Социальная политика государства в области опеки попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы в том, что на данном этапе коренным образом изменилась социальная политика государства в области опеки и попечительства. Органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.
Итак, целью данной работы выступает изучение и анализ социальной политики государства в области опеки и попечительства. Объектом данной курсовой работы является организация опеки и попечительства на различных уровнях управления. Предметом выступают особенности опеки и попечительства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства 5
1.1. Опека и попечительство как приоритетное направление государственной социальной политики на современном этапе 5
1.2. Понятие опеки и попечительства 7
1.3. Становление российского законодательства об опеке и попечительстве 10
Глава 2. Реализация законодательства в области опеки и попечительства в России 15
2.1. Организация опеки и попечительства на уровне субъекта РФ 15
а) Структура органов опеки и попечительства субъекта РФ 16
б) Кадровое обеспечение органов опеки и попечительства субъекта РФ 17
в) Основные полномочия органов опеки и попечительства субъектов РФ 18
2.2. Организация опеки и попечительства на уровне местного самоуправления 21
2.3. Организация опеки и попечительства в ХМАО – Югре 25
Глава 3. Совершенствование опеки и попечительства в Российской Федерации 28
3.1. Защита и поддержка опеки и попечительства 28
3.2. Новые возможности, права и обязанности в области опеки и попечительства 29
Заключение 37
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая Симкина 4 курс 1Я ПРОВЕРКА.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Частью 2 ст. 16 Закона установлено совсем другое правило, а именно:«...орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки и попечительства на возмездных условиях». Если сравнить положения ч. 2 ст. 14 с положениями ч. 2 ст. 16 Закона, то налицо несогласованность правовых норм, поскольку по правилам первой нормы орган опеки и попечительства обязан заключить договор, а по правилам другой нормы он вправе это сделать, а, следовательно, не обязан.

4. Правило, предусмотренное ч. 4 ст. 21 Закона, не согласуется с правилами ст. 168 ГК РФ и не в полной мере отвечает интересам подопечного. В силу ч. 4 ст. 21 Закона при обнаружении опекуном или попечителем факта заключения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства от имени его подопечного договора, затрагивающего осуществление его имущественных прав, он обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. Между тем при заключении опекуном или попечителем от имени подопечного договора по распоряжению его имуществом без предварительного согласия органа опеки и попечительства, когда такое согласие требуется, имеет место нарушение п. 2 ст. 37 ГК РФ (с 1 сентября 2008 г. - ст. 21 Закона), в связи с чем такой договор по правилам ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой. Судебная практика придерживается твердой позиции, в соответствии с которой сделка, совершенная опекуном или попечителем по распоряжению имуществом (в том числе квартирой), принадлежащим подопечному, без согласия органа опеки и попечительства является недействительной.

Последствия расторжения  договора и признания его недействительным не одинаковы. Во-первых, ничтожная сделка недействительна с момента ее заключения, она не порождает никаких прав и обязанностей, а договор считается расторгнутым только с момента вступления в законную силу решения суда, которым он расторгнут. До этого момента договор имеет юридическую силу, а стороны сохраняют возникающие из него права и обязанности. Во-вторых, требование о признании сделки ничтожной или о применении последствий такой сделки вправе предъявить любое заинтересованное лицо, а требование о расторжении договора — только стороны данного договора и органы, имеющие по закону право предъявлять требования в защиту прав и интересов других лиц. Закон обязал орган опеки и попечительства предъявить указанный иск, не указав о правах иных лиц на предъявление иска. Как в случае признания договора недействительным, так и при его расторжении у подопечного, чье имущество было незаконно отчуждено опекуном или попечителем, возникает право на получение платы за пользование этим имуществом, но при недействительности договора такое право возникает с момента заключения договора, а при расторжении договора - только со дня вступления в законную силу решения суда, которым договор расторгнут. Таким образом, установив правило о расторжении договора вместо признания его недействительным, Закон тем самым лишил несовершеннолетнего права на получение с опекуна или попечителя либо с приобретателя незаконно отчужденного имущества платы за пользование данным имуществом в период со дня заключения договора до момента вступления в законную силу решения суда о его расторжении. Если срок рассмотрения дела в суде будет длительным, то этот период будет продолжительным, а убытки — значительными (например, при незаконном отчуждении квартиры подопечного).

6. Глава 7 Закона «Государственная поддержка опеки и попечительства» содержит всего одну статью (ст. 32), недостаточно разработана, формы государственной поддержки не конкретизированы. Глава не содержит гарантий осуществления такой поддержки.

Подводя итог данной главы  трудно не сказать о следующем. В выступлении на церемонии инаугурации Президент России Дмитрий Медведев заявил, что придает особое значение фундаментальной роли права, на котором основывается наше государство и гражданское общество, и поставил задачу добиться истинного уважения к закону, преодолеть правовой нигилизм, который серьезно мешает современному развитию. Выполнение этой задачи во многом зависит от четкости, ясности и понятности 
принимаемых законодательных актов. Принятие недоработанных законов, содержащих несогласованные между собой правовые нормы, не содействует устранению правового нигилизма. Таким образом, законодательному органу — Государственной Думе РФ, подготовившей проект Федерального закона «Об опеке и попечительстве», в целях реализации поставленной Президентом России задачи можно было бы ввести в практику предварительное опубликование для обсуждения проектов законов, имеющих большое значение для гражданского общества. [22].

 

 

Заключение

Необходимо отметить, что в общей системе общественных отношений, на любом этапе взаимодействия человека с человеком и человека с государством возникают определенные проблемы, связанные с неспособностью отдельных категорий граждан самостоятельно и в полном объеме осуществлять и защищать свои права, а также нести обязанности. Эти проблемы как раз и требуют государственного вмешательства в форме разного рода социальной помощи и защиты. [19].

Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике было связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Естественно, что каждому этапу исторического развития в России опеки и попечительства соответствовали свои особенности, продиктованные потребностями общества. Государство приложило немало усилий для обеспечения более эффективной политики по укреплению российской семьи, поддержке детей, оказавшихся в социально опасном положении, их воспитанию в семейном окружении, а также по формированию позитивного отношения общества к усыновлению (удочерению) и иным формам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. [23]. Прежняя система правового регулирования в области опеки и попечительства подверглась революционным изменениям. Речь идет о коренной реформе рассматриваемой сферы.

На сегодняшний день российским законодательством определены основные понятия и задачи института опеки и попечительства, основные принципы государственного регулирования деятельности, задачи и полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов (попечителей), правовой режим имущества подопечных, ответственность опекунов, попечителей и соответствующих органов, а также их государственная поддержка.

 Большое значение Закона в совершенствовании правового регулирования вопросов установления, осуществления, прекращения опеки и попечительства, в усилении защиты прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, в определении правового режима их имущества и охране их имущественных прав очевидно и бесспорно, однако нельзя не отметить, что он 
недоработан, имеет неточности, несогласованность норм и даже правовые ошибки.

Но есть много положительных  тенденций, например, общее сокращение числа детей, выявляемых ежегодно как оставшихся без попечения родителей, и развитие семейных форм устройства детей-сирот приводит к сокращению численности воспитанников, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Это все благодаря  качественно новому подходу в организации работы с неблагополучными семьями, который базируется на приоритете сохранения биологической семьи для ребенка.

Благодаря современному законодательству люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.
    2. Федеральный Закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
    3. Федеральный Закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    4. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
    5. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об опеке и попечительстве».
    6. Указ Президента РФ от 14 июня 2007 года № 761 «О проведении в Российской Федерации года семьи».
    7. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
    8. Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».
    9. Гражданский кодекс РФ.
    10. Семейный кодекс РФ.
    11. Письмо Минобразования РФ от 25 июня 2007 года № АФ-226/06.
    12. Сборник Законодательства РФ. 1994, № 32. Ст. 3301.
    13. Сборник Законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14.
    14. Сборник Законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
    15. Стенографическая запись заседания Организационного комитета по проведению в 2008 году в Российской Федерации года семьи. // Семейное и жилищное право. 2007, № 5.
    16. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20 июля 2007 года № 114-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО – Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» (с изменениями на 22 декабря 2008 года).
    17. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 декабря 2008 года № 148-оз «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории ХМАО – Югры».
    18. Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. А. Левитской на Всероссийском семинаре-совещании «Организация работы по опеке и попечительству несовершеннолетних граждан в свете принятия ФЗ «Об опеке и попечительстве». – сентябрь, 2009 года.
    19. Гулидов П. В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве.// Журнал российского права. – 2006г. - № 6. – с. 69-74.
    20. Кирилловых А. А. Опека и попечительство под охраной закона.// Гражданское законодательство. – 2008г. - № 9 (293). – с. 45-50.
    21. Официальный сайт ХМАО-Югры // www.admhmao.ru.
    22. http.deputatandreev.ru/main.php.
    23. http://www.duma.gov.ru/family/reportcomm4.htm
    24. http://www.to-1.ru/artikles/139/

 




Информация о работе Социальная политика государства в области опеки попечительства