области опеки и попечительства на различных уровнях управления. И, наконец, в третьей части рассмотрены пути совершенствования опеки и попечительства в Российской Федерации, а именно изучены аргументы защиты опеки и попечительства, выявлены новые возможности, права и обязанности в данной области, и определены ошибки и неточности в российском законодательстве в области опеки и попечительства.

Таким образом, в работе были использованы методы наблюдения, синтеза, исторический метод, метод научного анализа, метод описания, метод систематизации накопленных знаний и т.д.

В курсовой работе использовалась большое количество различных источников. Среди них труды таких авторов  как Л. Ю. Михеевой, О. В. Фетисова, П. В. Гулидова и т.д. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", закон ХМАО – Югры от 10 декабря 2008 года N 148-оз «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории  ХМАО – Югры» и т.д. Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А.А. Левитской на Всероссийском семинаре-совещании  «Организация работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан в свете принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Глава 1. Теоретические  основы опеки и попечительства

1.1. Опека и  попечительство как приоритетное  направление государственной социальной политики на современном этапе

Одним из приоритетных направлений  государственной политики, определяющей в настоящее время административные и экономические реформы, является забота о формировании здорового поколения, гармонично развивающегося общества.

Совершенствование государственности объективно предполагает необходимость коренных изменений в системе российского права, в том числе в части модернизаций правового института опеки и попечительства, значимость которого определяется потребностью восполнения недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов.[20, 45].

Конституция РФ предусматривает государственную поддержку детства (п. 2 ст. 7), защиту детства и семьи государством (п. 1 ст. 38). При этом Конституция как основной закон определяет формирование соответствующей нормативной базы.[1].

Государственная семейная политика в целом должна найти отражение в целом ряде законов, регулирующих данную сферу (жилищное законодательство, семейное законодательство, уголовное и административном законодательство, блок, связанный с налоговым, трудовым законодательством и законодательством о соцобеспечении).

В этом направлении сделаны нужные шаги — принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» также обусловлено развитием конституционных положений и определяет пути реформирования законодательства о защите законных прав и интересов граждан в данной сфере общественных отношений.[20, 45]

Достаточно символичным является факт, что один из самых важных актов в области защиты прав и законных интересов отдельных категорий лиц, в первую очередь несовершеннолетних, принят в год, объявленный в России годом семьи. [6].

Институт опеки и попечительства в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития в современных условиях требует качественно нового правового регулирования.

Гражданское законодательство в 90-х годах восприняло в своих нормах основные положения об опеке и попечительстве, которые до этого момента оставались по большей части институтом семейного права.[20, 45].

Как отметила заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ СЮ. Орлова, «отношение к семье со стороны всех уровней власти... — это индикатор здорового общества, его будущего, перспектив развития, снижения пороков зла и насилия». [15].

Поэтому эффективность деятельности государства в этой сфере — одна из целей реформы законодательства об опеке и попечительстве, что предполагает развитие и совершенствование органов опеки и попечительства, их модернизацию.[20, 46].

Между тем опека и попечительство— комплексный институт, он несет в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (прежде всего административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав).

Принятие Закона о попечительстве вызвало необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство (Гражданский (часть первая)[12], Жилищный[13] и Семейный [14] кодексы РФ). [20,46].

Применение Закона о попечительстве предполагает обращение к соответствующим законам. При этом некоторые нормы Закона полностью (или в части) воспроизводят положения указанных нормативных актов, приобретая прямое действие. Часть регулируемых вопросов предполагает решение через принятие Правительством РФ соответствующих постановлений. [5].

Таким образом, отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике было связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Отрадно, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. [24].

1.2. Понятие опеки и попечительства

Во 2 статье ФЗ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»  даны следующие определения основных понятий:

1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса РФ.[4].

В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Однако стоит принять мнение Н.М. Ершовой, которая определяет опеку и попечительство как комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав.

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных, и с семейным, и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни и те же государственные органы – органы опеки и попечительства. Общим также является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных. Однако между опекой и попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего подопечного.

Перед институтом опеки  и попечительства стоят задачи обеспечения:

     1) установления опеки  и попечительства в отношении  нуждающихся в этом граждан; 

     2) защиты прав и  интересов граждан, находящихся  под опекой и попечительством; 

     3) минимального уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;

     4) государственной поддержки  граждан, исполняющих обязанности  опекунов и попечителей; 

     5) исполнения органами  опеки и попечительства возложенных  на них функций. 

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. свободного принятия гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободного отказа от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
  2. контроля над деятельностью по опеке и попечительству;
  3. обеспечения защиты прав и законных интересов подопечных (ст. 5 48-ФЗ). [4].

Деятельность по осуществлению опеки и попечительства имеет социально значимый характер и связана с надлежащим обеспечением интересов особой категории лиц, не способных в соответствии с законом в полной мере реализовать свои права и интересы. Поэтому с учетом интересов подопечных Закон предъявляет специальные требования к лицам, которые вправе выступать опекунами или попечителями (п. 1 ст. 10 48-ФЗ).

Общие правила определяют, что опекун (попечитель) обязан:

  • доходы от имущества подопечного расходовать в пользу подопечного;
  • не совершать сделки, влекущие уменьшение в имущественной сфере подопечного;
  • получать у органа опеки и попечительства согласие на совершение определенных сделок с имуществом подопечного.[20, 49].

 Таким образом, на сегодняшний день российским законодательством определены основные понятия и задачи института опеки и попечительства, основные принципы государственного регулирования деятельности, задачи и полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов (попечителей), правовой режим имущества подопечных, ответственность опекунов, попечителей и соответствующих органов, а также их государственная поддержка.

1.3. Становление  российского законодательства об опеке и попечительстве

Поскольку институт опеки  и попечительства является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов, осветим основные этапы его становления. Первое летописное упоминание об опеке на Руси относится к 879 г., а упоминание опеки и попечительства нашло свое отражение в Послании Рюрика, в котором он назначает своему сыну опекуна, причем опекуном является его родственник Игорь. Данные сведения дополняются ст. 99 «Русской Правды». Таким образом, еще в те времена опекунами и попечителями назначались (становились) близкие родственники подопечных. Никаких имущественных обязанностей опекун не имел, опекуны и попечители должны были заботиться о воспитании ребенка-сироты. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию,  либо в соответствии с законом,  либо по распоряжению магистрата. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям — главной чертой стала сословность (Указ Екатерины II 1775 г. «Учреждения для управления губерний»), так как от сословия ребенка-сироты зависело то, какие учреждения назначали опеку и попечительство. В 1785 г. было установлено различие между опекой и попечительством: опека устанавливалась до 14 лет, попечительство — с 14 до 21 года.

Информация о работе Социальная политика государства в области опеки попечительства