Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа
Актуальность темы в том, что на данном этапе коренным образом изменилась социальная политика государства в области опеки и попечительства. Органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.
Итак, целью данной работы выступает изучение и анализ социальной политики государства в области опеки и попечительства. Объектом данной курсовой работы является организация опеки и попечительства на различных уровнях управления. Предметом выступают особенности опеки и попечительства.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства 5
1.1. Опека и попечительство как приоритетное направление государственной социальной политики на современном этапе 5
1.2. Понятие опеки и попечительства 7
1.3. Становление российского законодательства об опеке и попечительстве 10
Глава 2. Реализация законодательства в области опеки и попечительства в России 15
2.1. Организация опеки и попечительства на уровне субъекта РФ 15
а) Структура органов опеки и попечительства субъекта РФ 16
б) Кадровое обеспечение органов опеки и попечительства субъекта РФ 17
в) Основные полномочия органов опеки и попечительства субъектов РФ 18
2.2. Организация опеки и попечительства на уровне местного самоуправления 21
2.3. Организация опеки и попечительства в ХМАО – Югре 25
Глава 3. Совершенствование опеки и попечительства в Российской Федерации 28
3.1. Защита и поддержка опеки и попечительства 28
3.2. Новые возможности, права и обязанности в области опеки и попечительства 29
Заключение 37
Список литературы
Частью 2 ст. 16 Закона установлено совсем другое правило, а именно:«...орган опеки и попечительства исходя из интересов подопечного вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки и попечительства на возмездных условиях». Если сравнить положения ч. 2 ст. 14 с положениями ч. 2 ст. 16 Закона, то налицо несогласованность правовых норм, поскольку по правилам первой нормы орган опеки и попечительства обязан заключить договор, а по правилам другой нормы он вправе это сделать, а, следовательно, не обязан.
4. Правило, предусмотренное ч. 4 ст. 21 Закона, не согласуется с правилами ст. 168 ГК РФ и не в полной мере отвечает интересам подопечного. В силу ч. 4 ст. 21 Закона при обнаружении опекуном или попечителем факта заключения без предварительного разрешения органа опеки и попечительства от имени его подопечного договора, затрагивающего осуществление его имущественных прав, он обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. Между тем при заключении опекуном или попечителем от имени подопечного договора по распоряжению его имуществом без предварительного согласия органа опеки и попечительства, когда такое согласие требуется, имеет место нарушение п. 2 ст. 37 ГК РФ (с 1 сентября 2008 г. - ст. 21 Закона), в связи с чем такой договор по правилам ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой. Судебная практика придерживается твердой позиции, в соответствии с которой сделка, совершенная опекуном или попечителем по распоряжению имуществом (в том числе квартирой), принадлежащим подопечному, без согласия органа опеки и попечительства является недействительной.
Последствия расторжения договора и признания его недействительным не одинаковы. Во-первых, ничтожная сделка недействительна с момента ее заключения, она не порождает никаких прав и обязанностей, а договор считается расторгнутым только с момента вступления в законную силу решения суда, которым он расторгнут. До этого момента договор имеет юридическую силу, а стороны сохраняют возникающие из него права и обязанности. Во-вторых, требование о признании сделки ничтожной или о применении последствий такой сделки вправе предъявить любое заинтересованное лицо, а требование о расторжении договора — только стороны данного договора и органы, имеющие по закону право предъявлять требования в защиту прав и интересов других лиц. Закон обязал орган опеки и попечительства предъявить указанный иск, не указав о правах иных лиц на предъявление иска. Как в случае признания договора недействительным, так и при его расторжении у подопечного, чье имущество было незаконно отчуждено опекуном или попечителем, возникает право на получение платы за пользование этим имуществом, но при недействительности договора такое право возникает с момента заключения договора, а при расторжении договора - только со дня вступления в законную силу решения суда, которым договор расторгнут. Таким образом, установив правило о расторжении договора вместо признания его недействительным, Закон тем самым лишил несовершеннолетнего права на получение с опекуна или попечителя либо с приобретателя незаконно отчужденного имущества платы за пользование данным имуществом в период со дня заключения договора до момента вступления в законную силу решения суда о его расторжении. Если срок рассмотрения дела в суде будет длительным, то этот период будет продолжительным, а убытки — значительными (например, при незаконном отчуждении квартиры подопечного).
6. Глава 7 Закона «Государственная поддержка опеки и попечительства» содержит всего одну статью (ст. 32), недостаточно разработана, формы государственной поддержки не конкретизированы. Глава не содержит гарантий осуществления такой поддержки.
Подводя итог данной главы
трудно не сказать о следующем. В выступлении
на церемонии инаугурации Президент России
Дмитрий Медведев заявил, что придает
особое значение фундаментальной роли
права, на котором основывается наше государство
и гражданское общество, и поставил задачу
добиться истинного уважения к закону,
преодолеть правовой нигилизм, который
серьезно мешает современному развитию.
Выполнение этой задачи во многом зависит
от четкости, ясности и понятности
принимаемых законодательных актов. Принятие
недоработанных законов, содержащих несогласованные
между собой правовые нормы, не содействует
устранению правового нигилизма. Таким
образом, законодательному органу — Государственной
Думе РФ, подготовившей проект Федерального
закона «Об опеке и попечительстве», в
целях реализации поставленной Президентом
России задачи можно было бы ввести в практику
предварительное опубликование для обсуждения
проектов законов, имеющих большое значение
для гражданского общества. [22].
Необходимо отметить,
что в общей системе общественн
Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике было связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Естественно, что каждому этапу исторического развития в России опеки и попечительства соответствовали свои особенности, продиктованные потребностями общества. Государство приложило немало усилий для обеспечения более эффективной политики по укреплению российской семьи, поддержке детей, оказавшихся в социально опасном положении, их воспитанию в семейном окружении, а также по формированию позитивного отношения общества к усыновлению (удочерению) и иным формам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. [23]. Прежняя система правового регулирования в области опеки и попечительства подверглась революционным изменениям. Речь идет о коренной реформе рассматриваемой сферы.
На сегодняшний день российским законодательством определены основные понятия и задачи института опеки и попечительства, основные принципы государственного регулирования деятельности, задачи и полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов (попечителей), правовой режим имущества подопечных, ответственность опекунов, попечителей и соответствующих органов, а также их государственная поддержка.
Большое значение Закона в совершенствовании
правового регулирования вопросов установления,
осуществления, прекращения опеки и попечительства,
в усилении защиты прав несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей, а
также недееспособных и ограниченно дееспособных
граждан, в определении правового режима
их имущества и охране их имущественных
прав очевидно и бесспорно, однако нельзя
не отметить, что он
недоработан, имеет неточности, несогласованность
норм и даже правовые ошибки.
Но есть много положительных тенденций, например, общее сокращение числа детей, выявляемых ежегодно как оставшихся без попечения родителей, и развитие семейных форм устройства детей-сирот приводит к сокращению численности воспитанников, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Это все благодаря качественно новому подходу в организации работы с неблагополучными семьями, который базируется на приоритете сохранения биологической семьи для ребенка.
Благодаря современному законодательству люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне.
Информация о работе Социальная политика государства в области опеки попечительства