Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа
Актуальность темы в том, что на данном этапе коренным образом изменилась социальная политика государства в области опеки и попечительства. Органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.
Итак, целью данной работы выступает изучение и анализ социальной политики государства в области опеки и попечительства. Объектом данной курсовой работы является организация опеки и попечительства на различных уровнях управления. Предметом выступают особенности опеки и попечительства.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы опеки и попечительства 5
1.1. Опека и попечительство как приоритетное направление государственной социальной политики на современном этапе 5
1.2. Понятие опеки и попечительства 7
1.3. Становление российского законодательства об опеке и попечительстве 10
Глава 2. Реализация законодательства в области опеки и попечительства в России 15
2.1. Организация опеки и попечительства на уровне субъекта РФ 15
а) Структура органов опеки и попечительства субъекта РФ 16
б) Кадровое обеспечение органов опеки и попечительства субъекта РФ 17
в) Основные полномочия органов опеки и попечительства субъектов РФ 18
2.2. Организация опеки и попечительства на уровне местного самоуправления 21
2.3. Организация опеки и попечительства в ХМАО – Югре 25
Глава 3. Совершенствование опеки и попечительства в Российской Федерации 28
3.1. Защита и поддержка опеки и попечительства 28
3.2. Новые возможности, права и обязанности в области опеки и попечительства 29
Заключение 37
Список литературы
После революции 1917 г. форма устройства
детей приняла
В течение более десяти лет, начиная со времени зарождения российского демократического государства, ознаменованного принятием 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, наша страна позиционирует себя, в первую очередь, как социальное государство. Данная характеристика основывается на содержании ст. 2 Конституции, которая говорит о том, что человек, его права и свободы являются в России высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — прямая обязанность государства. Вместе с тем Конституция предусматривает и ряд дополнительных оснований для подтверждения вышесказанного: например, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение. [1].
Следовательно, государство путем принятия Конституции страны закрепило за собой обязанность по осуществлению всесторонней защиты тех категорий граждан, которые мы называем «социально незащищенные». До 2008 года суть таких понятий, как «социальная защита» и «социально незащищенный», законодательством не была раскрыта, однако грамматическое толкование позволяло определить, что общий смысл их состоял в обозначении всего, что связано с защитой человека как участника общественных отношений, в данном случае общественных отношений в рамках государства. В свою очередь, защиту, исходя из сущности общественных отношений, рассматривали в различных проявлениях: как правовую, как материальную (т. е. связанную с повышением уровня доходов отдельных категорий граждан), медицинскую и т. д., т. е. соответственно общим направлениям данных отношений.
Надо сказать, что государство, пусть не всегда в полной мере и последовательно, все же обеспечивало социальную защиту граждан даже в самые тяжелые постперестроечные годы и продолжает делать это до сих пор. Ранее, до 2005 г., в каждом муниципальном образовании России существовали местные органы социальной защиты населения, которые на местах решали все основные вопросы социального обеспечения, частично получая на эти цели субвенции из региональных и федерального бюджетов, частично — за счет средств бюджетов муниципальных образований. [19, 69].
В 2005 г. в связи с проведением в стране реформы местного самоуправления, предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 131-ФЗ), во многих регионах страны муниципальные органы социальной защиты населения постепенно реорганизовывались в структурные подразделения региональных администраций. Произошло это потому, что ФЗ № 131-ФЗ не предусматривает социальную защиту в качестве вопросов местного значения сельского (городского) поселения или муниципального района (городского округа), составляющих новую структуру реформируемых органов местного самоуправления.[3]. Поэтому теперь весь объем полномочий, связанных с осуществлением социальной защиты населения, передан, как это и продекларировано в Конституции, государству, в лице органов государственной власти субъектов РФ. Законодательство о социальной защите на сегодняшний день не имеет завершенной структуры и требует определенного пересмотра и доработок. [19, 70].
До 1 сентября 2008 года правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних составлял ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [11].
Опека и по сей день устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекунская семья предполагает родственные связи (прямые или косвенные) ребенка с опекуном. Под опеку обычно отдаются дети, имеющие прямых родственников со стороны одного из родителей. Опеку принимают бабушки, дедушки, реже – дяди и тети детей. Определяют опекуна органы опеки и попечительства. В задачу опекуна входит воспитание и развитие ребенка, защита его прав. Опекун осуществляет, контроль за сохранение и использование имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого или недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. На подопечных детей распространяются льготы, нормы и преимущества, установленные для воспитанников детских домов. [21].
01.09.2008 года вступили в силу
Федеральные законы от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об
опеке и попечительстве» и от 24.04.2008 N 49-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального
закона "Об опеке и попечительстве". В связи со вступлением в
законную силу названных законов с 1 сентября 2008 года существенно изменяются
основы осуществления опеки и попечительства.
Федеральный закон
от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и
попечительстве" регулирует отношения, возникающие в
связи с установлением, осуществлением
и прекращением опеки и попечительства
над недееспособными или не полностью
дееспособными гражданами.
Федеральным законом установлены: задачи государственного
регулирования деятельности по опеке
и попечительству; основные принципы государственного
регулирования деятельности по опеке
и попечительству; задачи, полномочия
и обязанности органов опеки и попечительства;
правовой статус опекунов и попечителей,
включая порядок определения лиц, имеющих
право быть опекунами или попечителями;
возможности безвозмездного и возмездного
исполнения обязанностей по опеке и попечительству;
основания прекращения опеки и попечительства
и последствия этого.
Раскрыто понятие предварительных опеки
и попечительства, а также порядок заключения
договора об осуществлении опеки или попечительства
(в том числе договора о приемной семье
и договора о патронатной семье).
Федеральный закон предусматривает, что права и обязанности
опекунов и попечителей определяются
гражданским законодательством, а права
и обязанности опекунов и попечителей
относительно обучения и воспитания несовершеннолетних
подопечных определяются семейным законодательством.
Урегулирован статус подопечных - установлены
имущественные права подопечных, порядок
охраны имущества подопечных и особенности
распоряжения недвижимым имуществом,
принадлежащим подопечному. Предусмотрены
случаи получения предварительного разрешения
органа опеки и попечительства, затрагивающие
осуществление имущественных прав подопечного.
[18].
Законом установлено, что за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется надзор органами опеки и попечительства. При этом опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов. [4].
Таким образом, на каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества. Прежняя система правового регулирования в области опеки и попечительства революционным образом изменена. Речь идет о коренной реформе рассматриваемой сферы.
С 1 января 2008 года произошло реформирование системы органов опеки и попечительства. Если ранее функции указанных органов были возложены на органы местного самоуправления, то в настоящее время эти функции государственного значения выполняют органы субъектов Российской Федерации, что должно привести к повышению роли и значения органов опеки и попечительства в деле охраны и защиты прав подопечных. Таким образом, на сегодняшний день органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. [18]. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», пункт 2 статьи 121 Семейного кодекса РФ). В соответствии с Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлена зависимость применения законов субъектов Федерации от положений указанного Федерального закона, которая определяется спектром решаемых вопросов.
Законом предусматривается наделение полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Для осуществления эффективной работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предусматривается создание государственным органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации своих территориальных органов (управлений, отделов), действующих на территории одного или нескольких муниципальных образований.
В соответствии с Законом на государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации возлагаются общие полномочия по организации и методическому сопровождению работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, осуществлению координации и контроля за деятельностью территориальных органов опеки и попечительства, а также полномочия по ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Полномочия и порядок организации деятельности территориального органа опеки и попечительства определяются Положением о территориальном органе опеки и попечительства.
Предлагаемая схема
организации работы по опеке и
попечительству в отношении
Значительный объем работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, с учетом возрастающих требований к указанной деятельности на современном этапе, обусловливает необходимость соответствующего кадрового обеспечения органов опеки и попечительства.
В штатном расписании органов опеки и попечительства субъекта РФ, прежде всего, территориальных органов опеки и попечительства, непосредственно решающих задачи обеспечения прав несовершеннолетних, необходимо предусматривать наличие специалистов с высшим профессиональным (базовым юридическим, педагогическим, психологическим) образованием в количестве, необходимом для выполнения соответствующим органом опеки и попечительства своих полномочий.
Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних необходимо также обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства и подведомственных им учреждений.
Информация о работе Социальная политика государства в области опеки попечительства